Математик с поэтической душой

Математика. Людям с гуманитарным складом мышления эта наука  представляется сплошным набором чисел, где отсутствуют  чувства и эмоции, где царствует Ее величество Логика, и нет места для души. Возможно, поэтому о математиках мы не услышим  возвышенных и восторженных речей, их труд не выставляется на театральной сцене, даже Нобель, учредив свою знаменитую премию, отказался присуждать ее ученым-математикам. Однако сегодня мы нарушим  эту несправедливую «традицию» и познакомим наших читателей с человеком, чей жизненный путь всецело был отдан служению математики, расскажем о  талантливом педагоге, ветеране Второй мировой войны,  так много сделавшему для своего родного Каттакургана - Семене Назаровиче Мотине.

Не устаешь удивляться, насколько наша земля богата  самородками – особенными людьми, обладающими невероятными способностями в различных областях знаний.  Главное, вовремя  их заметить, понять, если надо, то и помочь, поведать о них миру, чтобы знали соотечественники, с какими современниками довелось им  жить бок о бок. Семен Назарович Мотин, скромный учитель математики, проработавший около сорока лет в различных учебных заведениях  Каттакургана, один из таких самородков, которым стоит гордиться всей нашей республике.
Впервые увидев этого уникального в своем роде человека, которому сегодня давно перевалило за 80, поражаешься его увлеченностью любимым делом – математике. К сожалению, вот уже более шести лет Семен Назарович абсолютно ничего не видит, но не ослеп его разум. Ночами напролет без помощи какой бы то ни было техники и приспособлений он продолжает выводить формулы, производить расчеты, находить в казалось бы хаотичном мире цифр некие математические закономерности. Я не обладаю глубокими математическими познаниями, однако  то, что делает в уме Семен Назарович достойно Книги рекордов Гиннесса. Например, по собственно разработанной методике, он за пару секунд возводит в квадрат двухзначное число, перемножает четырехзначные числа, по одной лишь заданной площади или периметру плоской фигуры может найти ее стороны, а если дана диагональ параллелепипеда, то ему не составит труда   вычислить его высоту, ширину и длину. Так, при диагонали фигуры равной 99 Мотин нашел целых 45 вариантов решения. А как красиво, минимальным количеством цифр путем их сложения, умножения и вычитания, он раскладывает различные знаменательные даты. Попробуйте выложить одними семерками или восьмерками, например, год вашего рождения. Уверена, даже опытным математикам с первого раза такое будет не под силу. Некоторые вовсе отмахнуться, мол, зачем, все это? Но на самом деле, все вокруг пронизано математикой, а еще с пифагорейских времен, а по некоторым данным и раньше, число обладает великой силой, а кто умеет с ним работать, тот избран самой природой для великих целей.

 А  у непосвященного человека, слушающего Мотина, голова может пойти кругом от сыплющихся, как из рога изобилия, цифр и формул, что  всего-навсего лишь маленькая часть того огромного моря информации по математике, которой обладает Семен Назарович. Возможно, живя в других условиях и выбрав не преподавательскую, а научную деятельность, Мотин действительно прославился бы на весь мир. Но он избрал нелегкий учительский труд, причем ни минуты не жалея о сделанном выборе. И сегодня талантливого педагога вспоминают добрым словом тысячи людей, которых он познакомил с увлекательным миром математики.

