Последний дом Лермонтова в Петербурге
Не успел, или не сумел, или не сумел бы?
Ввиду его слишком ранней кончины, некоторым казалось, что не успел. Но мне представляется, что не сумел бы. Он мыслил и жил идеалами, ниспосланными ему от нематериального мира, от высшего порядка мироустройства. Его душа постоянно была на стыке этих дорог, и поэтому он всю свою короткую жизнь оставался внутренне одиноким, отсоединенным от суетных забот шаблонных людей, пекущихся только о своем благополучии и авторитете среди ближайшего человеческого окружения.
Искусство тонкое жить мирно средь людей,
Не замечать пороков их и фальши,
Пройдох и пустомель принаряжать в друзей…
Тонкому искусству мирно жить среди людей Михаил Юрьевич так и не обучился. Он был не такой, как большинство, и этим все сказано, поэтому и чувствовал себя одиноким среди людей. Как говорится, волки всегда по нюху определят, кто среди них собака, пусть даже внешне она имеет волчье обличье. Они ее по нюху вычислят и загрызут. И людям свойственно грызть на них непохожих. Как писал о гибели Лермонтова П. Х. Граббе: «Несчастная судьба нас, русских. Только явится между нами человек с талантом – десять болванов преследуют его до смерти».
Так и хочется сказать, не дал Бог таким людям таланта, так хоть гнусностью проявятся. И кричат, и кричат эти люди о том, что у Лермонтова был невыносимый характер, что не Мартынов, так другие бы его непременно убили и так далее и тому подобное. Эти мерзости повторять не буду, их недавно громко озвучили по питерскому радио. Это в предъюбилейный-то год!
Правда, по нынешним временам повторять обывательские выдумки о человеке, который не может себя защитить, самое популярное и достойное занятие. А реклама так просто отличная! После подобной передачи, глядишь, кто-нибудь возьмет томик стихов Михаила Юрьевича и почитает. Но я в это не верю. Людям, которым нравятся гнусности о великом таланте, вряд ли откроется глубинный свет его поэзии. Они постоянно будут барахтаться в паутине мерзостей, что соткали подобные им человеки еще в бытность поэта и непосредственно после его гибели, как бы в свое оправдание.
15 октября 2004 года М. Ю. Лермонтову исполнилось 190 лет со дня рождения. Но нет благополучия в его судьбе и поныне. Только вспомним, что в его круглые юбилеи 1914 и 1941 г. г. начались на Земле истребительские войны. В 190-летие, знаю, что в Пятигорске, Тарханах, Тамани, Середняково, в домах, где хотя бы кратковременно жил великий поэт, пройдут научные чтения, конференции лермонтоведов, будут звучать его стихи. И все это под стоны разрушающегося петербургского дома на Садовой, 61, в Петербурге, культурной столице России.
Да, у Лермонтова есть музеи, даже в Тамани, где он пробыл всего четыре дня. Но все они вынесены на периферию его творческой жизни, все находятся вне Петербурга. Уже и прежнее название вернулось городу, но в самом городе чтят память поэта очень избирательно. А ведь именно здесь он сформировался в крупную творческую личность, отсюда прозвучал на всю страну его гневный голос в защиту чести и достоинства другого великого человека Пушкина в стихотворении «Смерть поэта», здесь он общался с писателями и известными людьми своего времени, совершенствуя и оттачивая свой
природный дар стихотворчества. И, наконец, в Петербурге его признала читающая публика, потому что именно здесь, он вышел со своими творениями на страницы журналов, издал свою единственную книгу стихов, а потом и повесть «Герой нашего времени». Именно, в Санкт-Петербурге он состоялся как великая личность. Город на Неве стал его творческой вотчиной.
Но… В этом городе все дома, где жил Михаил Юрьевич, кроме дома на Садовой, 61, снесены или переделаны так, что в них не осталось и следа пребывания поэта. Единственный и последний Лермонтовский дом на Садовой нужно беречь, как зеницу ока. Официально он находится под государственной охраной в категории объектов культурного наследия регионального значения по решению Малого Совета Санкт-Петербургского горсовета от 07.09.1993 г. № 327. (Только не понятно, почему это здание находится в региональном подчинении, ведь Лермонтов - поэт мирового значения). Но с паршивой овцы хоть шерсти клок (не оскорбление, а пословица). В 1962 году установлена мемориальная доска со словами: «В этом доме жил Михаил Юрьевич Лермонтов в 1836 – 1837 г. г. Здесь он написал стихотворение «Смерть поэта». В 2006 году доска снята, якобы, в связи с ремонтом здания. Где она теперь, неизвестно.
И этот, самый главный дом в жизни поэта, находится в таком катастрофическом состоянии, что на него страшно смотреть: обшарпанные стены, разбитые окна, покосившаяся лестница в парадной, искореженный мозаичный пол, выбитые ступени. В квартире, где жил поэт, потолки подперты досками и на них стойкая плесень от постоянных протечек. Когда я, 31 декабря 2000 года, пришла сюда, в парадном вообще была настоящая клоака: высокой горой лежали мешки с мусором, временные жильцы не удосуживались донести их до настоящей помойки.
