Роща Красная весна и её памятники

Так вышло, что я уже более десяти лет живу напротив рощи, носящей название «Красная весна». По крайней мере, так значится она на картах, в справочниках и в путеводителях. Правда, кое-где значится не как роща «Красная весна», а как парк «Красная весна», а кое-где даже как «Роща «Парк Красная весна»». Но дело, в конце концов, не в этом.

Сейчас я вообще хочу поговорить не о самой роще, а о её памятниках, безусловно, хоть и не являющихся шедеврами, но, тем не менее, вполне заслуживающих того, чтобы сказать о них несколько слов.

На входе в главную аллею возвышается памятник новочеркасцам, погибшим во время войны в Афганистане. Скульптура, изображающая бойца, раненого, падающего, и при падении, опирающегося на камень. По обеим сторонам скульптуры – каменные плиты. С одной стороны – с именами новочеркасцев, погибших в Афганистане, с другой стороны – с именами новочеркасцев, погибших позднее в Чечне.

Мне самому этот памятник тоже по-своему близок и дорог, поскольку афганская тема имеет определённое, хотя и весьма опосредованное, отношение к некоторым эпизодам и моей творческой биографии. В бытность мою нештатным корреспондентом городского еженедельника «Новочеркасские Ведомости» довелось мне побывать в Новочеркасском Городском Союзе Ветеранов Войны в Афганистане и взять интервью у юриста этой организации. Это была едва ли не лучшая моя публикация в «Новочеркасских Ведомостях». Спустя некоторое время, у меня родилось одно стихотворение. Тоже – на афганскую тематику, которое было опубликовано в областной газете «Шурави», являющейся ежемесячным приложением для участников афганской войны к еженедельнику «Военный Вестник Юга России» - наверное, о чём-то говорит этот факт. Со временем это стихотворение вошло также в мой сборник «Стихи о разном», а чуть позже – в мой большой сборник прозы, публицистики и стихов «В час заветный».

Сейчас этот памятник сделан из камня. Раньше он был металлический, но какие-то вандалы, потерявшие вообще всё человеческое, распилили его и сдали в металлолом. Говорят, что виновного всё же поймали. Позднее памятник восстановили, но уже из другого материала.

Немного в стороне располагается лёгочно-хирургический санаторий, который недавно объединили с городской туберкулёзной больницей, фактически ликвидировав последнюю. Несколько раз, возвращаясь из своих многочисленных походов на пруды, я проходил через территорию этого санатория, видел там тоже какие-то скульптуры, но, честно признаться, не было никакого желания к ним подходить и их рассматривать, поэтому здесь я о них не пишу ничего.

На той же самой аллее, где стоит памятник воинам, погибшим в Афганистане, только значительно дальше, до недавнего времени был памятник погибшим новочеркасцам – ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС. То был маленький мраморный обелиск с изображённым на нём пламенем горящей свечи и памятной надписью. Представьте себе: исчез. Даже следа не осталось.

За рощей, по дороге к городскому кладбищу есть гаражный кооператив «Станичник», на территории которого есть памятник И. В. Сталину. Кстати, тоже металлический. Недавно его покрасили бронзовой краской. Но его-то никто не украдёт, хотя бы потому, что стоит он прямо напротив будки охранников. Давно уже идёт борьба прогрессивной общественности города за то, чтобы перенести этот памятник на подобающее ему место – в центр города. Но, пока что, как говорится, воз и ныне там.

Вот собственно, и всё, что собирался я сказать про рощу «Красная весна», возле которой живу, как уже сказал, более десяти лет, и про её памятники.

2008-06-12


Рецензии