Скифия в судьбе Александра Македонского

Эта выдержка из книги «Реальная история России», вызвавшей гневный вой официоза. Неизбежные для столь масштабной работы частные ошибки были брошены на дискредитацию всей концепции – надо вести историю Руси (России) от времен палеолита, как это делали Г.В.Вернадский и Б.А.Рыбаков, соответствующие многотомные фундаментальные издания.

Особенно задевали официоз в ряду прочего многообразные данные о связях Александра Македонского и народов Великой Скифии. Космополитизм и неомасонство даже мысли у простолюдья о подобных связях допустить не могут. Высмеивают однако. А что же было на самом деле, если суммировать все источники ?!

http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110033.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110036.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110018.htm


АЛЕКСАНДР МЕГАС И СКИФИЯ
«Великий» — так называли Александра Македонского (356-323 г. до н.э.), при жизни признаваемого богом и умершего в «христо¬вом возрасте». По влиятельной версии языковедов, индоевропей¬цы почти пять тысячелетий назад уходили на юг от земель между Дунаем и Волгой. Македонцы (македоняне), чей язык относят к славянским, были частью исхода. «Страной Гага» (Кав-Каза) име¬новали до четырех тысяч лет назад северную державу ассирийцы. Гогом и Магогом севера, «князем Роша» (Роса — у греков) пугали греховодных южан первые составители Библии.
Македонский был русоват, во многом продолжал северные тра¬диции, но не имел внушительной натуры. Став Великим, он так и ве стал крупным. Его северные корни до сих пор нередко замалчи¬ваются. Подавляющее большинство книг игнорирует подробнос¬ти северных походов Александра него разнообразные связи со Ски¬фией, контролировавшей земли от Дуная до среднеазиатских рек, иногда принимавших название Танаиса (Дона) — от той реки при¬ходили основные силы скифов.
---------------------------
*Св.Иоанн Златоуст. Собр.соч. в 12 томах. Т.1. Кн.1. М.: Православная кни¬га, 1991, с.5,51,69,89 и др.; Том Ш. Кн.2. М., 1994, с.693, 804-805
 
На землях Скифии найдено немало монет Александра и его пос¬ледователей, предметов эпохи эллинизма, включавшей в единый мир земли от низовий Танаиса до Нила и от Дуная до Инда. Эпос словено-русов и других потомков народов Скифии наполнен сведеяниями об Александре — Искандере у восточных народов. С пер¬вых веков нашей эры складываются разные варианты «Александрий», повестей и романов о Македонском на всяких языках.
Мегас близок Магогу. Александр мечтал о славе Ахилла, с ко¬торым его сравнивали еще в юности, и других властителей Ски¬фии. К сожалению, скифский след в судьбе Македонского не про¬явлен, что ущербно и для полной истории России, откуда частью хотя бы языковые пращуры «царя-бога».
После победы Скифии около 512 г. до н.э. над полчищами Дария I обретала самостоятельность и Македония, где царем стал Александр I (правил в 495-450 гг.). Эллины упорно относили ма¬кедонцев к варварам, поэтому македонским царям приходилось не раз переживать свою ущербность. За это, по сути, сполна Гре¬ции и отомстил потомок Александра I.
Только припугнув Скифию и частью найдя в ней поддержку. Ма¬кедонский смог начать более мощный натиск на Грецию и Азию вплоть до Мараканда (Самарканда), Индии и даже Египта. Замет¬ную часть сил Александра составляли народы Фракии и округи, близкие скифам. Во-время десанта на 160 кораблях в 334 г. в Азию собственно македонцев было до 14 из 35 тысяч, а остальные явля¬лись одрисами-прарусами, трибаллами, иллирийцами (близкими славянам, по русским летописям) и подобными народами. Имена нередко близки праславянским: Филипп, Филист, Филот (Филоф), Клит (Клим, Клин, Клиш) и подобные, созвучий которым немало в берестяных грамотах. Традициям индоевропеиста ко времени по¬ходов Александра было уже несколько тысячелетий, эти традиции знал и уважал «бог-царь».
Он посчитал необходимым войти в город Гордий и подняться в кремль, где стояли дворец Гордая и его сына Мвдаса. Считалось, что, кто развяжет узел на ярме повозки Гордая— повозка была подношением Зевсу-Царю (пращуру и скифов) за орла, символ вла¬сти — тот будет властвовать Азией. «Узел был завязан из лыка ди¬кой вишни, и в нем не видно было ни конца, ни начала. Александр не мог разгадать загадку узла, оставить же узел неразвязанным не хотел, чтобы не вызывать волнения и толков в народу».* Царь раз¬рубил узел или умело снял его с дышла, но право властвовать над Азией у окрестных народов обрел. Гроза в ту же ночь подтвердила знамение, утром Александр принес жертву богам. Округу Гордая и ее мифы ученые сближают с праславянством.
После разгрома персов у реки Гранин (Рубежа) Александр назначил правителем Лидии и округи — Асандра, сына Филоты. Лидия была привычным объектом походов из Скифии уже в VIII-VI вв. до н.э. Царь Асандр правил в округе Азовского моря в 47-17 гг. до н.э., а его сын основал здесь династию Рескупоридов. И подробностей о таких взаимосвязях и созвучиях мож¬но приводить очень много. Недаром о сподвижнике Александра Филоте наука говорить не любит, ибо не очень чтит скифов.
Правителем Фригии со столицей в упомянутом Тордии был до этого Арсит, а сатрапом Лидии — Спифридат. Одной из опорных крепостей являлся город Зелеи (Зеле), где века через три Цезарь раз¬громил приазовские войска Фарнака, вскоре смененного Асандром. Арсит был противником войны, желал мира для Фригии и округи. Он бежал с поля боя в родную страну и покончил с собой. В той битве пали и полководцы Персии — Петин, Фарнак (брат Дарие-вой жены). Омар, «предводитель чужеземцев» (северян).
--------------------
*Арриан, 1993, с.87

Уже во времена Александра знали, что Парфия создана пересе¬ленцами из Скифии, оттуда вышли и пращуры персов — как индоиранцы. Сатрапом Гиркании (юга Каспия) и Парфии одно вре¬мя был Фратаферн, взаимодействовавший со скифами. Парфяне поддерживали в Египте Мазака, сдавшего округу Нила Македон¬скому. В регионе Парфии отличалось и несколько Арсаков, а эпос считал их выходцами от низовий Дона.
Сатрапом Гадросии у Персидского залива царь вместо Аполлофа-на поставил Фоанта, с таким именем эпос связывает и одного из скиф¬ских царей (сына Дионисия Вакха, таким сыном признавался и Алек¬сандр). После его смерти сатрапом стал Сибиртий, чье имя тоже сим¬волично для северян. Власть в Персии на время захватывал Орксин, несправедливо казнивший многих персов, грабивший храмы и царс¬кие гробницы, за что по приказу Александра его и повесили.
Одним из сатрапов был Орсин, род которого возводили к само¬му Киру. Евнух Богой (Багой) с согласия Александра казнил это¬го влиятельного северянина. Орсин перед смертью воскликнул: «Слыхал я, что когда-то Азией управляли женщины, но что ею управляет кастрат — это неслыханное дело» (Курций Руф, 1993, с.228). До сих пор в кавказских языках «орси» — русские. У ара¬бов Арсания — одна из влиятельных русских исторических облас¬тей. Среднеазиатский эпос и около тысячи лет назад указывал, что «краснолицые русы» были главной силой с борьбе северян с Ма¬кедонским. При этом одни индоевропейцы жестоко били других, хотя бы во славу семитов и тюрков...
Родители «царя-бога» — Филипп и Олимпиада — имели близ¬кие праславянам имена. Олимпиада после отмены языческих игр в конце IV в. н.э. Феодосием Великим — табуизирована. Филипп же обильно встречается и в новгородских берестяных грамотах, где немало и Олександров (общеизвестны взаимопереходы «а/о»).
Олимпиада долго страдала бесплодием, лечилась у египетского царя Нектонеба (Нектонова), которого молва и считала настоя¬щим отцом Александра. Воспитателем юноши с 343 г. стал фило¬соф Аристотель, хорошо знавший Скифию и имевший северные корни в своем роду. Отец Филипп стал увлекаться молодыми жен¬щинами. Мать и сын умело спровоцировали ратника Павсания на убийство царя, а затем жестоко казнили всех заговорщиков, вы¬полнивших их волю и слишком много знавших. Так Александр в 336 г. становился царем.
Еще во времена Филиппа, по археологическим и иным данным, Скифия контролировала земли почти от нынешней Венгрии до Байкала. Скифские предметы той поры встречены даже на терри¬тории Франции и Германии, в ряде других стран. Правил держа¬вой царь Атей, возрастом до 90 лет. Он потеснил трибаллов у ни¬зовий Дуная, взял под контроль город Истрию и угрожал Визан¬тию (будущему Царьграду).
Филипп хотел стать наследником Атея и властвовать в Скифии. Переговоры результата не дали. Скифы в 339 г. у низовий Дуная проиграли сражение, Атей в битве погиб. Филипп захватил в плен по 20 тысяч женщин и юношей; столько же чистокровных лошадей и множество скота угнал. * Александр частью мог использовать юно¬шей и коней уже под Фивами в 338 г. Годами позже выходцы из Скифии включались уже в число македонян, союзников или наем¬ников. По поздним данным, Скифия обязывалась давать Македон-. скому до 70 тысяч воинов. Александр даже дошел до Меотиды (Азов¬ского моря), чтобы Скифия строго выполняла обязательства.
Стратегическую опасность севера тысячи лет знали любые вла¬стители.
--------------------------
*Смирнов А.П. Скифы. М., 1966, с110-112

