Досины варежки

                кадры иркутской мозаики

      Дося, тётушка, прислала посылку мне в Иркутск. Очень своевременно, помнится. Там были мои любимые конфеты – грильяж в шоколаде, ещё кое-что съедобное и замечательные варежки, кожаные, внутри с низеньким мехом завитушечками
         В Иркутске я работала после окончания института на строительстве Академгородка, естественно, разнорабочей, так как мой филологический факультет был «другого профиля». Читаю свой дневник и уже не верится, что я так урезывала себя в самом необходимом. На каждой странице этого «исторического документа» того периода идёт речь о том, что удалось купить, съесть. А я ещё ухитрялась отправлять бандероли, посылочки домой или друзьям, одалживала деньги сотрудникам в бригаде. Ругала себя, когда узнавала, что одолженные мной деньги пошли на пьянку, но всё равно, не отказывала…
       Лучше всего процитировать первоисточник:
20.11.1965г. – сегодня у Маши меня покормили вкусным супом, вспомнился «голодный момент» в Карабихе, там хлебосольная мать моей сотрудницы Нины Сергеевны кормила меня пирожками со страшно солёной грибной начинкой. Я была голодна, но усиленно делала вид, что больше не хочу, не могу.
      Вот так же и сегодня – "хлеб был мягким, мягким, борщ душистым. Нетронутыми остались колбаса и яблоко, я только отщипнула кусочек рыбы…»
21.11 – воскресенье. Сегодня странный день. Купила 2 булочки за 12 копеек и дорогой съела их. Интересно, что ночью мне снились сладости. Сначала мне снилось, что у нашей Раисы какие-то именины, и на меня обиделись за неприличное поведение за столом, будто бы я начала есть с жадностью пирожное, а ещё было не время «сладкого стола»… Потом я проснулась, перевернулась, и мне стал сниться пир у соседки Нади. На её окне стояли дивные сладости – шары, вылепленные из мягкого изюма, орехов, цукатов… Мне очень хотелось откусить кусочек такого шара. Потом Надины гости ушли, и я ей почему-то протянула кусочек голландского сыра. Короче, що кому, а курці – просо, как говорят на Украине.
      Вся петрушка в том, что фактически недавно, после пребывания на работе в колхозе, я впервые в жизни по-настоящему научилась есть.  До этого времени у меня не было аппетита. Когда я подросла и не была уже послевоенным дистрофиком, знакомые мамы, встречая нас с ней, всегда спрашивали маму: «Соня, ты всё ещё кормишь её с ложечки?»
         Кстати, с тех самых пор, после иркутских сновидений этот изюмный шар мне памятен, и ещё я знаю,- если снятся сладости, значит, я голодна. Продолжаю цитировать дневник:
       «Я пошла в свою любимую столовку у вокзала, это в десяти километрах от института. Половинка щей, картофельный гарнир, хлеб, молоко – 20 копеек. Выходя из столовой, задумалась о том, что вообще-то не сыта. Рядом – парень угощает другого яблоком, а тот отмахивается. «Да не хочу я, угости вон девушку!» Мне протягивают яблоко: «Берите, берите, а то выброшу!» Брать, не брать? Я показала ему место возле своей папки на столе. Не могу отказаться… Беру и с улыбкой – одному из низ «Спасибо», а другому помахала ручкой и вылетела из столовой. В голове – каша, та самая, которая бывает, когда не сытно, а…
«Я ли это? Что я сделала?» Но ем. Вкусно. Тщательно жую, чтобы каждый пупырышек языка почувствовал – это яблоко. Тот парень, что отказался, ещё заявил: «Да, не ем я яблок, я – сибиряк!» А я ем, я – киевлянка! Может быть, оно оттуда. Вкусно…
      Вообще-то я хотела писать о варежках, а зацепилась за еду, потому что записи того времени просто наполнены ею или отчётами о потраченных деньгах. Всё же я впервые сама распоряжалась ими. Был момент, когда после получения аванса, я мечтала о… пиве, но всё никак не могла добраться до него. И наконец:
27.11 – воскресенье. Итак, господа, вчера, в субботу, я достигла желанной пристани – столовки с пивом. Ведь накануне мне даже приснилось что-то невероятное: будто я в столовой, начала есть, потом пошла за пивом в буфет, а мне дали бутылку с отбитым горлышком, где тёплое пиво плескалось на дне. Я повозмущалась, но выпила, мне не дали сдачи, хотя я выпила во сне такую капельку! Возвратилась к столу – унесли остатки моего обеда. Я потребовала администратора. Мне показали, куда надо идти. Из-за каких-то перегородок вышла улыбающаяся женщина.
