Живые руки Эссе

               

Наверное, и среди ваших знакомых найдётся человек, который умеет «уводить» словами. «Уводить» в мир рассказываемой истории, байки, анекдота так, что вы ощущаете себя непосредственным участником событий… И если внимательно последить за рассказчиком, непременно отметится одна деталь – к второй сигнальной системе, речи, обязательно активно подключается «полуторная» - жест. Ведь именно жесты зародились раньше звукового образа вещей и событий – наши предки с лёгкостью «на пальцах» могли объяснить друг другу и технику охоты, и особенности флоры и фауны, и признаться в любви, и объявить войну. А сохранившие эту удивительную особенность «современные человеки» наполняют свои повествования совершенно новыми красками, подробностями, юмором или внутренними переживаниями. В моей жизни есть два таких человека – сослуживец отца, дядя Витя, и мой одногруппник – Митька. Их руки живут как бы отдельной жизнью, и зачастую пересказать другому услышанную от них историю так же смешно и искромётно оказывается неимоверно сложно…
Однако,  в данном случае жест лишь помогает слову, сопровождая его. Я бы хотел поведать Вам совсем другую историю…
…Автомобиль, особенно личный, свой, - это крайне удобно. Но в то же время одна изюминка общественного транспорта в машине теряется начисто – за рулём, если ты не в глухой пробке, не почитаешь. Именно поэтому я зачастую люблю оставить авто на стоянке и поехать трамваем, метро, электричкой или автобусом. Но иногда, оторвавшись от книги, я украдкой подглядываю за моими спутниками, пытаюсь придумать им судьбы, нарисовать портрет или сочинить историю, так просто, для «мозговой разминки». И тогда угрюмый паренёк в моём воображении заваливает сессию или грустит о поражении любимой хоккейной команды; улыбающаяся студентка с букетом цветов – получает сегодня предложение от любимого человека, хотя, возможно, она просто едет поздравить первую учительницу с днём рождения или тётушку с именинами. А, может, просто купила астры, чтобы они поднимали её настроение, украшая спальню или кабинет. Кто знает? Я никогда не стремлюсь узнать наверняка, пусть это останется   тайной – её и моей…
… Однажды я так наблюдал за влюблённой парой на автобусной остановке – обычные парень и девушка, не «современная молодёжь», типа мрачных эмо или мешковатых хип-хоперов, самые простые люди. Моё внимание привлекло то, что вокруг них как будто бы была прозрачная хрустальная сфера - хрупкая, невидимая, но очень интимная, на двоих. Они целовались. Целовались как люди, нашедшие друг друга и стремящиеся сохранить навсегда, - нежно-нежно. Парень изредка проводил рукой по волосам девушки, иногда лёгкими движениями касался  её лица шеи и рук. Девушка светилась счастьем, любовью и удивительной внутренней силой, заполняя эту сферу золотистым сиянием.
Я был не единственным наблюдателем этой сцены. Рядом с парой стояла тётка, да, не женщина – тётка. Обрюзгшее существо неопределённого возраста, серое, неприятное, озлобленное на весь окружающий мир, на себя, на судьбу, и чёрной завистью завидующее всему, чего у неё нет.
Тётка постоянно ворчала, рассматривая молодых людей с нескрываемым отвращением, как разглядывают заплесневелый бутерброд или собачьи экскременты на лестничной площадке. Она что-то говорила о распущенности современной молодёжи, о потере нравственных ценностей, разврате по телику и на улице и ещё о многом другом. Не знаю, стремилась ли она найти хотя бы одного благодарного слушателя – на остановке, кроме нас, никого не было. И весь её негатив, вся грязь и душевные помои, изливаясь, разбивались о хрустальную стену, растекались по земле, отлетали в стороны. Парочка жила в своём  собственном мире, и не было им дела до окружающих, ведь где живёт любовь, – чёрному цвету места нет. Это ещё больше распаляло тётку, и, слава  Богу, ситуацию спас подошедший автобус.
Мы вошли. Тётка немедленно согнала с сиденья школьника с учебником по литературе, и, торжествуя, плюхнулась, загромоздив окружающее пространство сумкой и пакетами. К слову, свободных мест было предостаточно… И когда влюблённые тоже нашли местечко и начали разговор, я многое понял. Не было и не могло быть для них того яда, которым истекала тётка, как не было шума прибоя, соловьиных трелей, орущей под окном сигнализации и группы «Beatles». Ребята были глухими и общались на языке жестов. Они всю жизнь жили в хрустальных сферах, и, может быть, только сегодня соединили их воедино. А я как зачарованный смотрел на их живые руки, способные и говорить, и быть нежнее слов, быть требовательными, удивлёнными, печальными и счастливыми. Никогда я не видел столько нежности в порхающих жестах, столько счастья во взглядах, столько любви в словах, произнесённых руками.
И лёгкое чувство грусти коснулось меня – почему мы так всегда готовы отвергнуть того, кто на нас не похож, или кого не понимаем? Нет, я не призывал к жалости, просто хотелось поставить плечо, стену, стальной щит между ребятами и окружающим миром – отгородить от безразличия и непонимания.
Вздохнув, я раскрыл книгу на заложенной странице, а когда поднял глаза – ребят уже не было. Сошли  на остановке раньше?
Весь вечер я размышлял о том удивительном сплетении разных миров – моего мира, наполненного шумом, мира влюблённых сердец и мира абсолютной тишины, завязанных в тугой узел в пространстве обычного автобуса… Теперь, встречая глухих людей на улице или в метро, я всегда стараюсь уступить им дорогу. Не хочу я стучаться в эти  хрустальные стены миров со своим обретённым пониманием или невольной жалостью. Пусть они будут просто счастливы…
                19.09.2008.


Рецензии