Лавизм и современное искусство
На Руси, на рубеже 14-15 веков работало несколько художников. Все знают творчество великого Феофана Грека. Однако, в это же время жил и другой мастер, оставивший роспись церкви Успения на Волотовом поле. Видимо, они и были основателями близкого лавизму экспрессионизма.
Другие два представителя раннего экспрессионизма жили в Англии. Мы говорим о Констебле и Тёрнере. В их этюдах и картинах мы видим буйство яркой экспрессии, к сожалению не понятой современниками. Время лавизма тогда еще не наступило. Странно, что в холодной, надменной Британии, слишком конструктивной и в некоторой степени сухой, обнаруживается живой родник искусства будущего, пробившегося сквозь толщу окаменелой лжи, миллионов тонн псевдоискусства и намного опередивший свое время.
В 20 веке следы лавизма стали обнаруживаться чаще и интенсивнее, открываясь на полотнах Сутина и позднего Шагала.
Однако первым был Фидий, древнегреческий скульптор, автор одного из семи чудес света - Статуи Зевса в Олимпии и скульптурных композиций, в том числе фризовых барельефов Парфенона и всего афинского акрополя. Ключевое понятие лавизма - первоформа - встает в его творениях со всей мощью новорожденной истины. В скульптурах великого мастера нет анатомических подробностей. Плавные изгибы высеченного камня, всерождающего, дающего жизнь телам богов и героев. И в лицах, и в коленях ,и в бедрах, и в складках одежды мы видим не привычную анатомическую реальность, а застывшую музыку, лаву, отливающуюся первоформой.
Потом уже, в эпоху возрождения полотна художников начали заковывать истину первоформы чуть отвердевающими путами линейного построения. Появились правила. Чтобы изображать, необходимо было соблюдать все больше и больше условностей техники и интеллекта. Правила, возведенные таким образом в ранг законов, были необходимы для массового обучения промышленному письму. Для стандартизации мышления художника необходимо было возвести эти законы в абсолют, как источник вдохновения, как руководителя их творчества. Творчество оставалось, но все более и более сковывалось условностями, и все меньше и меньше оставалось возможности пробиться хоть части изначального света и красоты. Выражаясь символически Первоформа, познав добро и зло условностей, была изгнана из рая. По сути, в искусстве стал побеждать Его Величество Чертеж.
Не будем вдаваться в причины случившегося, нам важно понять существует ли искусство живописи, озаренное светом, свободой, мощной животворящей силой и созидательной красотой.
Так живо ли истинное искусство? Или оно умерло, и мы, художники, напрасно прилагаем усилия? Может быть, уже давно пора сжечь холсты и краски, выбросить наши инструменты и заняться фотографией и компьютерным
Свидетельство о публикации №209070200400