Турникет - индикатор честности

Я стоял в длинной очереди на автобус. В часы пик в Москве очереди на городской транспорт особенно велики. В очереди я стоял одним из первых и рассчитывал уехать следующим автобусом.
Не так давно в московском городском транспорте ввели турникеты. Входить в транспорт теперь можно было только через переднюю дверь вагона, снабженную турникетом, который срабатывал от контакта с проездными документами. Остальные двери водитель открывал с некоторой задержкой и только для выхода пассажиров.
Народ роптал. Раньше автобус заполнялся мгновенно. Теперь же нужно было долго ждать, пока салон не заполнят входящие поодиночке пассажиры. А тут еще некоторые забывчивые граждане покупали билеты у водителя, задерживая посадку. Некоторые мои знакомые возмущались тому факту, что стоимость билета у водителя намного дороже, чем в кассе. Я им отвечал, что, если бы  билет стоил столько же, то полвагона покупало бы билет у водителя. А сами они тогда быстрее бы дошли пешком до любого пункта Москвы.
Первое время народ не стремился проходить в конец вагона, образуя пробки у входа, хотя в хвосте вагона было пусто. Люди тихонько матерились, нещадно ругая Лужкова.
Раньше большая часть пассажиров наземного транспорта ездила бесплатно. И многие, якобы честные, люди находили для себя оправдание. С одной стороны, в битком набитом вагоне вытащить билет из кармана или из сумки было довольно трудно. С другой стороны, если эта процедура все же удавалась, то приходилось морочить голову большому количеству людей, передавая через них билет стоящим у компостера людям, затем просить пробитый билет обратно. В общем, целая трудная процедура, которой многие решали не заниматься. Правда, всегда находились «чудаки», которые наотрез отказывались проезжать бесплатно, доставляя массу хлопот окружающим.
Теперь стало больше порядка. В вагон проходят через турникет все по одному, без сутолоки и ругани. Конечно, теперь поездка длится несколько дольше. Но за порядок приходится платить временем. Бесплатного в мире ничего не бывает!
Народ привыкал к новому порядку долго и с трудом. Часть активного населения пыталась прорваться в вагон в выходные двери, навстречу выходящей толпе. Водители пытались задерживать нарушителей, закрывая двери сразу после выхода последнего пассажира, но это было трудно осуществить, не прищемив кого-либо. Некоторые безбилетники пытались проходить через турникет по двое, а то и по трое по одному билету. По трое, оказалось, проходить трудно, а по двое и сейчас проходят.
Я подумал, что турникет является хорошим тестом на честность.
Сейчас, когда публика привыкла к нововведению, смирилась с потерей времени, стало любопытно наблюдать за поведением людей. Некоторые наглые молодые парни и девчонки научились быстро складываться пополам и, не задерживая очереди, проскакивать под турникетом. Холеные, хорошо одетые, они, по моему мнению, вовсе не страдают от безденежья. А вот полная мадам лет 34 – 40, с трудом согнувшись и покряхтывая, протиснулась под турникетом, удобно устроилась на свободном месте и достала дорогущий «мобильник».
Но есть «зайцы» более стеснительные: вроде бы и платить нет желания, но и выставлять на публику свою мелочность тоже не хочется. Они опускают в щель турникета старый билет, а когда турникет не срабатывает, делают недоуменный вид, пожимают плечами, мол, опять продали бракованный билет. Затем, как бы нехотя, вынужденно протискиваются под турникетом. Одного такого жулика, который при мне таким способом проник в вагон, поймал контролер, проверив его билет. Билет оказался пробитым, а вовсе не бракованным.
Эта категория пассажиров все-таки имеет хоть какие-то зачатки совести.
Некоторая часть моих знакомых «зайцев» используют для бесплатного проезда транспортную карту москвича своих бабушек и дедушек, которые на работу не ездят. Иногда их ловят контролеры. Однако, контролеры ходят редко, а совесть от такой процедуры уплаты за проезд у этой категории граждан дискомфорта не испытывает.
Турникет заставляет каждого человека ежедневно решать для себя задачу: обмануть московский бюджет на 20 рублей у всего честного народа или разориться на двадцатку, но остаться с чистой совестью в этом незначительном случае. Ну, тут уж, какое чувство у каждого в душе пересилит! А кто-то умышленно не собирается платить, независимо от своего благосостояния. Он просто так всегда живет. Другой придумывает оправдание: я мало получаю, транспорт дорогой, государство нас грабит. Так и я от него немножко «отщипну»! Правда, он все более и более чувствует себя не в своей тарелке: другие-то платят. И все это на виду! А некоторым гражданам, купившим билеты, просто пузо мешает поднырнуть под турникет. Тоже причина!
В 90-е годы, когда москвичам по 3 – 4 месяца не платили зарплату, многие пытались проехать без билетов. Просто не было денег не только на транспорт, но и на хлеб. Впрочем, и тогда были люди, которые оставались голодными, но проезд оплачивали.
Статистика утверждает, что после установки турникетов поступления в бюджет от наземного городского транспорта увеличились в 2 – 3 раза. Эта прозрачность заставила большую часть населения быть честными. Даже те, кто готов на мелкое жульничество, не хотят, чтобы об этом все знали. Прозрачность – великое дело!
Вот бы поставить особые, волшебные турникеты в «коридорах власти»! Если чиновник принял государственное решение в пользу собственного кармана, то, выходя из кабинета, он будет вынужден пролезать под турникетом.
Впрочем, это может не помочь. Одно дело, когда пути берущих взятки и ворующих государственные и частные деньги чиновников (и знающие, что этот факт всенародно известен) не «пересекаются» с «обычными» гражданами в повседневной жизни (чиновники живут в своем изолированном мире, в роскошных кабинетах, с охраной, мигалками, деньгами). Другое дело – смотреть людям в глаза у турникета…
Подошел мой автобус. Я поднялся на подножку. Мысли мои прервались. И хорошо, что прервались, а то неизвестно, до чего я еще мог бы додуматься.
                P. S.
          Кстати, о турникетах. Недавно, проходя мимо  касс метро, я наблюдал следующую картину. Рядом с очередью стоял мужчина и предлагал проехать в метро за 20 рублей при стоимости билет -22 рубля. Тех, кто к нему обращался, протягивая двадцатку, он отводил к крайнему турникету, где стоял другой человек, который нажимал какую-то кнопку на турникете и пропускал пассажира. Вот такой бизнес!
          Ни милиции, ни дежурных рядом не было. Я остановился и понаблюдал. К моему удовлетворению, людей, которые воспользовались этой «услугой», польстившись на экономию двух рублей, было совсем не много.

                2 апреля 2009 года.


Рецензии
Все точно. Ничего не изменилось. Только цена билета стала другой.

Екатерина Шильдер   29.01.2016 21:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.