Веди ести живете

Веди ести живете…

Знайте (ведайте), если живете…

Продолжая тему http://proza.ru/2009/06/30/196 об использовании знаков типа глаголицы в позднеантичном ювелирном искусстве, хотел бы обратить внимание еще на один артефакт. Это «длинная цепь (ее ошибочно считали уздой), состоящая из восьми фибул, у которых отломаны иглы»,  из Мощинского клада на Оке. Добротный археолог Петр Николаевич Третьяков (1906-1976), член-корреспондент АН СССР, обратил на нее внимание в книге «ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА» (Ответственный редактор член-корреспондент АН СССР А. Д. УДАЛЬЦОВ. ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И РАСШИРЕННОЕ. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ НАУК СССР, 1953). 
Проблемы этногенеза славян и их соседей освещены и в его книгах «Древние городища Смоленщины» (1963, в соавт. с Е. А. Шмидтом), «Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге» (1966), «У истоков древнерусской народности» (1970), «По следам древних славянских племен» (1982), а также в ряде статей. Фактологическую ценность эти труды не потеряли до сих пор, но – понятно – нет в них обзора гаплогрупп и ностратики (хотя стремление понять глубины языков есть), нет и сравнения современных версий этногенеза славян и их соседей.
К сожалению, не учел археолог скифо-сарматские достижения в ювелирном искусстве 6 – 3 вв. до н.э., когда ювелирам Рима надо было еще столетиями достигать подобного уровня, в том числе и в использовании эмалей.

 и др.
Вот знаменитая «Золотая гривна с окончаниями в виде скифских всадников». 400-350 гг. до н.э. Боспорское царство, курган Куль-Оба Керчь, Крым. Золото, эмаль; литье, чеканка, финифть. Эрмитаж. http://www.kerch.com.ua/images/articles/828_10.jpg

Стоит обратить внимание на отделку скульптурок всадников 24 века назад. Это блестящие миниатюры даже для нашего времени. И они подчеркивают европеоидность скифов, в немалой степени и их славянский облик (наряду с другими европеоидами).



Это достаточно высокий уровень ювелирного мастерства.
http://baal44.narod.ru/photoalbum3.html 
Стоит помнить, что – в частности, - перегородчатая эмаль была известна ещё в древних Египте и Греции , наибольшего расцвета достиглa в Византии в VI столетии и в Германии в Средние века, была известна и на Руси. И во все времена ношение украшений из эмали было свидетельством высокого статуса и безупречного вкуса.
Представление Петра Николаевича Третьякова о появлении этих эмалей в Сарматии следующее:
«Приблизительно во II—III вв. н. э. в Среднем Поднепровье, как и во многих других местах Европы, распространились бронзовые изделия геометрического стиля, инкрустированные цветной эмалью. Первоисточником вещей с эмалью, как показал еще А. А. Спицын, послужили римские эмали 5 (хорошо бы уважаемый Александр Андреевич Спицын (1858 – 1931) учел и отечественные корни подобных эмалей: П.З.). Но «варварские» эмали не были простым подражанием римским, они явились продуктом местного творчества, освоившего технику эмали в соответствии с местными вкусами. Именно поэтому поднепровские эмали заметно отличались как от прибалтийских, так и от западноевропейских. Предпринятые некогда попытки рассматривать вещи с эмалью как готские не могут быть признаны удачными хотя бы потому, что вещи с эмалью были распространены не в нижнем течении Днестра и Днепра, а за пределами центров готских племенных союзов — в Среднем Поднепровье 6.
(Правильно. И доказать их происхождение только из Поднепровья или Прибалтики невозможно: П.З.)
В значительном числе вещи с эмалью известны в земле северных раннеславянских племен — на Верхнем Днепре, Оке, Верхней Волге. О том, что они не были здесь местного происхождения, а завозились из Среднего Поднепровья, свидетельствуют материалы известного Мощинского клада на Оке, обнаруживающие, что владелец «не знал их настоящего назначения, В кладе имеется длинная цепь (ее ошибочно считали уздой), состоящая из восьми фибул, у которых отломаны иглы. Фибулы скреплены наглухо медной проволокой (рис. 32). Очевидно, {127} житель берегов Оки, которому посчастливилось купить или взять в качестве добычи вещи с эмалью, не умел использовать их; из фибул, служивших для скрепления легкого плаща (по две на человека), он сделал пышное, но бессмысленное ожерелье» 1.
На основании распространения «полей погребений» и курганов с трупосожжением, глиняной посуды с лощеной поверхностью, вещей с эмалью и других признаков область северных восточнославянских племен в начале н. э. обрисовывается следующим образом: бассейн верхнего Днепра, Припяти и Десны, верховья Оки, приблизительно до устья Москвы-реки, верховья Волги, приблизительно до устья Мологи и Шексны, а также Валдайская возвышенность и, наконец, южная часть бассейна озер Чудского и Ильмень. Как мы видели выше, в предшествующее время эти наиболее северные области не были заняты раннеславянскими племенами, поселения которых не заходили дальше верховьев Днепра и Волги. Очевидно, в первые века н. э. славянские племена Верхнего Поднепровья несколько расширили свою область в северном направлении, где до этого времени обитали лето-литовские и угро-финские племена.
Вне пределов очерченной выше славянской области — в среднем и нижнем течении Оки и в Поволжье известны археологические памятники восточнофинских племен, культура которых существенно отличалась от славянской. У этих племен был распространен обряд погребения в рядовых могильниках. Уже в то время у них сложились многие особенности культуры, сохранившиеся в быту местного населения вплоть до позднего средневековья и известные как по археологическим, так и по этнографическим данным. К ним относятся характерные женский костюм и головной убор, многие черты быта, элементы языческих религиозных воззрений и др. В настоящее время, после исследований П. П. Ефименко, а также работ В. В. Гольмстен, Е. И. Горюновой, А. Е. Алиховой и других уже не возникает никаких сомнений относительно того, что древние племена Поволжья являлись прямыми предками населения, обитавшего здесь в период средневековья и известного автору «Повести временных лет» под именем мери, муромы и мордвы 2»

