Сны Кербелы, ч. 10. Бесконечная боль. Рокея Бегум

                ***
Всё. Сон кончился, и я проснулась. И что я слышу?  Только слова: «Жажда! Жажда!» – в отдаленном завывании шакалов! О! Уж не сошла ли я с ума? Почему мне видится повсюду лишь знойное марево, почему в моих ушах звучат лишь одни и те же слова: «Жажда! Жажда! Мы хотим пить»?

Я иду к могиле близкого мне человека.  Путь мой проходит через лес, и кажется, что все деревья и кустарники своими листьями тихо шепчут мне вослед: «Какая жажда! Мы хотим пить!» И даже от могилы исходят эти слова! Разве такое можно вынести? Близкий мне человек перед смертью не смог попить воды – ему запретили это делать врачи. Поэтому он умер от жажды.

Увы! Только посмотрите, что делают эти врачи! Они запрещают некоторым больным (есть такая болезнь) пить воду. Видно, у них совсем уж окаменевшие сердца! Если не можешь вылечить человека, то, по крайней мере, облегчи его страдания, избавь его от жажды, дай ему напиться воды! Я не стану выполнять это их указание. А не то – весь мир запылает от жажды.

   Один тяжело больной человек за день перед смертью говорил так: «О отец! Дай мне испить воды из твоего кувшина!» Он хорошо знал, что в кувшине его отца вода всегда была очень холодной. А отец, видя, что приходит смерть больного, напоил его своей собственной рукой. Тогда как другие люди – враги в обличии друзей – ни за что бы не позволили утолить ему эту безмерно страшную жажду. И что стало с душой этого человека? Не страдает ли она до сих пор от жажды, так, как страдали воины Хусейна в Кербеле? Нет! В раю жажды не существует! Жажда – явление временное и преходящее. Уснувшим вечным сном людям она уже не страшна. Жажда жжет только бодрствующих людей.
   Что еще тут можно сказать? Близкий мне человек за один день до смерти тайно от врачей попросил у своей матери немного воды. Но поскольку врачи запретили ему давать воду – ему ее никто не давал. И только мать украдкой дала ему совсем немного, один глоток. Поэтому в момент смерти он изнывал от жажды – увы! Люди не знают, что это такое!

И этот ребенок знал, что я ни за что не дам ему воды. Ведь я слепо исполняю все предписания врачей, поэтому воды он от меня не получит. Поэтому он даже не пытался просить. Что за терпение! Он попросил у меня чаю вместо воды. Вместо холодной воды – горячий чай! Наконец чай заварен и стоит перед ним на столе. И вот он начинает его пить, но как удержать в руках эту пиалу, ведь она буквально раскалена! Но этот, страдающий от жажды мальчик хватает ее обеими руками, заворожено глядя на дымящуюся в ней влагу – и быстро, обжигаясь, пьет чай! Увы! Люди не знают, что такое жажда! Огненная жажда! Жажда, отравляющая всю жизнь!

В этот момент он полностью потерял самообладание – ведь иначе как бы он смог удерживать горячую пиалу в своих нежных руках? А мальчику всего восемь лет – мой племянник, сын моей сестры, – и раскаленная пиала в его руках! А в ней – этот горячий чай! И он, не отрываясь, жадно глотает этот кипяток! Как же так? Эти нежные, как масло, ручонки покрываются страшными ожогами! Этот чай был последним из преподанных ему уроков – больше ему уже нечего было здесь постигать.

И теперь меня терзает одна мысль – почему я не дала ему воды! Я надеялась, что болезнь уйдет, но если она не уходит, то зачем, зачем я все-таки не дала ему пить! И теперь день и ночь я слышу одни и те же слова: «Какая жажда! Пить! Пить!» Как я страдаю! Перед моими глазами всегда стоит эта пиала с горячим чаем, сердце мое разрывается от тоски и вся душа моя объята страшным огнем. Стоит мне только закрыть глаза, как передо мной яркими буквами высвечиваются эти слова: «Жажда! Жажда!»

перевод с бенгальского


Рецензии