Говорят, где родился – там и пригодился, но Семен Назарович являет своей судьбой обратный пример, когда благодарность приютившей земле вдруг перерастает в самоотверженную любовь к новой Родине. А случилось это в далекие 30-е годы прошлого столетия, когда в город, расположенный в нескольких десятках километрах от Самарканда в живописной Зарафшанской долине,  11-летний Семен вместе с семьей приехал спасаться от голода, бушующего  тогда в Среднем Поволжье, а именно в Пензенской области. В Каттакургане тогда началось строительство уникального в бывшем Советском Союзе маслоэкстракционного завода, куда и пошел работать отец Семена. Мальчика же, у которого с самого детства проявлялись способности к математике (с семи лет в родной деревне он, помогая дяде-крестьянину, вычислял площадь клина), определили в школу в пятый класс.
Жили они в бараках, где в одной большой комнате, разделенной фанерными перегородками, а то и просто занавесками, ютилось по две-три семьи. Однако на жизнь никогда не жаловались, да и как можно на что-то жаловаться, когда  гостеприимный, простодушный местный народ, сам особо не шикующий, распростер им, хлебнувшим столько горя на своем долгом пути из голодного Поволжья, свои добрые руки.

- Меня интересовало все, что было связано с узбекским народом и его культурой, - вспоминает Семен Назарович. – В то время местные женщины в паранджах на базаре виноградом торговали, и я удивлялся, как им, бедным, тяжело – ведь не видят ничего. Не знал, что сквозь сетку из конского волоса, не показывая себя, прекрасно можно наблюдать за происходящим вокруг. Нравилось смотреть, как люди веселятся на свадьбах, нравилось слушать их веселые, задорные песни. Вместе со здешним народом я как бы заново учился радоваться простым вещам: солнцу, воде, деревьям, поющим птицам, поспевающим помидорам и винограду. Уроки мне приходилось делать возле сторожки охранника, где горел единственный в округе электрический фонарь. Старенький сторож незаметно научил меня узбекскому языку, на котором я свободно изъяснялся уже в 12 лет.

Школу Мотин окончил  с отличием, но еще будучи учеником,  набирал группу ребят с маслозавода и готовил их по математике. Все они потом поступили в Самаркандский техникум механизации и сельского хозяйства. После окончания школы Семен Назарович занимался с допризывниками из близлежащих кишлаков, обучая их русскому языку и физической культуре, не забывая и свой любимый предмет.

В 1940 году Мотина забрали в армию на Кавказ. В Баку он попал в авиатехническую школу и освоил дело авиамехаников. Началась война. Часть, в которой служил Семен Назарович, обороняла сначала Баку, затем Краснодар, Майкоп, Новороссийск. А в 1943 году Красная армия наступала по всем фронтам. В составе истребительного авиационного полка Мотин участвовал в освобождении от фашистов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, за что имеет три ордена и четыре медали. Был дважды ранен. Впоследствии боевые ранения серьезно сказались на его здоровье. Но тогда, когда страна неумолимо шла к долгожданной победе, все это казалось незначительными пустяками.

Вернулся Семен Назарович в теперь уже ставший родной Каттакурган с твердым намерением продолжить учебу.

- Не хотели меня отпускать из армии, - рассказывает Мотин, – не хватало специалистов в авиамеханике. Я же изнемогал от этой рутиной работы, от высокотоксичного авиационного топлива и тосковал по математике. Война год как кончилась, и хотелось домой. И командование, увидев справку о моей преподавательской деятельности, наконец, демобилизовало меня.

В Самаркандский университет на физико-математический факультет Семена Мотина приняли без экзаменов. Однако с головой окунуться в студенческую жизнь ему не дали материальные затруднения. Ведь после смерти отца на плечи единственного мужчины в семье легла забота о матери и сестренке. И потом, к тому времени он женился на своей однокласснице  Валентине Болдыреве. Поэтому Семен Назарович взял уроки математики в школе№32. До четырех часов дня учился в университете, а потом бежал в школу. Но энергии в молодом человеке было столько, что он умудрялся вести еще и общественную деятельность, возглавляя университетский профсоюзный комитет, который при нем не просто существовал как некая обязаловка, а разросся в солидное объединение учащийся братии. Здесь выделялась материальная помощь малоимущим, велась активно кружковая работа, был организован свой духовой оркестр.

