Как виноград цветным стал

Татьяна Вересова

Идею подарил мой сын Иван

Давным-давно весь виноград на земле был белым и прозрачным. Он грелся на солнышке, подставляя ему то один бочок, то другой и набирался сладости. Кожица его становилась упругой, прозрачной, мякоть - сладкой, а косточки яркими каплями светились внутри ягоды и вызревали для будущей своей собственной жизни. Хозяин наблюдал, как растёт его виноград, заглядывал внутрь ягоды и рассматривая сквозь шкурку степень зрелости. Виноградинки оживлялись, открывали свои ротики и начинали разговаривать друг с другом, поднимая такой шум, что их слышали другие жители сада.
- Очень скоро, очень скоро мы отправимся с путешествием в город.
- А наша гроздь украсит богатый стол, и дама изящными тонкими пальчиками будет брать по одной виноградинке и с наслаждением раскусывать каждую.
- А из нас, а из нас…
- Подождите вы, балаболки, дозрейте сначала, - бурчала гроздь из-под самых нижних листочков лозы, которой досталось меньше всего солнышка.
И вот одним прекрасным днём садовод пришёл выбрать самые зрелые грозди, чтобы снять пробу, определить, что сделать с виноградом каждой лозы и выбрать самые лучшие косточки, из них он вырастит самый вкусный виноград на свете.
Виноградинки принарядились, выпятили круглые животики, выстроились стройным водопадом. Каждая заняла своё место и приготовилась к показательному выступлению. Виноградник погрузился в тишину, и только множество очаровательных глазок неотрывно смотрело на садовода. Лишь самые смелые виноградинки молили про себя: «Выбери нас, выбери нас!»
О, виноградных дел мастер был сегодня необычайно придирчив. Он взял счастливиц домой, а оставшиеся только горько вздыхали, и спрятавшись под резные листочки, плакали. Скажу по секрету, виноградинки были очень отходчивые и вскоре забыли свои беды, они снова грелись на солнышке и обсуждали свою дальнейшую судьбу.
Виноградарь снял пробу и приступил к распределению. Каждой грозди винограда он определил участь, каждую пометил и с каждой выбрал лучшую виноградинку. Затем подошёл к столу, где собирался извлечь прекрасные косточки из избранниц. И вот когда на столе осталась одна виноградинка, две косточки-сестрички заплакали, обнялись, и одна другой сказала:
- Я так люблю тебя сестричка! Не хочу с тобой расставаться...
- Давай выпрыгнем вместе из рук хозяина и скроемся от него в пыли под ногами, - предложила вторая, - а потом прорастём, сплетёмся в одну лозу, и никогда никто не сможет нас разлучить.
Сказано-сделано. Крепко взявшись за руки, выскользнули они из пальцев мастера, полетели каплями вниз, задрожали от страха, зажмурились, земля стремительно приближалась…
Бульк… Удара не последовало, что-то влажное смягчило приземление.
Сестрички открыли глазки, одна плавала в стакане с зелёным раствором, другая - в синем. Это сын хозяина рисовал, да кисть от каждой краски в своём стакане с водой ополаскивал, только убрать не успел, осталось два стаканчика очереди ждать, чтобы помыться.
- Ээ-эх, - крякнул от досады виноградарь, самые лучшие косточки выскользнули из рук, но глаз, зоркий, заметил, куда беглянки упали. Присел перед стаканами, аккуратно достал косточки. Только вот беда, окрасились от цветной водицы сестрички, одна зелёная стала, другая - синяя.
- Ну, ничего, ничего, - успокаивал и себя и косточки мастер, - обойдётся, прорастут.
И проросли! Да какие!
Из одной косточки зелёный виноград созрел, а из другой - синий. Сестрички довольны, они - необычные, знаменитые! Сами прославились, и имя мастера на весь свет гремит. Со всех сторон приезжали виноградари, посмотреть, попробовать, да приобрести себе чудо.
Так вот и стал виноград цветным.

А куда делся белый виноград?
(продолжение истории)

Читая на досуге деткам сказку про появление цветного винограда, я услышала по окончании совершенно справедливый вопрос:
- А куда же делся белый виноград?
Что ответить? Сначала мне в голову пришли различные умные-заумные объяснения, но в это время сын ответил:
- Куда, куда... Да смородиной белой стал!
«Интересно... - подумала я. - А ведь и вправду. Листочки похожи, ягодки чем -то тоже... Почему бы и нет?»
И вот что я ответила:
Белый виноград перестал пользоваться спросом, ведь появился новый цветной и сразу успешно распространился по белому свету. Белый виноград одичал, измельчал, стал кислым и невзрачным. Однажды виноградарь зашёл в свой старый запущенный виноградник, увидел, во что превратился когда-то прекрасный виноград и произнёс:
- Фу, какой сморщенный родился!
Уходя из сада в расстроенных чувствах, он всё повторял:
- Сморщенный родился, сморщенный родился… - тут старик споткнулся, ругнулся, но с досады часть слов «проглотил». - Сморр – род - дин - ка!..
Поднялся с колен виноградарь, отряхнулся, призадумался:
- Смородинка, смородинка, смородина, - повторил он, перекатывая ягодки звуков на языке. - Смородина... А почему бы мне...
Виноградарь развернулся и побежал назад в старый, заброшенный виноградник.
А вот про то, как он из белого винограда вырастил смородину и про то, как она цветной стала - это уже совсем другая история.