Плутарх в одной из своих работ заметил, что из-за набегов севе¬рян первоначально откладывался азиатский поход, «Александр об¬ратился против северного противника; дойдя вплоть до Скифии, прилегающей к Истру, он с немалым для себя риском и опасностью успешно провел эту военную акцию и вновь поспешил взяться за перепра-ву в Азию». Поход Македонского до Меотиды (Азовского моря) подробнее описан несколько позже. Это описание конкрети¬зируют средневековые «Александрии», эпос словено-русов и дру¬гих народов, указание Птолемея на «алтарь Александра» почти у гор Рип, ныне частью Валдайских. Александр мечтал о лире Ахил¬ла, считавшегося властителем Скифии.
Все это официоз крайне не любит. А против фактов что сказать ?!
Македонский не разбойничал так, как Ганнибал в III в. в Италии или скифы в VII-VI вв. до н.э. в Мидии у юга Каспия. Якобы под вли¬янием Македонского скифы стали хоронить умерших, а не пожирать их, как прежде. Плутарх распространял нравы «андрофагов» на де¬сятки других народов Скифии. Скифы «наблюдали за замыслами сво¬их соседей» с первых лет возвышения Александра, признававшего, что «царь скифов предлагал ему в жены свою дочь». Речь шла о ски¬фах, живших у Танаиса (Дона).
Зопирион — наместник Македонского на Понте или во Фра¬кии — в 331 (или 326) г. бросил против-скифов 30 тыс. воинов. Юстин на основе римских данных заметил, что Зопирион «погиб со всем своим войском и тем самым понес кару за войну, которую он опрометчиво начал против народа, ни в чем не повинного».
Диодор в I в. до н.э. знал об успешном участии «тысячи скифс¬ких всадников» в составе войск Мазея против Александра. Скифы и их союзники обошли фланг македонцев и разграбили обоз, за¬тем поспешили к Мазею объявить о своей удаче. По данным Кур-ция Руфа, под конец жизни Македонского скифы и бактрийцы, дахи и согдийцы уже были его союзниками, оказывались самыми верными ему, что отмечал и сам Александр. Скифы и дахи (даки) были ударной силой македонцев при походе на Индию, хотя до этого славились в войсках Персии.
Диодор отмечал, что Александр за 12 лет «покорил немалую часть Европы и почти всю Азию». По громкой славе он равнялся древним героям и полубогам. По отцу царя вели от Геракла, родо¬начальника и скифов. По матери — от Эака (Яка), деда Ахилла, а последний признавался властителем Скифии. Так как варварские линии в царских родах вызывали стыд, вероятные скифские корни Александра — хотя бы как индоевропейца — не афишировались. Да и покорение «немалой части Европы» ныне в популярных кни¬гах о Македонском чаще всего замалчивается. Как общеизвестное в его время, пропустил покорение Европы в своей книге и сам Диодор. Но позже повести «Александрии» у многих народов под¬робно рассказывали об этом.
Северяне-европейцы вошли не только в армию Македонского, но веками — помним — служили и Персии. Сатрапом провинции Иония в округе города Милета, тесно связанного с городами у юга Скифии, был Спифробат, зять Дария III. По вариантам имени — Спитридат, Спифрадат и т.п. — и другим данным, этот перс, по языку и одежде, тоже мог происходить из северян. В битве у реки Граник (Рубеж) под Троей сатрап и близкий ему Ресак пробились к Александру, стремясь обезглавить македонян. Вариантов едино¬борств указывается несколько.
По Диодору, 40 родичей Спитридата вместе с ним отличались исключительными храбростью и мужеством. Справиться с этим сильным человеком было трудно, но Александр повернул коня к варвару. Сатрап думал, что сами боги посылают ему счастливый случай — в единоборстве убить врага и положить конец всем его дерзостным замыслам. Метнул дротик (короткое копье) в Алек¬сандра, а праславяне славились именно владением дротиками.
Бросок был страшной силы — дротик пробил щит, задел пра¬вое плечо и почти прошел сквозь панцирь. Александр вырвал на¬конечник, сам бросил дротик, но тот сломался о панцирь перса. Лишь когда сатрап замахнулся мечом, царь успел ударить его дро¬тиком в лицо и нанести сквозную рану. Брат павшего Ресак рас¬кроил царю, шлем на голове и слегка задел кожу. Он занес руку для повторного удара, но Клит Черный отрубил варвару руку*
Родичи Ресака дротиками пытались добить царя, сделали в его доспехах несколько пробоин. Но тот не отступил — тем и способ¬ствовал общей победе. Войска Македонского овладели Сардами, куда веками направлялись походы из Скифии. Царь, как известно, разру¬бил знаменитый «гордиев узел», а Гордая тоже связывают с прасла-вянством. Среди родичей Ресака, затем погибших от Александра:
Атизий, Фарнак (брат жены Дария; сын Ресака?), Мифрбузан...
По Плутарху, первыми врукопашную сошлись Росак и Алек¬сандр, а Клит пронзил копьем сатрапа. Затем под мечом царя пал и Ресак. По Руфу, Клит отрубил руку Ресаку, а по Арриану — все же Спифридату, тогда как Александр убил Ресака копьем.**
Рее (Рез), по троянскому эпосу, царь фракийцев, обладатель рез¬вых конец, Он якобы воевал со Скифией у Дуная. Сирийский парь Рецин и полководцы Рабсарис и Рабсак являются библейскими ге¬роями, по именам созвучными Ресаку. Понтийский царь Фарнак I во II в. н.э. проводил активную политику в округе Крыма, а в 63-47 гг. до н.э. в округе Азовского моря царем был Фарнак, сын Митридата Евпатора. Скифский царь Атей, противостоявший отцу Македонско¬го у Дуная, созвучен именем Атизию. Спифридат напоминает обилие причерноморских Митридатов, да и царей скифов и агафирсов Спаргапифов, известных еще Геродоту. Как индоиранцы, персы по языку происходили из округи низовий Дона и Волги в III тыс. до н.э. Между индоиранством и праславянством много разнообразных созвучий.
