Герой Арктики
Стояли на Диксоне мы почти две недели. Был я тогда на речном теплоходе в две тысячи тонн грузоподъемностью, 4 трюма, народу 10 человек. Народу мало, вахта два раза по 6 часов, иначе не заработать. Пару раз в поселок ездили на маленькой пластиковой шлюпке с мотором, большой нам не полагалось. Прошлись по земле, к могиле Тессема сходили.
Был такой матрос в экспедиции Амундсена, норвежец. Амундсен на своей шхуне далеко в Арктику забрался, послал двух матросов с почтой на Диксон, то было километров 900 по льдам, Тессема и Кнудсена Оба погибли, Кнудсен раньше, а Тессем замерз в километре от поселка. Правда, говорят, что он погиб раньше, а здесь тот, другой замерз,уже в километре от поселка. Но не мне в том копаться.
На могиле написано: Тессем. Мы со старпомом, пока стояли, считали команде зарплату. Но система такая мудреная была, что все равно насчитали не то. Пили растворимый кофе, что остался еще от команды, которая перегоняла судно из Чехословакии в Ленинград.
Ели консервы из оленьего языка и галеты. Они остались в местном магазине от прошлого завоза. Больше там ничего не было. Новый завоз еще не подоспел Мы со старпомом друзья. Я – студент, а он на войне полный срок в штрафной роте продержался.В штрафбат тогда отправляли офицеров, а перед войной пилотов и штурманов выпускали из училищ сержантами Был штурманом на ТБ-3, на бомбардировщике. Сидел, вернее, лежал, в полете в самом носу весь застекленный, а когда сбили, сумел выпрыгнуть. Это, говорили, редко кому удавалось. После госпиталя скрыл, что летун, хотел в пехоту, но был изобличен уполномоченным НКВД и - в штрафную роту, другого пути ему не было, хотя летунов на войне всегда не хватало.
До этого нам везло: пролив Югорский Шар, что у Вайгача, оказался ото льда свободным. Но впереди нам маячил пролив Вилькицкого, дохлее места во всей Арктике нет. Оттуда уже притащили на буксире пару морских судов, крепких, не в пример нашим. Один с дырой в корме непомерной, другой - с оторванным винтов и рулем в баранку. Но мы в себе не сомневались. Пронесет, выкрутимся. К тому же до Лены, а мы шли именно туда, путь недолгий, выйдем из Вилькицкого в море Лаптевых, а там суток четверо до Тикси.
Снялись, наконец. Стоять, да еще на Диксоне – зря время терять. надоело.
В тот год в Арктике тяжелая навигация была. Все ледоколы в пролив Вилькицкого сбежались, атомные, дизельные, линейные, портовые. Мы – мелочь. Нас большие ледоколы почему-то не любили. После мощного ледокола в канале много крупных льдин, нужно второй ледокол пускать, что поменьше, да и канал быстро затягивается, морока сплошная с нами, с консервными банками. Судов для проводки полно и без нас. Тяжко нам идти во льдах, даже за ледоколом, от ударов о льдины все ходит ходуном, шум, грохот. Только плохо с нами ледокол обошелся, бросил, не доведя до края ледового поля. Ушел помогать военно - морскому каравану из старых дизельных лодок для укрепления морской мощи на Дальнем Востоке. Хотели ждать, но подвижка льдов идет, и те, что ледокол наломал, весьма опасны. До чистой воды рукой подать. Решили выбираться самостоятельно. Отпихнули корпусом одну льдину, боднули другую – ура, получается.
Сидим почти всей командой на мостике, радуемся жизни. Кругом красотища непередаваемая: небо голубое, море синее, лед ослепительный. Такие краски я видел только на выставке Рокуэлла Кента в Питере в Академии художеств, он север писал. А еще у Борисова, забытого всеми академика, его картин много в Архангельской художественной галерее,у него даже своя дача была в Маточкином Шаре
на Новой Земле.
Все. Вышли, сами прорвались, впереди чистая вода, никаких льдов. Весело на мостике. В команде всегда найдутся крутые остряки, часто такие бывают - куда до них жалкому Петросяну, который чужие байки пересказывает, но за это еще славы и денег хочет. Дали полный ход. Минут через десять старпом мне говорит: «Что это нос у нас странно зарывается , ну- ка сбегай к первому трюму, может что и произошло» Трюма все раскрыты на случай пробоины. Побежал я в нос, четвертый, третий, второй трюма сухие. Первый – я оцепенел - носовой трюм был полон воды до самого комингса. Тотчас примчались все, один рулевой на мостике. Прорвались, называется. Где пробоина, какая она, каких размеров - не знаем. Нужно докладывать Наянову, а как доложить, капитан ума приложить не может. Бросили в трюм речной плот спасательный. Катались по трюму, тыкали шестом, пробовали пробоину нащупать - безрезультатно. Зарплата за перегон таяла у нас на глазах. Наконец дрожащим голосом кэп сообщил Наянову о случившемся и получил достаточно мудрый в той ситуации ответ: «Сами пробоину получили, так жопой и затыкайте» Мы вытащили аварийный пластырь, без того было ясно, что нам с ним не справиться, даже если бы мы знали, где пробоина. Половина команды из десяти были южане и болели фурункулезом. Физически полноценных было двое: боцман и я. Механики пытались откатать носовой балласт, чтобы задрать нос, но в трубах образовалась ледяная пробка. Качать осушительным насосом мы и не пробовали. В трюме в качестве балласта был песок, и он сразу затарахтел бы на крыльчатках насоса. Темнело. Решив, что утро мудренее, я пошел в каюту спать. Лег одетым и барахло в рюкзак собрал.