  - Мне не хотелось бы портить вам настроение, - сказала я, - но, понимаете, я так хотела пива уже несколько дней… И я рассказала ей о разбитой бутылке и исчезнувшем обеде. Женщина поддакивала, потом пошла к столику, где и села между двух военных, а на столе – гора пирожков с печёнкой. Они все на меня и не глядят. Я злюсь от того, что голодна, но ухожу и вижу себя в каком-то зеркале с торчащим животом. Я думаю о себе, что выгляжу как беременная…
       Потом я пробираюсь через зал, где толстые женщины заставляют детей петь «молдавенеску». Один мальчик очень фальшивит, и я думаю: «Тоже мне – одарённые дети!»
        Проснулась. Решила обязательно выпить пива. И мне повезло в субботу. Взяла полборща, курицу (как можно пройти мимо курицы!), компот, пирожок с рыбой, хлеб и бутылку пива. Первый стакан я выпила сразу же, не переводя дыхания. Потом так же – второй, лишь последние полстаканчика смаковала, не спеша. Очень вкусно. Потом я решила взять себе давно обещанное заварное пирожное. Тут их не делают, как мне сказали. Взяла слоёную трубочку с кремом. Потом мне был «положен» коктейль. Хороший вечер. Естественно, сегодня расплачиваюсь расстройством. А самое скверное то, что я опять хочу есть. Сейчас пойду в посёлок Кузьмиху, где у нас склад. Нужно обменять ватные штаны с 48 на 44 размер.
29.11 – получила посылку от мамы: варенье, сало, консервы, но теперь всё это – излишество. У меня всё есть, даже деньги. Нужно купить лыжи. На работе всё хорошо. Плотник Миша заметил, когда я работала: «Ты, я вижу, эту стенку отковыряешь!» «Отковыряю, чёрт возьми!» Но бригадир сказал мне: «Положь ломик!» «Тебе бы маленький»… Обо всех моих иркутских историях можно рассказывать долго, но я – о варежках.
9.03; Что-то скучно мне стало, давно не была в городе, не слушала музыки. Сегодня иду к Ваньке (пьянице и вору) с моей работы, куплю ему бутылочку вина для угощения. Он пригласил смотреть телевизор, фотографии…
10.03 – Теперь мне весело, так как Ванька устроил мне вечером чудную жизнь, пришлось сбежать от него без ботинок, в капроновых чулках. А было минус 30 градусов примерно. Рассказала об этом всем, потому что он и его дружок Кешка имели наглость дразнить меня! Грозились убить или искалечить.
   А дело было так. Ваня даже не стал угощать чаем, сразу же решил «приступить к делу», Было принято снимать обувь в передней, заходя в дом. Я и оставила свои высокие зимние ботинки… Когда Ванька стал приставать, я попыталась уйти, но ботинки мои он спрятал и был уверен в том, что без обуви я далеко не уйду. «Куда ты денешься!» Я подумала немного, постояла перед выходом, потом решительно надела пальто, а на ноги с усилием натянула Досины варежки. Конечно, пятка осталась в воздухе. Таким образом, пришлось идти на носочках. Идти далеко. Холодно, чулки капроновые не греют. Иногда я останавливалась, ставила пятку одной ноги на носок другой, отдыхала таким образом, потом меняла положение ног, отдыхала и грелась теперь пятка другой ноги. Вот так было.
       В бригаде я рассказала о Ванькином поведении. Бригада вступилась, на Ваньку набросились с руганью. Ботинки он мне принёс, а пожилой рабочий Виктор сказал мне: «Не бойся, брехливая собака не кусает».  Дело в том, что Ванька и Кешка говорили мне: «Вот будешь дежурить в бытовке, пойдёшь на улицу, проверять электроды, вот мы тебя толкнём, зажаришься!» Так меня выручили Досины варежки, конечно, кожа сверху немного поцарапалась, стёрлась, но они мне неплохо служили уже по назначению. На ноги натягивать больше не приходилось. Я почти забыла об этой истории.
       Как-то зашла в кафе, вижу за столиком – Кешка. Он вообще-то красивый парень, смуглый с золотой фиксой. Но, честно говоря, видеть его не хотелось. А он увидел меня, да как обрадуется!
        - Любушка! Как дела? Соскучился я. Сейчас работаю на асфальтоукладке. Неплохо зарабатываю. Может, к нам перейдёшь?
      Короче говоря, лучший друг. Вот и вся история с варежками.
 
         


Рецензии
Вы так задорно рассказываете, моя хорошая! Кипуче. Жизнелюбиво. Солнечно.
Хроника прошлого времени всегда интересна. Потому что благодаря ей мы видим и понимаем от чего ушли, к чему пришли.
А что варежки необычную службу сослужили, так знай наших!

Ольга Суздальская   02.06.2015 15:00     Заявить о нарушении
Я их хорошо помню, стоят перед глазами, с мелкими завиточками меха внутри, а верх кожаный я поцарапала... Спасибо за внимание.

Любовь Розенфельд   02.06.2015 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.