Апрельский домовой

Татьяна Коваленко

Бабушка приехала из деревни поздним ноябрьским вечером, когда девочка уже спала. Увиделись они лишь утром. Обняв бабушку и расцеловав в обе щеки, девочка спросила:
- Бабушка, а ты надолго к нам в город?
- До весны, внученька. Зимой в деревне делать нечего. Вот и дедушка поехал в Сибирь, навестить однополчан.
- Значит, Рождество и Новый год ты встретишь с нами?! Как здорово!

Весело прошли праздники, незаметно закончилась зима, наступил март. Постепенно девочка совсем перестала высыпаться и очень удивилась: такого раньше не бывало. Каждую ночь она просыпалась из-за каких-то непонятных звуков. Поначалу ей показалось, будто плачет кто-то. Но нет, все спали, плакать было некому. Кот Васька мяукает? Нет, не похоже! Девочка спросила маму и папу, не слышали ли они что-нибудь. Родители пожали плечами. И только через неделю девочка вспомнила, на что похожи неизвестные звуки. Прошлой весной к ним приезжал погостить мамин брат. Он так храпел!!! Но ведь сейчас храпеть некому!
Она решила понаблюдать. Вечером она легла в кровать, лицом к центру комнаты, накрылась одеялом и затихла, будто спит. Только глаза прикрыла не плотно, маленькие щелочки оставила. И вдруг… увидела: в углу, прислонившись спиной к стене, сидел босой старик с седой бородой и в длинной, до пят, красной рубахе. Росту вроде невысокого, лица добродушного, а смотрел не по-нашему. И что интересно: внешне старичок – вылитый дедушка девочки, только с длинными торчащими ушами, да все тело, даже подошвы и ладони, покрыто мягкой шерстью. Старичок спал с открытыми глазами и храпел так, что любой медведь позавидовал бы. Девочка сначала испугалась, но ей стало интересно, кто это. Она осторожно встала с кровати и на цыпочках направилась в сторону незнакомца. Подошла ближе и только тогда заметила, что он уже не спит и очень внимательно на нее смотрит. Девочка снова оробела, но так как другого выхода не было, она вежливо поздоровалась.
- А ты чегой-то не спишь? – проворчал тот.
- Не сердитесь, дедушка! Я проснулась оттого, что Вы громко храпели.
- Ну, не серчай на меня, старика, ладно? Лучше давай знакомиться. Меня зовут Храп. А кто ты, я знаю.
- Правда? - удивилась девочка. – Но, простите, кто же Вы?
- Чему только тебя в школе учат? Я – домовой! Мне 300 лет, живу в деревенском доме твоей бабушки и охраняю его. А когда она собралась в город, я спрятался в сумке и отправился с ней.
- Вот здорово! А я думала, что домовых не существует!
- Но-но, потише! Я ведь и обидеться могу! – Храп замолчал и отвернулся.
- Не сердитесь, милый Храп! Я ведь никогда не видела настоящих домовых.
- Ну, ты даешь, девочка, сразу видно, что городская! Я же никогда не сомневался в существовании людей. Почему, как думаешь?
- Ну, не знаю…
- Вот то-то.
Домовой помолчал, затем внимательно посмотрел на собеседницу и сказал:
- Забирайся-ка скорее под одеяло, а то совсем замерзнешь! На дворе, чай, не лето красное!
Девочка послушалась, а потом спросила:
- А почему Вы только сейчас появились? Ведь бабушка давно приехала?
- Мы, домовые, как медведи – на зиму впадаем в спячку, а весной просыпаемся. У меня, кстати, завтра именины.
- А как нужно вести себя с домовым в такой день?
- Все очень просто: нужно часто разговаривать со мной, хвалить и восхищаться. Иногда можешь делать вид, что ты меня испугалась.
Девочка наконец-то догадалась взглянуть на календарь, висевший над кроватью.
- Завтра же первое апреля! Какое интересное совпадение: первое апреля, и вдруг Ваши именины…
- Все-то тебе нужно разжевывать, как маленькой! На книжной полке я вижу «Энциклопедию славянской мифологии». Достань ее и прочти, я покажу, где.
«Первого апреля никому не верят. Откуда взялась эта поговорка? Чтобы это выяснить, надо погрузиться в прошлое. История наших предков имеет глубокие языческие корни, отзвуки которых мы можем наблюдать и сегодня. В пословицах, поговорках, поверьях и приметах. Первого апреля наши предки справляли один занятный праздник - День пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому. Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступала в свои права. Приход весны ознаменовывался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа весна приходила окончательно и главный дух-хранитель очага домовой должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме. Когда мы долго спим, а потом неожиданно просыпаемся по зову будильника или мамы, то часто бываем недовольны. Мы зеваем и ворчим, недоумевая, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А домовой имеет иногда повадки ребенка, после долгой спячки просыпается тоже не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыпет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает. Наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом; но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей, которые разыгрывали друг друга весь день. Чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, на ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся. Со временем, про встречу весны и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день осталась. Как осталась поговорка - первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему».
У девочки уже слипались глаза, она едва дочитала текст до конца и… сладко уснула. Весь следующий день прошел шумно и весело. Вечером она сообщила:
- У меня скоро день рождения – 13 апреля!
Теперь домовому пришло время удивляться.
- Когда я был маленьким, твой прадед поехал в Таиланд и, вернувшись, рассказал много интересного. Например, тайский Новый год приходится как раз на 13 апреля.
- Как интересно! Расскажи подробнее!
- Что с тобой сделаешь! Слушай…