Единоборство Ресака и Александра — символ противоборств внутри индоевропейства, схожих с противоборствами эпохи Трои. Если Александр олицетворял импульсы округи Балкан, то Ресак больше тяготел к округе Кавказа и Каспия, древних скифских путей оттуда в сторону Египта. По Арриану, скифы считались «самым многочисленным народом в Европе», скифские всадники отлича¬лись как в персидском войске, так и в македонском. В битве при Гавгамеяах 331 г. до н.э. скифы входили в войска под руководством Мазея, увлекавшегося выжиганием земли, как и скифы 512 г. в вой¬не против Дария I. Именно на фланге Мазея македонцы несли боль¬шие потери, а затем Мазей перебежал к Александру и был сатрапом Вавилонии, где по его смерти власть принял Стамен.*** Из скифских наемников мог происходить и служивший персам в Египте Мазак. Вон он и «дед Мазай»...
Главной целью похода Македонского на север и за Дунай Арриан указывал то, что перед дальним походом в Азию царь не хотел «ос¬тавлять у себя за спиной соседей, которые до конца не усмирены» (Арриан, 1993, с.50). Идя на иллирийцев и трибаллов, близких славя¬нам — по летописям, царь в десяти днях пути от реки Несс (Места) у горы Гем (Балканы) разгромил «независимых фракийцев» и их союз¬ников, горцев. Побежденные использовали для защиты и сопротив¬ления теяеги, пуская их с горы на македонцев. Наступавшие уничто¬жили до полутора тысяч противников, но живых захватили мало — северяне были быстры в беге, хорошо знали местность. Македонцы в 336-335 гг. до н.э. забрали «всех женщин, которые сопровождали вар¬варов, детей и всю добычу». Акция во многом напоминает разгром Римом скифского похода 269 г. н.э. и аналогичные события Еще века через три славяне надолго обосновались у реки Места, где в округе сохранилось немало праславяиских топонимов.
-------------------------
*Квинт Курций Руф. Историй Александра Македонского с приложениями...М.: МГУ, 1993, с.276, 286,287
**Арриан. Поход Александра. М., 1993. С.68
***Курций Руф, с. 175
«Александр отослал эту добычу в приморские города (у Черного моря), поручив распорядиться ею Лисании и Филоте. Сам он, перевалив через Гем, ношел вперед на трибаллов и прибыл к реке Лиги-не. Она отстоит от Истра, если идти по Гему, в трех днях пути. Сирм, царь трибаллов, давно уже зная о походе Александра, заранее от¬правил женщин и детей трибаллов к Истру (Дунаю), велев им пере¬правиться на один из островов на Истре. Остров этот называется Певка (у низовий Дуная: «остров Ахилла»). На этот же остров сбе¬жались задолго до приближения Александра фракийцы, жившие по соседству с трибаллами; туда же бежал вместе со своими и сам Сирм. Большое же число трибаллов кинулось назад, к той самой реке (Лигин), от которой накануне выступил Александр».
Вместо точек событий у низовий Дуная многие научные карты по¬ходов Александра ведут линию к низовью реки Олт и западнее, хотя оттуда долог путь до острова Певки. Александр не стал атаковать Певку, а решил разгромить основные силы Сирма у леса на берегу Лигины. Сражение начали лучники и пращники, варвары устремились вру¬копашную, но были смяты фалангой и всадниками с флангов. Потеря¬ли еще три тысячи воинов, македонцы —11 всадников и около 40 пе¬хотинцев. Пленных вновь Александр захватил мало, густой лес и ночь помогли северянам. Трибаллов нередко связывают со славянами-древ¬лянами (тервингами, тервуниями). Иллирийцев русские летописи счи¬тают соседями славян уже в первое послепотопное время.
Описание Арриана очень напоминает многие переправы северян III-VI веков, включая и натиск славян на Византию. Уже у авторов V-VI вв. славяне называются и гетами, а близость гетов-фракийцев и скифов отмечалась еще со времен Геродота. Современные этни¬ческие привязки древних народов очень спорны, вполне справедли¬вы поиски своих истоков в этих народах нынешних жителей Румы¬нии и Болгарии, ряда других стран. Русские летописи считают, что у Дуная были заметны и славяне.* Трибаллы признаются участни¬ками истории Скифии.** Имя Сиромъ, созвучное царю трибаллов Сирму, есть в новгородских берестяных грамотах. Счет войск на «тысячи» характерен и средневековой Руси. Пока нельзя однознач¬но считать противников Македонского предками какого-то одного нынешнего народа, но и исключать славян из потомков воинов Сир¬ма тоже не следует.
«Переправились ночью в том месте, где росли густые хлеба, за ко¬торыми и не видно было людей, подбиравшихся к берегу. На рассве¬те Александр повел пехоту через хлеба, приказав воинам держать сарисы (копья) наискось и раздвигать колосья, пригибая их. Так они вышли на пространство необработанное. Всадники следовали сзади, пока фаланга не прошла через хлеба. Когда войско оказалось на це¬лине, Александр сам повел конницу на правое крыло, а Никанору велел построить пехоту вытянутым прямоугольником. Геты не вы¬держали и первого натиска всадников; невероятной казалась им дер¬зость Александра, который так легко, в одну ночь, не наводя мостов, переправился через величайшую из рек, ужасной — сомкнутая фа¬ланга, неистовым —натиск всадников. Сначала они бросились в свой город, отстоявший от Истра примерно на парасангу».*** Это могло быть укрепление в районе нынешнего Измаила или в ином месте у низовий реки Прут (Пиретус; на «путях Орфея»).
Примерно по этому направлению, с помощью направленного моста, вторгался в Скифию около 512 г. до-н.э. Дарий I. В начале эры земледельцы Нижнего Подунавья назывались «скифскими зем¬ледельцами», переселялись в римские провинции для лучшего обес¬печения их продовольствием.
--------------------
*СНС, ВЫП.V, с.27,30, 33, 39,42,84,90,99 и др.
**ВДИ. 1947-1949; указ. 1950
***Арриан, 1993, с.53; парасанга - 30 стадий, около 6 км