Поначалу кажется, что дом находится в совершенно плохом состоянии. Но вот на первом этаже сделали ремонт, и помещения приобрели ухоженный, цивилизованный вид. Там теперь находятся «Аптека» и обувной магазин, значит, сам дом крепкий и сносить его нельзя. Говорю это к тому, что недавно слышала мнение компетентного лица из «Комитета по охране памятников истории и культуры», что старый дом дешевле снести и построить новый, чем его отреставрировать. Этак, придется весь центр Петербурга снести, включая Эрмитаж и Адмиралтейство, дома здесь все построены в Х1Х веке. Ломать, не строить. Странно, что такое мнение исходит от работника именно того ведомства, которое призвано ОХРАНЯТЬ натуральные памятники истории и культуры.
Трехэтажный дом на Садовой, 61 был построен в начале ХIХ века в стиле классицизма. В 1836 году М. Ю. Лермонтов к приезду своей бабушки Е. А. Арсеньевой снял здесь квартиру. С осени 1836 года он проводил большую часть своего времени в стенах этого дома. В конце года Михаил Юрьевич сильно простудился и в течение нескольких недель вообще на службу в Царское Село не ездил. Здесь собирались его друзья. Они обсуждали театральные и литературные новости, строили планы на будущее, вели горячие философские и политические споры. Лермонтову в стенах этого дома хорошо писалось. Здесь он работал над романом «Княгиня Лиговская», переделывал для цензуры драму «Маскарад», которую так и не разрешили поставить на петербургской сцене, создавал новые варианты поэмы «Демон», написал много стихотворений, в том числе, по некоторым сведениям, и «Бородино».
В конце января, начале февраля 1837 года в квартире на Садовой Лермонтов создал стихотворение «Смерть поэта», которое сразу сделало его знаменитым среди читающей публики страны и выдвинуло в ряды первых поэтов России. Именно в доме на Садовой Лермонтов принял эстафету поэзии от погибшего Пушкина.
20 февраля в этой квартире Михаил Юрьевич был взят под арест по «Делу о непозволительных стихах…», после чего в марте 1837 года был переведен служить на Кавказ. Этот дом для Лермонтова стал судьбоопределяющим.
В 1875 году дом был надстроен: появился четвертый этаж, несколько изменились виды лицевого и дворового фасадов, был устроен эркер, разобрали в парадном, где была квартира поэта, лестницу и в тех же габаритах соорудили новую. В 1903 году был надстроен пятый этаж.
На этаже, где располагалась квартира поэта, остались прежними размеры окон, внешние и внутренние, капитальные стены, а в самой квартире сохранился даже интерьер ХIХ века (анфилада комнат).
До «перестройки» дом начали расселять. Тогда-то, вероятно, и планировалось создать здесь музей-квартиру поэта. К современным жильцам приходили сотрудники Музея города и сопоставляли план квартиры 1837 года с современным ее расположением. По словам жильцов, план совпадал с действительностью, только нужно было убрать перегородки в дверях комнат и тогда откроется их анфилада.
Увидев, в каком разоренном виде находится мемориальный Лермонтовский дом, поначалу я была в полной растерянности от подобного факта. А потом начала действовать. Написала заметку об увиденном. Ее напечатали в «Аргументах и фактах» (февраль 2001 г.). Потом я пошла с этой заметкой в Музейное ведомство при Администрации С.-Петербурга. Я шла туда в полной уверенности, что такое безобразие власти случайно не заметили, я им напомню о доме, и они примут самые деятельные меры по устранению оного безобразия. Начальница музейного отдела внимательно меня выслушала, полностью со мной согласилась. Я ушла успокоенная. Только через месяц я узнала, что она отправила в Пушкинский Дом бумагу, в которой говорилось, что раз у них есть экспозиция личных вещей поэта, то музей Лермонтова Петербургу не н-у-ж-е-н. О мемориальном доме поэта власти не озаботились, им это было глубоко безразлично.
Тогда я начала писать по инстанциям. Прыгала со ступеньки на ступеньку. И от каждой ступени власти я получала в установленный срок качественную отписку. Писала Президенту, ездила к Министру культуры М. Е. Швыткому, отправляла бумаги от общественно-политического движения «Воля Петербурга», от Союза писателей России. Впрочем, об эпистолярном бумаготворчестве по поводу Лермонтовского дома тема отдельная. Обращений, запросов и отписок на них набралась большущая папка. Но до сих пор ничего не сделано, хотя В. И. Матвиенко обещала при всех писателях Петербурга, что дом начнут ремотировать.
Теперь мы устраиваем в мемориальной квартире поэта литературные вечера. Нынешние жильцы, супруги Владимир Строганов и Ольга Копец, живут, в расселенной с доперестроечных времен, квартире вместе с маленьким ребенком. Нужно отдать им должное, они понимают, в каком историческом месте обитают, и прилагают усилия, чтобы сохранить то немногое, что осталось от прежних времен. Они собирают предметы интерьера: остатки лепнины, старинные петли с окон, дверей и хранят их.
Первый литературный вечер прошел в Лермонтовской квартире 26 ноября 2003 года. Были писатели, работники Пушкинского Дома и другие.
В День города, 27 мая 2004 года, мы опять собрались в квартире Лермонтова. И все невольно удивлялись, почему, ну, ПОЧЕМУ? на Мойке , 12, где умер А. С. Пушкин в дни его рождения или памяти проходят торжественные, трогательные, а главное, традиционные мероприятия. И всегда много людей, цветов, много душевной приязни. Это хорошо. Это прекрасно!
Но чем Лермонтов хуже Пушкина? Я уверена, что Михаил Юрьевич не Демон и не его удел, скитаться в чужих пространствах, ему найдется место в родных, домашних петербургских стенах, на Садовой, 61.
Свидетельство о публикации №209070300954
Виктор Скорых 01.03.2018 15:17 Заявить о нарушении