Учеба в СамГУ закончилась, Мотин возвратился в Каттакурган и пришел учителем математики в школу№3, которую когда-то закончил. Вообще, это учебное заведение особенное, с героическим прошлым и подающем надежды будущем. В этом году школе исполняется 70 лет. За это время из ее стен было выпущено тысячи учеников, многие выпускники этой школы были награждены боевыми орденами и медалями. В память о погибших на фронтах Второй мировой войны учителях и выпускниках на школьном дворе воздвигнут памятник. И в этой школе Семен Назарович проработал десять лет.

Не секрет, что сейчас дети, избалованные телевидением и компьютерными играми, все меньше рвутся получить знания, но тогда их просто невозможно было остановить. В классы, где вел математику Мотин, ученики стремились попасть любой ценой, хотя учитель был строг и требователен. Более того, все желающие ходили на кружок, организованный Семеном Назаровичем.

- Знаете, чтобы ребенок занимался, его надо заинтересовать, - говорит мой собеседник. – Я сам любил решать занимательные задания, увлекал ими детей. А еще, когда давал задачу, то показывал несколько способов ее решения, вырабатывал у ребят творческий подход к математике. Ведь многие как считают, что решил пример, с ответом сошелся и все. Нет, я предлагал всегда посмотреть на задачу с другой стороны, тем самым возбуждал и интерес, и мыслительную способность. Однажды к одному тригонометрическому уравнению придумал 12 способов его решения. Я старался показать всю красоту математики в гармоничном решении заданий. А еще в уроках или лекциях по математике очень важно отметить значимость той или иной темы, иначе учащиеся трудно воспримут все эти дебри, нескончаемый массив формул. Кстати, если видел, что мальчик или девочка с гуманитарным мышлением, я им давал легкие задания, зачем делать из физиков лириков? У них в другом талант, пусть его и развивают.

К слову, сам Семен Назарович наизусть знает всего Есенина, многое из Блока и Лермонтова. Ведь не зря математику сравнивают с поэзией:  и там, и здесь действуют довольно сложные механизмы поиска и филигранное оформление найденного результата.

Да, память учеников Мотина до сих пор хранит добрые воспоминания о нем, как не просто  научившем их считать, но сделавшим это так, что обучающийся никогда не сможет забыть его уроки. Более того, как о честном и порядочном человеке, никогда не бросившим тень на свое доброе имя.

После школы Семен Назарович  возглавляя учебную часть сначала в вечернем индустриальном и через какое-то время в планово-экономическом техникуме. Здесь был другой контингент: студенты. 16 лет Мотин не знал, что такое  выходные и отпуск. Сотни студентов-заочников прошли через его руки, прочитаны тысячи лекций, столько же проведено консультаций. И когда пришел срок уходить на пенсию, Семена Назаровича, как всегда, не отпустили. Еще шесть лет он преподавал свой любимый предмет.

За добросовестный труд, за неоценимый вклад в развитие края Семен Назаровичу было присвоено звания «Отличник среднего специального образования СССР» и «Отличник народного образования Узбекистана», кроме того Мотин был награжден медалью «Жасорат».

Сегодня С. Мотин на заслуженном отдыхе, выросли дети и внуки, есть и правнуки. Рядом с ним жена и, по словам самого Семена Назаровича, она его верная боевая подруга, с которой на протяжении 55 лет они делили и горесть, и радость. Валентина Ивановна Болдырева сама педагог, историк-методист, 25 лет проработавшая завучем в школе№4, также как и супруг она «Отличник народного образования».

Оглядываясь на прожитые годы, Семен Назарович называет себя счастливым человеком, потому что всю свою жизнь он отдал любимому занятию, его деятельность приносила пользу обществу и уважение со стороны окружающих его людей. А это, согласитесь, многого стоит.


Рецензии
Прочитал с большим интересом. Спасибо!
С уважением,


Асламбек Гайтукаев   28.07.2017 14:52     Заявить о нарушении
Спасибо. Вам всех благ в творчестве!
С уважением,

Анастасия Павленко   28.07.2017 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.