«На третий день после этой битвы Александр подошел к реке Ис¬тре. Это самая большая из европейских рек; она протекает через мно¬гие и многие земли, образуя границу между самыми воинственными племенами. Большинство из них—племена кельтские; в их земле Истр и берет свое начало. У самых истоков ее живут квады и маркоманы, потом язигй, племя савроматов, и потом геты, дарующие бессмер¬тие; потом большинство савроматов и потом скифы — до самого ус¬тья, до того места, где пятью рукавами Истр впадает в Эвксинское море. На Истре он застал пять военных судов, пришедших к нему из Византии по Эвксинскому морю и по реке. Посадив на них лучников и гоплитов, он поплыл к острову, куда бежали фракийцы и трибал-лы, и попытался высадиться, но всюду, где бы ни пытались пристать корабли, их встречали варвары. Судов же было мало и войска на них немного; крутые берега мало где позволяли пристать, а река около острова, сдавленная в теснине, неслась стакой стремительностью, что стать на якорь было невозможно».*
Наука знает, что Певка — остров в устье Дуная, с названием от греческого «певка» (сосна), так как остров покрывали сосновые леса. Македонский явно использовал элементы морской осады, при этом северяне использовали против него небольшие суда, кото¬рые он вскоре и захватил.
 
«... Александр отвел свои суда и решил переправиться через Истр, чтобы напасть на гетов, живущих за Истром; он видел, что они во множестве собираются на берегу Истра, рассчитывая помешать его переправе (всадников у них было около 4000, а пеших воинов боль¬ше 10000). К тому же ему очень хотелось побывать на той стороне. Он сам сел на корабль, велел набить сеном меха, из которых делали палатки, и собрал тут же челноки, выдолбленные из одного дерева (их было великое множество, потому что береговое население ло¬вит на Истре рыбу с этих челноков, ездит на них по реке друг к дру¬гу, и многие на них же занимаются разбоем). Собрав как можно больше этих челноков, он переправил на них столько войска, сколь¬ко было возможно при таких средствах переправы. Перешло с Алек¬сандром тысячи полторы всадников и около 4000 пехотинцев». Если челноки (как ладьи) вмещали до 40-50 человек (или несколько ло¬шадей), то македонцам потребовалось 300-500 судов.
«Когда же они увидели, что Александр спешит со своей пехотой — идя вдоль реки, чтобы не оказаться пехоте в кольце и не попасть в ловушку, устроенную гетами, а всадники едут впереди, — геты оста¬вили свой плохо укрепленный город, забрав с собой на лошадях столько детей и женщин, сколько лошади могли увезти: они устре¬мились как можно дальше от реки в пустынные степи. Александр овладел городом и всем, что оставили геты. Он велел Мелеагру и Филиппу переправить эту добычу, сам же разрушил город и на берегу, Истра принес жертву Зевсу-Спасителю, Гераклу и самому Ис¬тру за то, что он позволил ему переправиться. Еще засветло он при¬вел всех целыми и невредимыми в лагерь».**
Описание напоминает многие сражения народов Скифии у Ду¬ная в III-VI вв. н.э., включая к концу этого периода славянских князей Добрента, Ардагаста, Мусокия, Пирагаста. У низовий Дуная по традиции, хотя бы со времен Дария I, проходили и переговоры.
«(В лагерь) прибыли к Александру послы от других независимых племен, живущих возле Истра, а также от Сирма, царя трибаллов. Пришли послы от кельтов, живущих у Ионийского залива (Адриа¬тики). Кельты народ рослый и мнения о себе высокого. Все сказали, что они пришли искать дружбы с Александром; все они заключили с ним союз. Кельтов он еще спросил, чего в мире они больше всего бояться? Он надеялся, что его громкое имя дошло до кельтов и еще дальше, и они скажут, что больше всего бояться они именно его. Ответ кельтов не соответствовал его надеждам.
-------------------------
*Арриан, 1993, с. 51, 52.
**Арриан, 1993, с.53

Жили они далеко от Александра, в местах непроходимых, видели, что ему не до них, и ответили, что боятся, как бы не упало на них небо. К Алек¬сандру они отправили послов потому, что восхищаются им, но не из боязни или ради выгоды. Александр назвал их друзьями, заключил с ними союз и отослал обратно, заметив только, что кельты хвастуны».
Позже кельтоскифов указывали потомками киммерийцев, ро¬дом от Меотиды (Азовского моря). Если акция у низовий Дуная была, то так Александр фактически заручился поддержкой севе¬рян в своих будущих походах на юге. Македонский попытался покорить еще агриан и пеонов, но коварные замыслы Клита, сына Бардилея, и Главкия, царя тавлантиев, возвратили его на юг.
Допускают, что Арриан пользовался сведениями македонских архивов, поэтому его данные достаточно точны. Эти сведения не игнорирует и наука, только всеми силами — археологическими дан¬ными, топонимикой и т.п. — старается оттянуть Македонского по¬дальше от низовий Дуная, от округи Малой Скифии, где против Филиппа сражался скифский царь Атей. Выше Белграда (Сингидуна) на реке Саве возник город Сирмий, почти на тысячу лет став¬ший важным центром давления северян на Рим. Империя на время превращала Сирмий в столицу провинций от Дуная до Адриатики.
Зевс и Геракл—по мифам —включались в число прародителей скифов-сколотов. Истер, по славянскому эпосу, был в ряду братьев Словена и Руса. Эпос ряда славянских народов посвящает немало строк Маке¬донскому, указывает на его близость праславянству. По русскому эпосу, Александр закрепил специальным «золотым письмом» земли от Каспия до Балтики за русскими князьями. Десятки русских списков эпоса появ¬лялись к концу XVII века, оправдывая деятельность Петра I по возвра¬щению державы к ее историческим морским рубежам.
Плутарх бегло подтверждал данные Арриана, указывая, что се¬верные варвары не желали быть в рабстве у Александра и мечтали о собственных, родных царях. Советники рекомендовали Македонс¬кому не прибегать к силе, а возвращать отпадавших кротостью, привлекать главарей восстаний на свою сторону. Александр делал иначе. «С варварскими восстаниями и войной в тех местах он по¬кончил, стремительно дойдя с войском до Истра, где он победил в большом сражении Сирма, царя трибаллов».*Больше о Сирме мало кто помнил. Диодор войны севернее Македонии определил двумя фразами: «Александр, успокоив Элладу, пошел на Фракию; много фракийских восставших племен он заставил покориться и пошел в Пеонию, Иллирию и соседние с ними страны. Покорив тамошних отпавших варваров, он подчинил себе все окрестное варварское население». Здесь даже выход на рубеж Истра не указан, тем более нет деталей сражений у острова Певка, откуда мог быть родом Аларих (Алауркен)— покоритель Рима в 410 г. н.э.** Общеизвестное Диодору не является общеизвестным в наше время, когда натиск Македонского в сторону Скифии в 336-335 гг. до н.э. зачастую иг¬норируется.
Сатрап Бактрии Бесс, боровшийся за власть в Персии с Дарием III и убивший его, искал поддержку у скифов и Скифии, в округе Танаиса (Дона).*** Его отряды, включавшие скифов, первыми пришли на зов Дария в Вавилон, явно по многовековым скифским путям.
---------------------
*Курций Руф... 1993, с.381
**Золин. РдР, IX, с.7
*** Курций Руф..., 1933, с.59,66,116,124