Смородиновая история

Виноградарь сидел на корточках перед зачахшим виноградником. С сожалением он смотрел на обмельчавшие одичавшие ягоды белого винограда и вспоминал времена его безраздельного властвования.
- Сморрр-рроод-дин-ка, смор-род-дин-ка, - повторял и повторял Мастер, уже зная, какой будет новая ягода. Мысли виноградаря были так изящны и вкусны, что сад замер в ожидании предстоящего волшебства. Мастер ходил по саду, срывал плоды, смешивал разнообразие вкусов, пробовал и пробовал снова, пока не получил то, что искал. И тогда он приступил к работе.
Виноградарь хранил в тайне чудо превращения белого винограда в смородину, поэтому какими своими умениями, какими прививками и каким смешением красот сада он достиг этого – история умалчивает, а ученика, который бы поведал нам её, в то время у садовода не было.
Мастер трудился долго и упорно и вот одним прекрасным утром пригласил других знатоков-садоводов для демонстрации своего ягодного чуда.
Освещённые солнцем, словно актёры – светом рампы, стояли три куста смородины, стройных, тонких, умытых и подстриженных, сверкали в обрамлении листьев ягоды-бусинки-серёжки. Значимость момента отразилась в осанке новичков, не моргая и чуть дыша, они замерли в ожидании вердикта садоводов.
Знатоки садового дела приступили к дегустации скептически, но смородина пришлась им по вкусу, и, несмотря на то, что, обычно, новое приживается долго и мучительно, а другим садоводам очень не хотелось признавать успеха Мастера, смородина быстро начала заселять сады и парки.
Бывший старый виноградник оборотился молодым сочным смородником, в нём было весело и легко, ягодки со всех кустов жили дружно и болтали без умолку. Они хохотали целыми днями, щекоча листочками друг друга. Пока…
Однажды к садоводу не приехала погостить внучка.
Девочка направилась в сад сразу же. Она попробовала все ягоды и фрукты, вдыхала ароматы сада и была безраздельно влюблена в каждую травинку, в каждое деревце, в каждую былиночку, в каждую травиночку, во весь белый свет. И вот малышка забралась в дальний уголок сада, туда, где когда-то был старый виноградник, куда раньше не разрешали ей заходить, говоря, что дедушка там работает.
Нынче же, она рассмеялась счастливо, до того красиво сияли ягодки среди зелёных листочков, такие чистые, такие яркие. Немедленно протянула девочка ручки и сорвала гроздочку. Ягодка была чуть кисловата, но этим самым и стала привлекательна, в ротик отправлялись всё новые и новые ягодки. Девочка радостно переходила от одного куста к другому, не оставив своим вниманием ни одну веточку, ни одну гроздочку.
Сначала смородиновые кусты испугались, увидев незнакомку, замерли и притаились. Но, слегка успокоившись, отдышавшись и приглядевшись, они поразились её красоте:
- Какой прелестный ребёнок и какой аппетит! - восхитился Младший Куст.
Старший Куст ничего не сказал, у него не было слов от умиления.
Средний же Куст всё на свете проспал, на него целый день светило солнце и его притомило, сморило. Если же честно, были у него причины поспать.
Девочка нежно разговаривала с братьями, ласково гладила их листочки, а перед тем, как уйти, попрощалась с каждым, обняла трепещущие веточки.
С каким же невероятным волнением ждал на следующий день Младший Куст прихода девочки:
- Ох, где же она… где же, - не сводил он глаз с калитки, - Какие у неё чудесные губки, алые сочные, восхитительный цвет… Мне бы хоть на денёк стать такого цвета... Я был бы самым красивым, и девочка любила бы только меня. Представьте!!! - мечтательно прикрывал глаза, томно вздыхал и снова начинал говорить Младший Куст, - Ах… а щёчки – персик! Эй, Персик, слышишь, у нашей девочки щёчки на тебя похожи, такие же бархатные и сладкие.
- Ну-да, ну-да, - горделиво пыхтя в усы, самодовольно улыбался господин Персик.
Младший Куст смущался своих смелых слов и покрылся румянцем.
Старшему Кусту девочка тоже очень нравилась, но он не хотел признаваться в этом, он же старший, самый сильный и должен быть строгим, серьёзным и непоколебимым. Про себя он, конечно, согласился с братом, но сердито засопел и проворчал:
- Разгорячился-то как, смотри не завянь раньше времени.
Но, прикрыв глаза, представлял девочку: «Ах, какие у неё глазки!. Я пропал, я пропал... ой-ё-ёй… не скиснуть бы… ах, какие глазки у моей принцессы, какие глазки…»
Девочка появлялась в саду, словно фея, легко шагая по тропинке, она направлялась к полюбившейся смородине.