- Как и в других странах Востока, в Таиланде празднуют и европейский новый год 1 января, и Сонгкран - с 13 по 15 апреля. Местные жители называют праздник Wan Songkran, что переводится как передвижение с одного места на другое. Тайцы (особенно дети) выходят на улицы, прихватив с собой пару ведер воды, и со словами «Sawasdee pi mai» (С Новым Годом) поливают всех подряд, кого только встретят, и красят друг друга тальком. Вода, символизирующая сущность всего живого, разбрызгивается повсюду, ведь это должно принести благодать каждому, одаренному благословенной влагой. Если улыбающийся таец польет водой вашу спину и плечи, значит, он желает вам счастья. Впрочем, взрослые тоже развлекаются вовсю. Например, в Чангмае водой поливают прямо из крепостного рва в центре города, качая ее из насосов. Мало не покажется... Специально перед празднованием этот ров чистят, чтоб вода не загрязнялась. Раньше было принято в Сонгкран ходить по улицам с полной чашей и окроплять парой капель каждого встречного. Сейчас «обстреливают» всех подряд из водных пистолетов, ведер и поливных шлангов. Однако традицией обливания водой праздник не ограничивается. Исторически Сонгкран - это день любви и почтения, день, который тайцы стремятся встретить всей семьей. Утро Сонгкрана начинается с похода в храм, где монахам преподносятся приготовленные заранее изысканные домашние угощения, подчеркивая тем самым свое уважение к ним, как к учителям и наставникам. После возвращения из храма начинается вторая часть новогодней церемонии - омовение семейной статуэтки Будды чистой водой с лепестками роз и жасмина. Затем в знак почтения к старшим членам семьи льют воду на их руки. После этой церемонии семья садится за стол, чтобы насладиться праздничной трапезой.
- Здорово! – сказала собеседница. – Я никогда не думала, что у меня такой веселый день рождения!
Через несколько дней родители повели девочку в театр на спектакль «Снегурочка» по любимой всеми сказке Островского. Домовой Храп уговорил подружку взять его с собой. По дороге он сидел в сумочке, а во время представления невидимо для всех устроился на девочкином плече. Домовой не знал, что такое театр и постоянно вертелся, пытался разговаривать во время спектакля. И та была рада-радешенька, когда они вернулись домой. Храп догадался, из-за чего подружка расстроена. И, чтобы отвлечь ее внимание от грустных мыслей, начал расспрашивать о сюжете спектакля. Та прочитала ему вслух сказку Островского и объяснила непонятные места.
- А почему Лель в спектакле – юноша? – Задал последний вопрос домовой. – Леля должна быть девушкой.
- Но почему? - Настала очередь девочке удивляться.
- Потому что завтра в деревне большой праздник – Лельник! Накануне Юрьева дня всегда чествуют богиню Лелю!
- Храпушка, расскажи подробнее, мне так интересно! – девочка и думать забыла про плохое настроение.
- Древние славяне 21 апреля отмечали Лельник... Для современного человека имя Лель ассоциируется со сказкой «Снегурочка», где тот представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода - Леля, а основными участниками посвященного ему праздника были девушки. Аналогичные праздники существуют у самых различных народов Европы. В Италии отмечают Примаверу - день первой зелени, в Греции еще с античных времен празднуют возвращение на землю Персефоны – дочери богини плодородия Деметры. Праздник «Лельник» обычно праздновался 21 апреля, накануне Юрьева дня (Егория Вешнего). Эти дни назывались также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалеку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью, на которую сажали самую красивую девушку, и та исполняла роль Ляли (Лели). Справа и слева от нее на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетенные венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. После праздника на холме разжигали костер (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песни. Весной во всем славянском мире широко применялись различные магические действия с яйцами. Например, происходила раскраска яиц "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Содержание росписи писанок – самое разнообразное: и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. Яйца, как крашеные, так и белые, играли важную роль в весенних обрядах: выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом». Яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на Юрьев день и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.
- Как интересно! А Юрьев день – это что такое?
- В Юрьев день (Ярило Вешний) проводится важный обряд – Отмыкание Земли или Зарод. В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав. Если благоприятствует погода, в этот день совершается торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу. Перед выгоном хозяева гладили животных по хребту крашенным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили «бяшками» - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотине выкладывали поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скот знал дорогу домой. Пасли скот до тех пор, пока роса спадёт. Просили Ярилу - Покровителя пастухов, Хранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь животных от всякого хищного зверя. Пастух гудел в рожок, оповещая народ о начале обряда «обхода» и, взяв в руки решето, трижды обходил стадо. После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала «от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего». На Ярилу запахивали пашню, говорили: «На Ярилу выезжает и ленивая соха». С этого дня начинались весенние свадьбы. Мужчины и женщины катались по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы стать сильными и здоровыми. Вечер заканчивался всеобщим гулянием.
- Вот так все и происходило, - закончил рассказ Домовой. Собеседница ему ничего не ответила, так как сладко спала…