Бесс одел царские одежды Дария, «приказал называть себя Артаксерксом и собирал скифов и другие народы, жившие по реке Танаис». Бессы были фракийцами, близкими скифами и жившими южнее Дуная. Веков через девять еще один Бесс отличался на Кав¬казе в войсках Византии, где ярко проявляли себя и славяне. Бессов иногда связывают и. с русской «весью».
Парфяне, вышедшие из Скифии, тоже были заметной частью персидских войск. Северяне, по словам сподвижника Александра — Пармениона, поражали своим внушительным видом: «... днем прежде всего увидишь бегущие на тебя страшные лица скифов и бактрийцев, их косматые бороды и нестриженные волосы, еще их огромный рост и мощные тела...».
Александр и его соратники выявили основное население между Тигром и Евратом вплоть до Красного моря, где позже утверди¬лись парфяне: «Равнинную и плодородную часть этого простран¬ства захватили скифы, до сих пор опасные соседи. Они живут в Ев¬ропе и в Азии. Те, что живут за Боспором, считаются азиатами, а живущие в Европе распространились по области от левой границы Фракии до Борисфена (Днепра) и оттуда до другой реки — Танаиса... Нет сомнения в том, что скифы, от которых произошли парфяне, пришли не от Боспора (Приазовья), но из области Европы».
Первым царем парфян, вышедших в III в. до н.э. н юг от низовий Дона, признавался Арсак (Аршак). Но и до этого, в IV в. Македон¬ский назначил какого-то Арсака правителем Мидии вместо Окси-дата. Созвучное имя имел и правитель дрангов Арсам, смененный Стасанором. Если скифы успешно служили Александру, то Арсак вполне мог происходить из их среды.
Бесс командовал и всадниками-массагетами, ярко проявлявшими себя в истории Скифии. Начальник конницы Александра Менид «не выдержал натиска кавказцев и скифов», бежал к царю, который бро¬сил против скифов Арету с отрядом мощных копьеборцев. Арета убил «вождя скифов», тем и решил исход боя в пользу македонян.
Бесс пьянством, бахвальбой напоминал сына царицы массагетов Тамирис, попавшего в плен персу Киру 530 г. до н.э. Часть войск Алек¬сандра перешла Кавказ, лежалгай между Понтом и Каспием, за 17 дней. Там указывалась гора, высотой до километра, «к которой, согласно древним сказаниям, был прикован Прометей. У подножия горы было выбрано место для основания города. 7 тысяч старейших македонцев и, кроме того, воины, уже негодные для военной службы, получили разрешение поселиться в новом городе». Город назвали Александри¬ей. Поиски его идут до сих пор. Но в округе Кавказа и Каспия, где погиб Дарий Ш, Бесс после основания этого города явно терял влия¬ние, стал спешно искать поддержку в Малой Азии, хотя все еще и ожи¬дал поддержку от придонских скифов.
Вероятно, Бесс был схвачен у Сыр-Дарьи, полностью раздет, свя¬зан и приведен к Македонскому на цепи — «зрелище, угодное как варварам, так и македонцам». Бесс оправдывался, что царский ти¬тул путем убийства он захватил лишь для передачи своего народа Александру, да и если бы не он, то власть захватил бы другой. При¬ведшие лжецаря получили награды. Обреченного решили казнить на месте, где он убил Дария. По Руфу, Бесса распяли на кресте, от¬рубили уши и нос, пронзили стрелами, а труп охраняли до полного разложения, отгоняя от него даже птиц.
По Диодору, родичи Дария разрубали тело на маленькие куски и стреляли ими из пращей. По Плутарху, разорвали тело верши¬нами могучих деревьев. Арриан поддерживает версию пленения, близкую Руфу. Александр велел бичевать Бесса, а казнь отослать в Бактры. Арсак был пойман как участник восстания Бесса.*
------------------------
* Арриан, 1993, с. 138,146
Распятие Бесса («черта», «дьявола»), возможно, привело к его обожествлению у части северян. Оно способствовало развитию та¬ких индоевропейских понятий, как «бож» (бог), «босс» (глава), но и «босс» (гол). Боз (Бож) — это имя носил и князь актов в IV в. н.э.
После гибели Божа массагеты и дахи пытались продолжать со¬противление, но македонцы перебили «тысячу дахов», что вело к прекращению сопротивления у Каспия и Арала. Позже якобы «дахи» проявили себя как даки у низовий Дуная, где возникла Дакия (ныне Румыния).
Замысел Александра пойти от Каспия на север наукой признается. После пленения Бесса к Македонскому через несколько дней пришли послы от скифов-абиев и европейских скифов самого большого на¬рода в Европе. По Арриану, с «ними Александр отправил кое-кого из «друзей» под предлогом заключения дружбы; настоящая же цель этого посольства была в том, чтобы познакомиться с природой скиф¬ской земли и узнать, велико ли народонаселение, каковы его обычаи и с каким вооружением выходит оно на войну. Сам он решил осно¬вать на реке Танаисе город, назвав и его своим именем».* Этот го¬род, как «Александровы алтари», известен Птолемею у верховий Танаиса (Дона), о чем говорилось.
По Руфу, пришли послы скифов-амбиев. «Царь беседовал с ними милостиво и послал к европейским скифам одного из друзей, по имени Певда (у других: Берда), передать им, чтобы они не переходили без его разрешения границу своей области — реку Танаис. ему же было пору¬чено ознакомиться с характером страны и посетить скифов, живущих на берегах Боспора (у Азовского моря: П.З.). Царь же выбрал на бере¬гу Танаиса место для основания города-крепости для удерживания как уже покоренной территории, как и той, куда он намеревался проник¬нуть»**. Выполнение замысла отсрочило восстание нескольких тысяч всадников Спитамена и Катена. Они предали Бесса, но свирепость Алек¬сандра тоже не могли переносить.
Европейская Скифия у Дона, вероятно, активно поддерживала сопротивление войскам Македонского в Средней Азии. Скифы делали ставку на военные успехи Бесса, а он делал ставку на их поддержку. Когда Бесса предал Коба (Кобар), перебежавший к Македонскому, и разбежались по селам всадники, скифы вынуж¬дены были менять политику, задабривать и устрашать Александ¬ра. После казни Бесса, они спровоцировали нападение 20 тыс. гор¬цев, которые пращами и луками разгромили отборный отряд Ма¬кедонского вместе с самим царем (тот был серьезно ранен в го¬лень. Арриан и Руф упорно говорят, что послы от европейских скифов'появились после казни Бесса и тяжелого ранения Алексан¬дра. По Арриану, царю насквозь пробило бедро, стрела отколола часть кости.
Против Македонского в Средней Азии активно воевали имен¬но скифы, а несаки-казахи.*** В составе скифов отличались массагеты и дахи, их поддерживали бактрийцы и согдиане. Эти группы были столь славны, что Александр включил их в свое войско и делал ставку на них. Последние дни жизни царь пировал с Медием, ставшим самым верным из приближенных. Вероятность север¬ного происхождения Медия не исключена. Активность европейс¬ких скифов вела к тому, что название Танаис иногда переносилось на азиатские реки.
Скифия была против сооружения Александром крепостей на своих южных рубежах, примерно такую политику ныне продол¬жает и Россия. Вот подробности у Руфа:
-----------------------------
*Арриан, 1993, с. 140
**Руф, 1993, с.154
***Арриан, 1993, с. 262, 263.
 

«Царь скифов, держава которого простиралась тогда по ту сторо¬ну Танаиса, считал, что город, основанный македонцами на берегу реки, для него ярмо на шее. Поэтому он послал брата по имени Картасис с большим отрядом всадников разрушить этот город и далеко отогнать македонское войско от реки. Танаис отделяет бактрийцев от скифов, называемых европейскими. Кроме того, он является рубе¬жом Азии и Европы. Племя скифов, находясь недалеко от Фракии, распространяется на восток и на север, но не граничит с сарматами, как некоторые полагали, а составляет их часть. Они занимают еще и другую область, прямо лежащую из Истром (Дунаем), и в тоже вре¬мя граничат с Бактрией, с крайними пределами Азии. Они населяют земли, находящиеся на севере; далее начинаются дремучие леса и об¬ширные безлюдные края; те же, что располагаются вдоль Танаиса и Бактра, носят на себе следы одинаковой культуры».*
Скифия имела рубежи по Дунаю и среднеазиатским рекам, скиф¬ская культура от Танаиса (Дона) до Бактрии имела немало черт оди¬наковости, что все больше подтверждают и археологи. Александр сам мечтал начать войну с этой державой, но акция Картасия его явно опережала. Скифы стали теснить македонцев у среднеазиатс¬ких рек, а раненый Александр принимает окончательное решение о переходе Танаиса: «Если же мы перейдем, Танаис и покажем крова¬вым избиением скифов, что мы повсюду непобедимы, кто будет мед¬лить с выражением покорности победителям даже Европы?». Побе¬да над Скифией символизировала победу над Европой.
Когда северянин Спитамен уничтожил у Танаиса отборные части Менедема (2 тысячи пехотинцев и 300 всадников), это «поражение Александр ловко скрыл, прибывшим с места сражения пригрозив казнью за распространение вести о случившемся». ** За три дня маке¬донцы связали 12 тыс. плотов для переправы конницы и фаланги. Легко вооруженные воины готовились переправляться на мехах. На другом берегу горели вражеские костры, царь по ним угадывал чис¬ленность скифов.
Уже все было готово для переправы, «когда 20 скифских по¬слов, проехав по своему обычаю через лагерь на лошадях, потре¬бовали доложить царю об их желании лично передать ему свое поручение. Впустив в палатку, их пригласили сесть, и они впились глазами в лицо царя; вероятно, им, привыкшим судить о силе духа по росту человека, невзрачный вид царя казался совсем не отвеча¬ющим его славе. Скифы, в отличие от остальных варваров, имеют разум не грубый и не чуждый культуре. Говорят, что некоторым из них доступна и мудрость, в какой мере она может быть у племе¬ни, не расстающегося с оружием».
Таксарис и Анахарсис, Абарис и Замолксис, Сфер и Бион, дру¬гие скифские мыслители были хорошо известны в античном мире, без всяких скидок на скифское происхождение. Скифы противопос¬тавлялись остальным варварам по уровню разума и культуре. «Па¬мять сохранила даже содержание речи, с которой они обратились к царю. Может быть, их красноречие отличается от привычного нам, которым досталось жить в просвещенное время, но если их речь и может вызвать презрение, наша правдивость требует, чтобы мы пе¬редали сообщенное нам, каково бы оно ни было, без изменений». Запись речи посла скифов могла быть сохранена в архиве македон¬цев. Это дипломатический акт отечественной истории (придонской Скифии) 329 года до нашей эры. Более древние акты есть в работах Геродота и других ранних авторов. Подобные акты известны и поз¬же, вплоть до средневековья, где славились послы словено-русов. Речь посла скифов — выражение философских и политических по¬зиций Скифии. Она произносилась на понятном македонцам язы¬ке, ибо отсутствует упоминание переводчиков.
-----------------------
*Руф.. 1993, с.156
** Руф.. 1993, с.159