- Здравствуй, смородинка, - говорила она и брала в ладошки ветки, чтобы пожать их, как руки.
Младший Куст, репетировавший к её приходу речь и желавший так много сказать, замолкал в нерешительности и лишь смотрел неотрывно на гостью, краснея от смущения. Старший же, вздыхал, пыхтел, мрачно думал, почему та всегда здоровается с Младшим Кустом первым и невольно злился на них обоих.
Однажды утром Старший Куст проснулся и увидел, что с брата его не сошла краска смущения, как обычно, а стоит он по-прежнему зардевшийся. «Сопрел», - подумал он, но не стал ничего говорить, решил подождать удобного момента, чтобы при девочке посмеяться над ним. А Средний брат всё спал. По секрету скажу, что он тоже был влюблён и ночи напролёт писал стихи своей возлюбленной, которая появлялась на небе во всей своей круглой сияющей, словно ягода смородины, красе, только ночью и то не каждой…
А девочка пришла в сад, увидела, что ягодки на Младшем кустике покраснели, удивилась и пожалела его:
- Уж не заболел ли ты, милый мой кустик, что с тобою?
- Я чувствую себя превосходно, дорогая девочка, как никогда хорошо, - пылко отвечал Младший Куст.
Старший Куст испугался за брата, забыл про свой план мести, удивился доброму сердцу гостьи и снова промолчал.
А та пощупала листочки, прикоснулась к ягодкам, нет ли температуры, но всё было в порядке.
С каждым днём ягоды Младшего Куста становились всё краснее и краснее, и в один прекрасный день, ягоды его засияли на весь сад, огоньки, рождённые любовью, было видно далеко из всех уголков. Девочка попробовала красные ягоды:
- Как вкусно, м-м-м, ты молодец Младший братец, - улыбнулась она, нежно поцеловав листочек.
Когда она ушла, Младший Куст сказал Старшему:
- Сбылась моя мечта брат, мои ягоды, словно губки девочки, такие же алые и такие же сочные. Я самый счастливый на всём белом свете смородиновый куст.
Промолчал и на этот раз Старший брат, и тишина, повисшая в саду от причастности к чуду, в тот момент нарушалась лишь храпом Среднего Куста.
А утром девочка пришла прощаться:
- Уезжаю я, милая моя смородинка, ждёт меня город, мама и папа ждут. Я вернусь в будущем году обязательно, не скучайте, мои славные кустики.
Она обняла братьев и уехала…
Младший брат погрустил, погрустил, да и успокоился, всё-таки он был молодой и легкомысленный. Уже через пару дней он спорил с господином Персиком о том, чья красность красивее и притягательнее.
А Старшему брату пришлось нелегко. Загрустил он, загоревал, с головой погрузился в чёрную тоску. Белый свет не мил ему стал, ничего его не радовало. Лишился он сна и аппетита, только грустил и думал день-деньской о девочке:
- Ах какие глаза, какие глаза… Были бы у меня глазки, я бы хоть поплакал…
Да… если бы смородиновые кусты умели плакать…
Такое горе не могло не отразиться на здоровье старшего брата…
Одним туманным утром, проснулся Средний Куст, огляделся и не узнал братьев, Младший стоял яркий, красный нарядный, счастливый. Ягоды старшего же почернели, налились темнотой. Глубиной омута, грустью от него веяло. Но не успел ничего расспросить Средний брат, как скрипнула калитка, и в сад вошёл садовник, посмотреть на свою смородину.
- Что за чудо? Что такое? Как случилось, почему?
Попробовал он разноцветие ягод, нашёл их каждую по-своему прекрасной и вкусной. Подумал над происшествием и догадался, что внучка замешана в полученных изменениях. Грустные глаза Старшего брата встревожили Мастера:
- Надо поднимать настроение…
Поехал он в город, садоводам новое чудо показать, попробовать дать, похвалитися, да к внучке заехал, рассказал новости:
- Что скажешь на это, егоза?
Девочка улыбнулась, опустила игривый взгляд долу, догадалась, в чём дело... Отпустили её родители на смородину посмотреть, влюблённый Старший Куст успокоить, приласкать.
Вбежала она в сад, кинулась к Кустам, обняла их, хвалила, все ягодки попробовала:
- Молодцы, молодцы, ах, как здорово…вкусный Младший братец, чудесный Средний, превосходный Старшенький. Всех я вас люблю поровну и вам грустить незачем. За каждой грустью приходит радость, а за каждой зимой - весна. И мы с вами снова встретимся, ждите, да ягодки вкусные берегите, вызревайте, мои добрые друзья!
Так обрадованы были братья, так влюблены и счастливы, что от этого их новые качества закрепились в природной памяти и остались три куста смородины навсегда разноцветными: с красными, белыми и чёрными ягодами.
А садовод наш снова прославился на весь белый свет.


Рецензии