Через некоторое время бабушка повезла девочку на все лето в деревню. Домовой отправился с ними, его каникулы и так слишком затянулись, а забот по деревенскому дому накопилось много.
…И опять девочка стала просыпаться по ночам из-за чьего-то храпа. Это ее удивило: на свежем воздухе она всегда спала хорошо.
- Храпушко, где ты? – спросила девочка.
- Я здесь, милая!
- Ты опять храпишь по ночам, что случилось?
- Дело к тебе есть. Мне, видишь ли, до зарезу нужно, чтобы ты привела сюда лесное эхо.
- А где я его найду?
- В лесу, конечно!
…Утром бабушка отправила дедушку в лес за березовыми ветками – веники для бани заготавливать. Внучка попросилась с ним за компанию. В лесу немного отстала и, пользуясь тем, что дед слегка туговат на ухо, позвала:
- Ау, Эхо, ау! Ау, Эхо, ау!
Вдруг сзади ей кто-то ответил:
- Я здесь, что тебе нужно, милая?
Та оглянулась, но никого не увидела. Еще раз позвала Эхо. И снова кто-то сзади ответил:
- Да здесь я, здесь, не шуми!
Девочка снова оглянулась и снова никого не увидела.
- Да не вертись ты, как волчок! Разве ты не знаешь, что Эхо невидимое?
- Знаю, наверное. Но это я от неожиданности, - растерялась девочка, но сразу же взяла себя в руки. – Меня к Вам послал Храп, он…
- Не продолжай! Мне уже все ясно! Старый мошенник…
- А я вот ничего не понимаю… - расстроилась та.
- Я тебе сейчас все объясню, - ответило Эхо. – Храп просто решил жениться, а нам с тобой придется его сосватать…
- Но почему он мне ничего не рассказал?
- Видишь ли, у Храпа в роду принято жениться на кикиморах. Вот он и подумал, что тебе будет проще общаться со мной. Кроме того, я в курсе его семейных дел.
- И что теперь?
- Ни о чем не беспокойся и иди домой. Все исполнится само собой: я это устрою. Прощай!
- До свидания!- сказала девочка, но ей никто не ответил…
Она оглянулась вокруг и увидела, что дедушка заканчивает собирать ветки.  Побежала помочь ему. Вскоре, уставшие и довольные, они вернулись домой.
- А веток-то вы сегодня намного больше принесли, чем обычно! – восхищенно сказала бабушка.
- Да нет, старая, все как всегда, – ответил дед. – Что, я в первый раз веники заготавливаю, что ли!
Услышав этот разговор, девочка начала смутно о чем-то догадываться. Она внимательно посмотрела на гору связанных веток и… на одной из них заметила чьи-то глаза!
- Бабушка, а можно я несколько веток себе возьму? – спросила девочка. Получив разрешение, она быстро побежала в дом. Положив ветки за печку, тихонько позвала:
- Дедушка Храп! Дедушка Храп! Доволен ли ты?
Ответа не последовало. А ночью, засыпая, она почувствовала, будто кто-то гладит ее по голове мягкой лапой… «Дедушка Храп!» - ласково прошептала она и крепко уснула. До конца лета она отлично высыпалась, а, вернувшись в город, сильно скучала по Храпу. Ведь они были настоящими друзьями!!!

Февраль-март 2008 г.


Рецензии