Речь перед Александром в 329 г. произнес самый старший из по¬слов: «Если бы боги захотели величину твоего тела сделать равной твоей жадности, ты не уместился бы на всей земле; одной рукой ты касался бы востока, другой запада, и, достигнув таких пределов, ты захотел бы узнать, где очаг божественного света. Ты желаешь даже того, чего не можешь захватить. Из Европы устремляешься в Азию, из Азии в Европу; если тебе удастся покорить весь людской род, то ты поведешь войну с лесами, снегами, реками и дикими зверями. Что еще?».*
Посол этим указывал, что Скифия сталкивалась с устремления¬ми Македонского и в Европе и в Азии, ощущала его тягу захва¬тить евразийское пространство с центром у Танаиса. Далее к севе¬ру лишь леса и снега, реки и дикие звери. Леса были богатством той Скифии, какую представлял посол.
«Разве ты не знаешь, что большие деревья долго растут, а вы¬корчевываются за один час? Глуп тот, кто зарится на их плоды, не измеряя их вышины. Смотри, как бы стараясь взобраться на вер¬шину, ты не упал вместе с сучьями, за которые ухватишься. Даже лев однажды послужил пищей для крошечных птиц; ржавчина по¬едает железо. Ничего нет столь крепкого, чему не угрожала бы опас¬ность даже от слабого существа».**
Намеки здесь были и на сражения у низовий Дуная, где северяне умело использовали леса в боевых действиях, убивали —- общим натиском — немало врагов. И первыми войн они не начинали.
«Откуда у нас с тобой вражда? Никогда мы не ступали ногой на твою землю. Разве в наших обширных лесах нам не позволено быть в неведении, кто ты и откуда пришел? Мы не можем никому слу¬жить и не желаем повелевать».
Это дипломатические формулы, отвлекающие от исторических реалий. Царь Скифии Атей воевал с Филиппом, отцом Македонс¬кого. Связи Скифии с Балканами были многовековые. Скифы о многом хорошо знали, а скифские наемники успешно служили в ряде стран, нередко и повелевая. Частью это подтверждал и следу¬ющий фрагмент речи:
«Знай, нам, скифам, даны такие дары: упряжка быков, плуг, копье, стрела и чаша. Этим мы пользуемся в общении с друзьями и против врагов. Плоды, добытые трудом быков, мы подносим дру¬зьям; из чаши вместе с ними мы возливаем вино богам; стрелой мы поражаем врагов издали, а копьем — вблизи. Так мы победи¬ли царя Сирии, а затем царя персов и мидийцев и благодаря этим победам перед нами открылся путь вплоть до Египта».
Так посол указал на события VIII-VI вв. до н.э., отраженные и в книгах Геродота. Здесь был и намек на то, что путь до Египта, где осела часть македонцев, для Скифии оставался открытым.
«Ты хвалишься, что пришел сюда преследовать грабителей, а сам грабишь все племена, до которых дошел. Лидию ты занял, Сирию захватил, Персию удерживаешь, бактрийцы под твоей вла¬стью, индов ты домогался; теперь протягиваешь жадные и нена¬сытные руки и к нашим стадам. Зачем тебе богатство? Оно вызы¬вает только больший голод. Ты первый испытываешь его от пре¬сыщения; чем больше ты имеешь, тем с большей жадностью стре¬мишься к тому, чего у тебя нет. Неужели ты не помнишь, как дол¬го ты задержался в Бактрии? Пока ты покорял бактрийцев, нача¬ли войну согдийцы. Война у тебя рождается из побед. На самом деле, хотя ты самый великий и могущественный человек, никто, однако, не хочет терпеть чужестранного господина».
---------------------------
*Руф..., 1993, с. 159-160
**Руф..., 1993, с.160

Так посол показал знание политической обстановки и усили¬вавшееся отношение народов к походу Александра против могу¬щества Персии, которой служило немало скифских наемников, типа Мазея и Бесса. Завершением речи посол убеждал Александра не переходить рубежи Скифии, а искать дружбы с ее народами, все¬гда верными своему слову.
«Перейди только Танаис, и ты узнаешь ширину наших просто¬ров; скифов же ты никогда не настигнешь. Наша бедность будет быстрее твоего войска, везущего с собой добычу, награбленную у стольких народов. В другой раз, думая, что мы далеко, ты уви¬дишь нас в своем лагере. Одинаково стремительно мы преследуем и бежим. Я слышал, что скифские пустыни даже вошли у греков в поговорки. А мы охотнее бродим по местам пустынным и не тро¬нутым культурой, чем по городам и плодоносным полям, -
Здесь некоторое противоречие хотя бы с «плодами, добытыми трудом быков». Но дипломатия уже до нашей эры была диплома¬тией. Знай наше дикое могущество!
«Поэтому крепче держись за свою судьбу. Она выскальзывает, и ее нельзя удержать насильно. Со временем ты лучше поймешь пользу этого совета, чем сейчас. Наложи узду на свое счастье: лег¬че будешь им управлять. У нас говорят, что у счастья нет ног, а только руки и крылья: протягивая руки, оно не позволяет схва¬тить себя также и за крылья (птица счастья: П.З.).
Наконец, если ты бог, ты сам должен оказывать смертным благо¬деяния, а не отнимать у них добро, а если ты человек, то помни, что ты всегда им и останешься. Глупо думать о том, ради чего ты мо¬жешь забыть о себе. С кем ты не будешь воевать, в тех сможешь най¬ти верных друзей. Самая крепкая дружба бывает между равными, а равными считаются только те, кто не угрожает друг другу силой.
Не воображай, что побежденные тобой — твои друзья. Между господином и рабом не может быть дружбы; права войны сохраняются и в мирное время. Не думай, что скифы скрепляют дружбу  клятвой: для них клятва в сохранении верности. Это греки из предосторожности подписывают договоры, призывают при этом богов; наша религия — в соблюдении верности. Кто не почитает людей, тот обманывает богов.               
Никому не нужен такой друг, в верности которого сомневаешься. Впрочем, ты будешь иметь в нас стражей Азии и Европы; если бы нас  не отделял Танаис, мы соприкасались бы с Бактрией; за Танаисом  мы населяем земли вплоть до Фракии; а с Фракией, говорят, граничит Македония. Мы соседи обеих твоих империй, подумай, кого ты  хотел бы в нас иметь, врагов или друзей».*               
Слова Старого Скифа IV в. до н.э. напоминают слова «царских скифов» V в. н.э. или посла Коха в конце VI в. Традиция скифо-греческих договоров находит продолжение в греко-русских договорах  Х в. Александр вежливо выслушал посла: «Царь ответил, что он  воспользуется и своим счастьем, и их советами, последует велению  судьбы, которой доверяет, и их совету — не поступать безрассудно  и дерзко». А было царю всего 27 лет. И он форсировал Танаис, гнал  конницу скифов около 80 стадиев, до двадцати километров. Счет потерь скифов шел на тысячи, македонцы потеряли 60 всадников и 100 пехотинцев убитыми, одну тысячу ранеными. Почему внимание россиян не акцентируется на ярчайшей речи скифского посла  от Дона, на массе связей Македонского со Скифией?!            
Поражение Скифии в 329 г. у Танаиса или Яксарта (Сыр-Дарьи) символизировало для Азии очень многое. Воины Александра «вышли уже за пределы странствий отца Либера (Диониса, Вакха: «отца ;бога-царя»: П.З.), отмеченные камнями, положенными близко друг от друга и высокими деревьями, обвитыми плющем»* *         
----------------------
*Руф, 1993, с.160-161
**Руф..., 1993, с.1б2
 
