Аксайская осень

Несётся стремительно автобус. Несётся сквозь осеннее пространство степей, полей и лесополос, околдованных чарами царицы по имени Осень, увенчанной золотой короной с яркими соцветиями алеющих изумрудов. И я несусь вместе с тем автобусом. Несусь в чудесный город Аксай. Невесть откуда, прямо в середину дороги опускается желтоватый лист, то ли кораблик, то ли парашютик, неведомо с какого дерева сорвавшийся, и неведомо каким ветром занесённый в этот стремительный поток бегущих автомобилей.

А я уже приехал. Я приехал в Аксай. Брожу по Аксайским улицам, среди стареющих, чахнущих домов. Читаю надписи на памятниках. Они читаются прямо как стихотворение. Например, вот эти, начертанные на памятниках, что возвышаются в таком прекрасном сквере: «Казакам, убиенным, замученным, умерщвленным, не вернувшимся, страдствующим вдали от Родины, всем воинам-хранителям Вечная память и поклонение потомков. Казаки станицы Аксайской 14 октября 1992г», или ещё: «Аксайским героям, ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС, защитившим Родину от ядерной катастрофы – 1986 – 1996 – Благодарные потомки будут помнить о Вашем подвиге в веках. Администрация Аксайского р-на 2001г». Здесь же, как в живом пантеоне, который образуют туи, посаженные в виде прямоугольника – памятник дважды герою Советского Союза Николаю Дмитриевичу Гулаеву, лётчику, сбившему в годы Великой Отечественной Войны  57 немецких самолётов. А чуть дальше – или, наоборот, чуть ближе, всё зависит исключительно оттого, с какой стороны идти – высится на краю обрыва ещё один памятник со скромной надписью: «Воинам – участникам боев на Аксайской переправе. 1941 – 1945». Как сказал весьма образно краевед Владимир Гладченко, описывая этот памятник: «Фронтовой «Захар», то есть грузовая машина ЗИС – 5 с зениткой до сих пор охраняют небо над не существующей давно уже переправой».

Ветер шуршит по асфальту опавшей листвой. А она всё опадает и опадает. И почему-то, сами собой, складываются такие вот строки, которые остаётся только записать:

Листья опавшие,
Стаей бездомных собак,
Ветром носимые,
Мечутся по тротуару.
Чахлое солнце,
Затерянное в облаках,
Не согревает –
Ни жизни в нём нет,
Ни отрады…
Перегорели
Все бывшие прежде дела.
Чахнут мечты –
В них не будет
Былого цветенья.
Носится ветром
Стая опавшей листвы,
Носятся клочья
Далёких
Померкших
Видений.

2007г.


Рецензии