Глас народа

Как-то не заметно, за делами и заботами, проскочила, пролетела моя жизнь. И оглядываясь назад, и перебирая в памяти прожитые годы, вспоминаю и удачные времена в делах, и явные промахи. И один из таких промахов навсегда врезался в память. Казалось бы, незначительный эпизод в моей жизни, ничего не значащая встреча, а мне, до сих пор стыдно, когда вспоминаю ту, случайную встречу в поезде.

Конец восьмидесятых, начало девяностых годов двадцатого столетия, что только в те годы не происходило. Было разное, было и такое, когда пришлось ограничить потребление сахара в стране. Связь с Кубой, которая поставляла в Союз большую часть сахара была прервана, и пришлось экстренными темпами искать выход из создавшейся ситуации. Тогда-то и был разработан норматив на потребление сахара. Как уж там считали, и конкретно кто, я не знаю, но, в результате получилось по килограмму на человека в месяц. Разработали, послали директиву и всё, забыли об этом. Слишком много срочных дел, одно за другим, наваливалось с каждым днём.

Я вертелся как белка в колесе, стараясь везде успеть и до всего дотянуться, разъезжая по всей нашей необъятной стране. И вот, в одну из поездок, я сел в поезд Волгоград-Ростов. Погруженный в свои мысли, я сначала не обратил внимания на соседку по купе. Молодая, симпатичная женщина сидела тихо, совершенно не мешая мне думать. Это был тот золотой тип женщин, которые больше молчали, чем говорили. Меня это вполне устраивало и мы, ни о чем не говоря, проехали не меньше трети пути. И тут легкий стук, и в приоткрытую дверь купе заглядывает проводница, предлагая нам выпить чая. Мы соглашаемся, и уже через десять минут проводница, распахнув дверь купе на правах хозяйки, вносит исходящие паром стаканы в подстаканниках и кладёт запакованный в пакетиках сахар. И, не успела проводница толком выйти из купе, я услышал радостно-удивлённый возглас.

- И сахар дают!
Я посмотрел на свою спутницу. Глаза её радостно сияли. Увидев моё недоумение, она, как-то сконфуженно объяснила.
- Вы не представляете, как давно я не пила чай с сахаром.
Тут уж настало моё время удивиться.
- Почему?
- Так, приходится жестко экономить.
- Да, почему вам приходится экономить? Вам, что, не хватает сахара?
- Не хватает….
- Так почему вы не купите столько, сколько вам нужно?
- А вы, разве не знаете, что сахар дают по талонам?
- ???..... По талонам? И сколько же дают в руки?
- Один килограмм на человека.
- И что, этого мало?
- Конечно, мало! У нас с мужем двое детей и старенькая мама в придачу. А, как известно, что старый, что малый, на них я не могу экономить, вот и приходится экономить на себе. Кофе я уже привыкла пить без сахара, а вот чай, никак не получается, не идёт он без сахара. А если что-нибудь спечёшь, тогда вообще, без сахара остаешься. Вот и решаешь каждый раз дилемму, то ли печь, то ли нет. Да, в городе ещё более-менее, а вот в деревнях, вообще по полкило на человека дают, как будто там не такие же люди живут, и им не хочется сладкого.
- Это, наверно, что бы самогон не варили.
- Какой самогон? Там почти везде одни старики остались. Они не то, что самогон, хлеб не всегда видят. То привезут его, то не привезут, то машина сломалась, то некому. А кто самогон варил, тот и сейчас найдёт лазейки. Так почему, из-за кого-то всех стариков обидели? Они и так позабыты и богом и людьми, так ещё и сахара лишили. Фрукта сыпется, раньше, хоть варенье могли сварить, что бы зимними вечерами собраться всем вместе и попить чая. Что же им, старым-то, остаётся? Только вспоминать прошлое, да пить чай…. А вы, видать, не по талонам сахар получаете? Вон как удивились….

Что я мог на это ответить. Жгучий стыд терзал моё сердце. Я никогда не пил чай без сахара, и никогда не получал его по талонам. Я никогда не знал, сколько же его, на самом деле, нужно человеку. Наверно, каждому по потребности. С той встречи я по-другому стал смотреть на многие вещи, понимая, что сводка с мест, это одно, а живой глас народа, совсем другое.


Рецензии
О боже вы счастливчик. Вы так многого не знали и видимо не знаете. Прям клянусь позавидовала .

Даилда Летодиани   19.10.2019 02:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.