«Этот поход благодаря молве о столь удачной победе привел к а умирению значительной части Азии. Ее население верило в непобедимость скифов; их поражение заставило признать, что никакое племя не сможет сопротивляться оружию македонцев. В связи с  этим саки направили послов с обещанием, что их племя будет со¬блюдать покорность Александру. Побудила их это сделать не только доблесть царя, но и его снисходительность к побежденным ски¬фам: всех пленников он отпустил без выкупа, чтобы тем самым подтвердить, что с отважнейшими из племен от состязается в храб¬рости, а не в ярости. Итак, милостиво приняв сакских послов, он дал им в спутники... совсем молодого человека...».
Почти четыре года из своей короткой жизни Александр задер¬жался в Средней Азии, составившей примерно десятую часть его завоеваний (и отнявшей треть ратного времени). На окончатель¬ный поход на Скифию и север он так и не решился. Это было и результатом скифской дипломатии.
После вторичного покорения согдианцев в 328 г. Александр возвра¬тился в Самарканд. «Туда приехал к нему Берда, посланный им в свое время к скифам, живущим за Боспором. Он прибыл с послами этого народа. Фратаферн, стоявший во главе харасмиев, объединившись с соседними массагетами и дахами, также послал людей уверить царя в своей покорности. Скифы предлагали Александру взять в жены дочь их царя. Если же, говорили они, царь признает недостойным для себя подобное родство, то пусть позволит знатнейшим македонцам всту¬пить в брак со знатными женщинами скифского народа; их царь сам прибудет к Александру. Александр благосклонно выслушал оба по¬сольства и стал лагерем...». Фратаферн IV в. до н.э. напоминает гота Фритигерна IV в. н.э., игравшего яркую роль в политической и воен¬ной истории Скифии. Трудно пройти и мимо библейского Олоферна, служившего Навуходоносору и убитого красавицей Юдифь.
Участие прагерманцев, как и пращуров.десятков нынешних на¬родов, в разнообразной жизни Скифии было очевидным. Герман¬ский эпос считает Скифию исходной родиной для ариев.
Возможно, царь и женился бы на дочери скифского царя, да был ослеплен красотой Роксаны (Светланы) — «девушки совсем не знатной»:
«Ведь Ахилл, от которого Александр ведет свое происхожде¬ние, тоже вступил в связь с пленницей. Пусть не думают, что он хочет опозорить Роксану: он намерен вступить с ней в законный брак... А царь в пылу страсти приказывают принести по обычаю предков хлеб: это было у македонцев священным залогом брака. Хлеб разрезали мечом пополам, и Александр с Роксаной его отве¬дали... Таким образом, царь Азии и Европы взял себе в жены де¬вушку, приведенную для увеселения на пиру, с тем, чтобы от нее родился тот, кто будет повелевать победителями».*
Цари Скифии считались властителями Азии и Европы еще до Геродота. Александр упорно стремился к этому титулу, но полным властителем самой Скифии так себя и не ощутил. Германарих (Яромир) и Аттипа в IV-V вв. н.э. уже указывались королями Ски¬фии и Германии, что было близко значению многовекового евра¬зийского титула.
Александр не раз показывал, что особо чтит Ахилла — власти¬теля Скифии. Имя героя Трои созвучно будущим индоевропейс¬ким именам Аттал и Аттила. Македонский при вступлении в Азию почтил символические могилы Ахилла, Аянта и других героев уже под Троей. Ахиллом называл Александра в юности его воспита¬тель Лисимах, считавший себя Фениксом, а Филиппа — Пелеем. Плутарх так описал обряд царя под Троей:
-------------------------
*Руф..., 1993, с.177
 
 «Обильно смазавшись маслом, он, голый, как это было в обы¬чае, обежал вместе со своими друзьями вокруг памятника Ахилла и возложил на него венок, называя Ахилла счастливцем, который нашел при жизни верного друга, а после смерти — великого пев¬ца. Когда он обходил город и осматривал его, кто-то спросил, не желает ли он посмотреть лиру Париса. Александр ответил, что она его вовсе не интересует и что он разыскивает лиру Ахилла, с кото¬рой тот воспевал славные подвиги доблестных мужей».
Почти через тысячу лет участие в обрядах голых русов отметит Ибн-Фадлан.* Арабы отмечали и значение ритуальных песен северян, иду¬щих из глубин каменного века и имеющих отголоски в эпосе. Известен праславянам и обряд разрезания брачного хлеба.
По данным Арриана, у Танаиса в борьбе с Македонским погиб князь скифов Сатрак. Скифы потеряли полторы тысячи убитыми и полтораста пленными. Скифия продолжала поддерживать Спи-тамена, но активизировала и переговоры.
«В скором времени к Александру явились послы от скифского царя с извинениями о том, что произошло: действовал ведь не скифский народ в целом, а шайки разбойников и грабителей; царь же готов исполнить все, что прикажет Александр. Александр ответил ему лю¬безными словами: он доверяет ему, но ему кажется, что лучше не пре¬кращать движения на врага и несвоевременно было бы его в данное время прекратить».** Скифы вместе с воинами Спитамена одержи¬вали немало побед в локальных стычках с македонцами, что в целом и направляло движение Македонского на юг.
Посольство от европейских скифов показало, что вместо недав¬но умершего царя Скифией правит его брат. Подтверждалась готовность Скифии сделать все, что скажет послам Александр. Под¬носились самые драгоценные дары. И новый царь «готов выдать за Александра свою дочь ради укрепления дружественного союза». «Если Александр не удостоит скифскую царевну своей руки, то царь готов выдать за самых верны друзей Александра дочерей скифских сатрапов и прочих могущественных людей скифской зем¬ли». Царь обещал приехать сам, если Александр прикажет, чтобы лично подтвердить предложения.
Арриан —добротный историк П в. н.э. И он считал, что Великая Скифия делилась на сатрапии (земли), уже имела «прочих могуще¬ственных людей», напоминающих влиянием новгородских бояр позднего средневековья. Александр с послами был ласков, но от скифских невест отказался. Мысли его тяготели к Индии...
Эти и другие имена и факты, что могут составить целые книги, подтверждают многообразие связей Александра Великого и наро¬дов Великой Скифии. До средневековья считалось, что «царь-бог» заклепал огромными железными воротами в ледяных горах могу¬чих северян. И когда народы Скифии стали крушить Рим, вновь неотвратимо выходить на Запад Европы, в Африку и Азию, в на¬чале средневековья верили — ворота открылись... Это была зона «Александрова алтаря» у гор Рип, ныне частью Валдайских. Сред¬неазиатские авторы в «Александриях» первыми противниками Македонского указывали «краснолицых русов», объединявших всех северян для борьбы.
Комплекс фактов подтверждает, что натиск Македонского на Великую Скифию в 336-335,331 (Зопирион), 330-327 гг. до н.э. окон¬чательного успеха так и не принес. Александр смог разгромить дру¬жины Бесса и Спитамена, Сатрака и ряд других частей войск Ски¬фии, но полномасштабные силы Скифии и Средней Азии, вероят¬нее всего, не выводились.
------------------
*СНС,V,с.155
**Арриан, 1993, с.144