В сборниках «Русь до Руси» и других работах мною показано, что – к примеру, - вещи с эмалями являются индикаторами полиэтничных (интеграционных, межнациональных) процессов и в Восточной Европе.  Уже во времена Геродота здесь отмечались царства со своими царями-басилевсами, а не примитивные племена. Свои княжения известны и раннему русскому средневенковью. http://ru.wikipedia.org/wiki/Северные_архонства.
Они могли существовать и во времена Германариха, который наряду с венедами включил в свою державу в 4 веке чудь и весь, мерю и мордву… http://ru.wikipedia.org/wiki/Германарих
В контурах этой державы и оказывается распространение данного типа эмалей (с подозрениями на знаки глаголицы).
«Мощинская цепь» - с учетом знаков глаголицы – могла для жителей округи Оки означать примерно следующее.
Веди ести живете, глаголь ести добро. Живите зело, как и люди.
Конечно, вероятны и иные версии перевода монограмм.  Если знаки глаголицы еще не были окончательно общеприняты, вероятны варианты одних и тех же знаков. Хотя если житель округи Оки знал включение знаков глаголицы в эмали, то он создал сравнительно общепонятный монограммный текст. Как затем на перстнях Кубрата и т.п.
Эмалевые наборы – цепи – оказывались важными знаками статусности.  Они напоминают нынешние масонские нагрудные цепи. Нередко нагрудные знаки включают монограммы.
http://sammler.ru/index.php?showtopic=7761
Подобный набор повторяет нынешняя орденская цепь ордена Андрея Первозванного.
http://www.polemics.ru/articles/?articleID=7805
Подобное найдем при Ордене «Гейдара Алиева»
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/666962
Не гнушался подобных цепей Павел 1
Конечно, отечественные корни символики масонства с античных времен как бы не очень вдохновляют нынешнее всемирное масонства с апологетикой англосаксов, франко-свободы и отчасти основ Талмуда. Но чего греха таить ?! Отечественная элита задолго до средневековья тоже тяготела к «загадочной исключительности». А в реальности – блату при всяких продвижениях по жизни с помощью «братских связей».


Рецензии