И вдруг... опять послышались шаги

Еду я в «Жигуленке» на очередное интервью, приходится скакать с одного на другое, как с кочки на кочку. С нами любознательная девушка. То, что она именно такая, я узнала после ее вопроса, заданного фотографу, Аркадию Львовичу Кацу.
А вопрос озвучился следующим образом: «Какой самый интересный снимок вы сделали в своей жизни?».
Аркадий Львович несколько смешался, вопрос застал его врасплох. Но через минутку-другую приободрился, усмехнулся и начал: «Приходит однажды в 90-х годах к нам в редакцию Андрей Бурлаков». Для тех, кто не знает - это краевед, директор музея-усадьбы Ганнибала, в Суйде.
Дальше, мои дорогие читатели, пойдет авторский текст, хотя фразочка «приходит однажды в редакцию Андрей Бурлаков» может стать прекрасным лейтмотивом к следующим моим рассказикам. Но вернемся к нашим баранам, пардон, к воспоминаниям Аркадия Львовича.
И так, пришел в редакцию Андрей Бурлаков и начал увлеченно рассказывать о том, что во Дворце работает женщина, которая ощущает присутствие призрака Павла I. Она везде на него натыкается, он растворен в воздухе Дворца и в любой момент может выкристаллизоваться в реальный призрак.
Убедительный тон речитатива Андрея проник в сердце Аркадия Львовича, засел там занозой. И не удивительно, кто же откажется сфотографировать призрак, да не какой-нибудь дворничихи бабы Мани, даже не пламенного рыцаря Мальтийского Ордена, а Самого Павла Петровича, самодержца Вся Руси.
Два энтузиаста быстренько сговорились о времени встречи и разбежались по своим делам. Час назначили темный, в шесть вечера. Был ноябрь на дворе, и это время суток уже можно считать ночью по полновесной тьме окружающего воздуха, по выступающим на экран неба звездам.
Встречу назначили у дверей подземного хода во Дворце. Аркадий Львович, предвидя, что ожидание Его Величества Призрака может затянуться, надел валенки с калошами. Вахтеры, увидев его в такой славной обувке, растерянно похлопали глазами, но, не усмотрев ничего противозаконного, пропустили во Дворец.
В полутьме подвального помещения у подземного хода оба энтузиаста встретились в назначенное время. Заскрипела тяжелая дверь в подземный ход, и они оказались внутри него.
Их сопровождала женщина, которая и вовлекла энтузиастов в это путешествие. До подземного хода она, отчаянно жестикулируя, рассказывала им о своих встречах с призраком Павла I. То он ей сладко улыбался, то грозил пальцем, то проходил сквозь нее, будто она была такой же бесплотной, как он. Оба энтузиаста слушали ее с ярой пронзительностью, впитывая, словно губка воду, ее воодушевленные речи. Глаза женщины феерически блестели, волосы метались по плечам и вокруг головы, голос дребезжал от нахлынувших чувств. Как только они вошли в подземный переход, где, по словам женщины, чаще всего встречался Призрак, разговоры сразу же смолкли, и тишина обволокла пришедших.
Подземный ход был освещен слабо. Через него, кстати, в свое время в женском платье убежал из Гатчины Керенский. В середине подземного хода, у стен, стояли две статуи. Тени от них, падая на пол, соприкасались. Все молчали и ждали. Долго молчали и ждали. А, может, и не долго, может, время в подземном ходе ползло медленнее, чем снаружи, а вдруг и вообще остановилось. Женщина ждала, ждала и стала прощаться, у нее давно уже закончился рабочий день. Удалилась на цыпочках.
Тишина сгущалась, как тучи перед грозой. Низкие потолки, казалось, медленно миллиметр за миллиметром, опускались. Становилось трудно дышать, потому что энтузиасты через раз забывали это делать. Аркадий Львович, как охотничья собака, был наготове. Фотоаппарат стоял, надежно закрепленный на штативе. Ожидание становилось все напряженнее. У Андрея стали мерзнуть в ботинках ноги, он с тайной завистью поглядывал на валенки Аркадия Львовича. В эти секунды забывал и про Призрак, и про самого Павла Петровича, но, опомнившись, одергивал себя и с удвоенным вниманием всматривался в конец подземного хода.
Вдруг оба энтузиаста вздрогнули: раздались какие-то звуки. Аркадий Львович сразу приник к объективу. Андрей принял стойку настороженного зайца, конечно, мысленно. Звуки разбухали. Наконец, отчетливо послышались шаги, шаркающие, будто шел старик. Но самого его не было видно, хотя звук шагов приближался. Оба экспериментатора забыли о собственных дыханиях, застыли, как статуи. Но как неожиданно звуки появились, так же неожиданно и пропали. Тогда человеки шумно втянули носами воздух и задышали. Видимо, на этот раз долгожданная встреча не состоится, подумали они оба враз.
Но сдаваться не хотелось. Раз уж выбрались сюда, нужно еще подождать. Они снова затихли, и опять Андрей, забыв о Призраке, ласкал взглядом валенки Аркадия Львовича. Тишина овладела пространством подземного хода.
Прошел еще час. И вдруг до них донесся скрип двери. Они опять удвоили внимание и слух. Тонкая полоска света отошла от двери. Экспериментаторы, затаив дыхания, вглядывались в движущуюся полоску света. Вдруг она превратилась в кружок. По полу заплясали световые круги. Аркадий Львович стал неотделим от объектива фотоаппарата, стал его живым продолжением. Кружки света отплясывали гопака, взбираясь даже на стены.
И энтузиасты услышали Глас: «Кто тут?». Кружок света уперся сначала в лицо Андрея, заставив его зажмуриться, как от страха, так и от света. Свет перекинулся на фотоаппарат.
- Кто тут? – еще раз громыхнул Глас.
- А вы кто? – наконец, очнулся от оцепенения Андрей.
- Я-то электрик. А вы кто?
- Живой, значит? – подал голос и Аркадий Львович, внутри чуть живой от ужаса.
Вскоре все выяснилось. Это, действительно, был электрик, человек в совершенно живом состоянии. Более живого и придумать было трудно. Экспериментаторы пощупали его, похлопали по плечам. Андрей даже провел пальцем по носу электрика.
- Давно вы во Дворце работаете? – завязался разговор.
- Лет десять.
- А видели или слышали Призрака Павла I или еще чей-нибудь?
- Ни разу, - железно произнес электрик. – Это экзальтированные бабешки с ума сходят.
И ушел электрик, уводя за собой пляску световых кружков.
- Зря что ли мы столько часов провели в подземелье, - вздохнул Аркадий Львович. – Сделаю хоть снимок подземного хода.
Тени статуй согласно кивнули головами.
Уже у выхода из подземного хода энтузиасты остановились и оглянулись. Им явственно послышались вздох и шаркающие шаги.
- Зря потратил целый вечер, - подумал Аркадий Львович и решил сделать коллаж – на снимок подземного хода наложил фигуру Павла I в Мальтийском плаще, размазал изображение. Получилось правдоподобно и таинственно. Коллаж поместили на первой странице газеты.
Долго потом звонили в редакцию школьники из разных школ, выпытывая, правда ли это Призрак Павла I. Аркадий Львович даже устал от этих звонков.
Но разве не было звука шагов? Был. Был. Был. Или не был?
16 апреля 2003 г. Написано на скамейке рядом с Дворцом.


Рецензии
Хохотала до слез!

Людмила Паладьева   05.07.2014 17:24     Заявить о нарушении