Отвращение усилий Македонского на юг в немалой степени достигалось дипломатическим путем, переходом части скифских отрядов на его сторону. Это было проявлением уме¬лой многовековой политики могучей северной державы, способной сдерживать любых Мегасов — от Дария I до Наполеона и Гитлера.
Скифия нанесла поражение Дарию I, хотя азиатские земляче¬ства Скифии персов и поддерживали. В войне с Македонским по¬гиб Дарий III, искавший спасения у Каспия и убитый сподвижни¬ками Бесса, ставшего главой Персии. Александр окружил себя пер¬сидскими наемниками, принял роскошь персидского двора и жес¬токо казнил Бесса. Но Скифия царя-бога, шедшего по путям Дио¬ниса, продолжала волновать и в Индии, и в Вавилоне.
Запад Африки и Европы спал к нему в Вавилон послов. В од¬ном перечислении Аррианом упомянуты — «прислали посольство и карфагеняне; пришли послы от эфиопов и европейских скифов; пришли кельты и иберы просить дружбы».* Часть скифов по мно¬говековой традиции продолжала проявлять себя на Западе Евро¬пы и в Африке, как в VII-VI вв. до н.э. или У-У1 вв. н.э., включая «королевство алан и вандалов».
Речные и морские суда за Македонским иногда перетаскивались в разобранном виде, сколачивались по мере надобности. Из Вавилона Гераклид, сын Аргея, с кораблестроителями был послан к Каспию. Александр велел рубить лес на окрестных горах и строить военные корабли с палубами и без палуб по эллинскому образцу. Царю очень хотелось узнать, с каким морем соединяется Каспий (Гиркания) — с Эвсксинским (Черным) или Великим, окружающим всю землю. Это можно было сделать, только пройдя через землю скифов. Ма¬кедонский сам не смог реализовать замысел. Дело продолжил его соратник Селевк I Никатор (358-280). Наварх (флотоводец) Патрокл установил, что Каспий связан с Северным океаном (Скифским, Бал¬тикой) «через узкий перешеек, за который принимали Ра (Волгу)». Селевк намечал прорыть канал в 150 тыс. шагов для связи Волги и Дона, Каспия и Азова, Черного моря. Войны помешали проекту.
Потомок Диониса восстанавливал в Вавилоне храм Бела (Ваала, дьявола), который уничтожил Ксеркс, сын Дария I. Александра срав¬нивали с Миносом, Эаком, Радамантом — наследником Зевса, ко¬торыми считали себя и скифы. Софист Дандамий индийского царя Таксила заметил, что если Александр — сын Зевса, «то и он сын Зевса». Сыновей богов в Азии всегда хватало. По обычаю царей персов и мидян Александр тяготел к титулу «великий царь» (Ме-гас). Это особо проявилось в походе по Персидскому морю:
«(Говорили), что он хотел плыть отсюда в Эвксинское море, к скифам и к Меотиде, некоторые — что в Сицилию и к берегам Япигии...».
Тяга к северу была явно в генах. Когда хотели гору Афон, свя¬тую для северян (включая и русов), превратить в статую Македон¬скому, царь-бог удивился дерзости замысла и похвалил художни¬ка,.но повелел:
«Позвольте уж Афону остаться на своем месте... Обо мне напо¬минать будут Кавказ, Эмод (Меотида?), Танаис, Каспийское море — памятники моих деяний!».
Это свидетельство Плутарха, посвященное философии Александ¬ра может вызывать споры. Но символично, что ориентиры Скифии и округи царь признавал главными памятниками своих деяний.
Александр назвал поэмы Гомера — «Илиаду» и «Одиссею» — «снаряжением, которое следует за ним во всех походах». Индоев¬ропейский эпос в целом многое определял в его жизни. Видели его «одиссейские» замыслы и соратники. Полемократ, требуя отстав¬ки для уставших ветеранов, сказал:
------------------------
*Арриан, 1993,с.23
 «(Вновь снаряди поход)..., если пожелаешь, к Эвксинскому морю или же против Карфагена и ливийских земель... Твое дело будет — вести людей. Другие македонцы и другие эллины пойдут за тобой»*
Ранее, оценивая завоевания, сам Македонский говорил:
«Добыли Вавилон, Сузы, земли персов, мидян и те, которыми раньше управляли персы или мидяне и которыми теперь они не управляют, земли за Каспийскими Воротами (ими считали и Дер¬бент: П.З.), по ту сторону Кавказа, Танаис, области по соседству с Танаисом, Бактрию, Гирканию и Гирканское море (Каспий)... Ски¬фов мы загнали в пустыню».
Позже доказывалось, что Александр завоевал всю Скифию до северных границ. Однако ранние источники этого не отмечают. Хотя немало скифов Македонскому все же служило, выполняя очень от¬ветственные задания. Они составляли ближайшие царю отборные войска при переправе через Гидасп (Джелум, приток Инда). Но сама Скифия гордо стояла<могучей державой на севере, за Кавказом и Каспием. Была страной Гога и Магога, неподвластной Мегасу...
В очень интересной книге А.С.Мыльникова «Картина славянс¬кого мира: взгляд из Восточной Европы...» (СПб., 1996) подробно рассказывается, как славяне и их соседи помнили о связях Алексан¬дра Македонского с их далекими пращурами. Автор допускает, что в фольклорной памяти есть «верные по сути дела догадки». Автор данной книги полностью с этим согласен. Связи рода Македонс¬кого с народами будущей Руси очевидны. Об этом надо прямо го¬ворить уже в школьных курсах истории. Замалчивать такие связи — информационное вредительство. О таких связях должны хорошо знать и студенты вузов. Факты необходимо превратить в устойчи¬вую часть исторического сознания россиян.
В чем суть факта?
По античным рукописям II-IV вв., когда народы Скифии усили¬вали натиск на Рим, версии о многообразных связях Македонского и Скифии были весьма популярны. Арабская средневековая тради¬ция заменяла «скифов» на «русов», якобы главных противников Александра. Апологеты христианства, начинавшие историю Руси почти со времен Рюрика, в официозных редакциях русских «Алек¬сандрии» эти связи пытались игнорировать. Но десятки народных версий, записанных в ХVI-ХVIII вв., говорили даже о связях Алек¬сандра с князьями словено-русов.** Македонский «золотым пись¬мом» князьям Великосану, Асану и Авесхану подтвердил права дер¬жавы словено-русов на земли от Каспия до Балтики. Письмо хра¬нилось в языческом храме у идола бога Велеса, ежегодно в память о событии проводился праздник, «в начальный день месяца примо-са» (первого по календарю; вероятно, 1 марта или 1 сентября). Словено-русы, по этим версиям, с Александром не воевали.
Античные версии II-IV вв. допускали, что Филипп и его сын Александр воевали со Скифией, в опоре на победы в этих войнах Александр и совершил путь к всемирной славе. Настоящим отцом Александра, по этим версиям, был египетский царь Нектанаб (Нектанеб II, якобы лечивший Олимпиаду от бесплодия). Он явно за¬нимался волхвованием. А против него к низовьям Нила по древ¬ним путям «князя Роша» направлялись скифы, боспорцы (из При¬азовья), споры, бастарны (дети Словена по эпосу), иберы, аланы и другие северяне. Поэтому Александр вскоре и пошел на Египет, а уж затем к Каспию, чтобы блокировать путь «князя Роша». И там провел почти треть своих боевых лет.   
---------------------
*Арриан, с. 193
***СНС, вып.З, с.139-142
 
Филипп в 340-339 гг. до н.э. вел переговоры, надеясь получить в Скифии власть, и воевал со скифским царем Атеем южнее Дуная. Царю было около 90 лет, он в бою погиб. Филипп пленил по 20 тыс. женщин и детей, угнал столько же чистокровных лошадей и множе¬ство скота. Кони и юноши позже вполне могли считаться, как маке¬донские.* Этот факт даже отечественные биографы Александра иногда игнорируют, не очень он нужен и мировой исторической на¬уке, очень мало увлеченной поисками реальных истоков Руси, фор¬мированием глубокого исторического самосознания россиян.

Но можно ли обо всем этом нам забывать?!

Космополитизм считает, безусловно – без всяких разговоров. «В рог бараний, взбунтовавшиеся рабы…»


Рецензии