Разбудил меня старпом после полуночи. Вышел на палубу, зрелище не из приятных: идет крупная зыбь, мы в дрейфе, а вода из трюма хлещет на палубу. Полезли в соседний трюм глянуть, что там. О Боже, переборка между трюмами из гофрированного металла, она прогибалась под напором ударов воды из соседнего трюма. Трык – в одну сторону, трык – в другую. Если она не выдержит, утонем в холодном море Лаптевых за пару минут, спасательного плота сбросить не успеем. Хотели распереть переборку брусьями из аварийного запаса, да куда там, все коротко. Вот тогда мне стало страшно: произошедшее я перестал воспринимать как приключение. Вылезли, морщим репу, думать пытаемся. Выход один: вызывать аварийную партию с ледокола. А его Наянов уже послал, вон огнями блещет, портовый ледокол №5 из Архангельска. Ледокол в ведении моего отца, он капитаном Архангельского порта тогда был. В курсе дела, небось, что мы натворили и теперь вот кукаем. Капитан переговоры с ледоколом завел. А тем трудно понять наше положение: на плаву, нормально, есть маленький дифферент на нос, эка невидаль. Уговорили. Мотобот спустили архангельские мужики, долго собирались. Повезли нам погружные насосы, что в трюм будем бросать. Подходят к борту, но тут и волна зыби подошла, они улетели на ней от нас метров на сто. Мы с боцманом завалили ограждения. Проход вдоль борта всего метр. Нас с боцманом двое, насос сто двадцать кг, нужно взять его рывком на палубу, повиснет – разобьем вдребезги мотобот, народ утопим. Фурункулезные помочь не могут, да и места нет в проходе Мотобот у борта, рывком выдергиваем на палубу один насос, затем другой. Бросили насосы в трюм, подключили, при запуске второго насоса вспомогательный дизель глохнет. Не хватает мощи. Привязали все автоматы на ГРЩ веревками, запустили с третьего раза. Дизель, чихая и кашляя, вытянул. Уже утро.
Сил уже нет, иду отдыхать, будто зная, что мне предстоит.
Проснулся к обеду.На море штиль. Нос судна задран. Механики пробили ледяную пробку и откатали носовой балласт. Погружные насосы смогли преодолеть поступление воды через
пробоину, их уже отключили за ненадобностью, вода теперь через щель длиной в пару метров лилась из трюма за борт.Идиллия. Пастораль. Все спокойны. Нужно заделывать дырку.
Дырка- то удачная нам досталась. Во – первых, в носу, который уже и задрать можно, а не в машинном отделении, во – вторых узкая и длинная, заделать есть возможность. Для моих сыновей, которые этим никогда не занимались и заниматься никогда не будут, рассказываю, что телами пробоину только в кино или на войне затыкали, а мы забили ее простынями, одеялами и прочими ненужными нам на судне вещам. Но это только начало. Дальше на нее изнутри в трюме стали громоздить цементный ящик. Сделали опалубку из досок, одновременно начали готовить раствор из цемента и жидкого стекла. Процесс долгий и нудный даже в тех роскошных условиях, в которых мы оказались. В трюме сухо, пробоина над водой, погода штилевая.
Фурункулезные легкотрудники не спеша опалубку сколотили, а мы с боцманом аварийный запас цемента в трюм начали перемещать. Боцман стропил двадцати килограммовый мешок и опускал в трюм, я принимал. На исходе сил один мешок он уронил, тот вскользь по мне проехал и разорвался. Так что я - человек пыльным мешком прибитый и с меня ничего не возьмешь. Раствор в опалубку залили, но пошла встречная волна, пришлось нос в воду опустить, не свой нос, нос судна. Вода струйками потекла через раствор. Дальше пошла работа деликатная. Опалубку сняли а струйки стали в резиновые трубочки ловить и затыкать деревянными чопиками. То и другое в аварийном запасе предусмотрено. Не поймай струйку в трубочку - размоет ящик. Этому занятию посвятили мы двое суток. Красивый получился он, цементный ящик. Мы еще пальцем расписались, пока цемент не застыл.
Все, полным ходом пошли в Тикси. Перегон не удался. В Тикси сдадим судно речной команде и - домой. Последние дни нас здорово утомили.
Увы, в Тикси речной команды не оказалось. Выгружали насосы впятером и чуть их не утопили. Потом пришли работяги и заварили дырку, из которой торчали наши простыни и одеяла. После долгих д****ов мы согласились дойти по Лене до Якутска и не дальше. Так, с тихими матюгами, вошли мы в великую реку по Быковской протоке.Жаль, только недавно узнал, что немцы в войну построили себе в протоке причал длиной двести метров, зачем и как - арктическая тайна третьего рейха.Хороша речная жизнь без штормов, ледовых полей и пробоин. Вот, к примеру, тянет буксир плот, на борту только вахта, остальные сбросили быстроходную лодку - «казанку» и они уже на охоте. К своей вахте вернуться. Добежали до Якутска быстро, тем более, что с нами пошел будущий капитан нашего теплохода, якут, высокий, стройный парень, что совершенно несвойственно якутам.. Пока шли, начали нас по радио сватать идти дальше, почти до Байкала, в порт Усть –Кут. Мы заартачились, но потом решили заломить цену по триста рублей на брата за десять дней хода. Тогда зарплата двести рублей в месяц считалась вполне приличной. С тем в Якутск и пришли.
Пошел я послоняться по городу. Дома на сваях из-за мерзлоты, а на улицах полно симпатичных девиц, полукровок. Купил газету «Советская Якутия». Ничего себе! Статья наяновского придворного журналиста Шадхана, «Герои Арктики» называется, и все - про нас. Пришел на судно, говорю мужикам, что статья в газете, называется «Рвачи» и все про нас, что мы много денег до Усть-Кута захотели. Загрустила публика: и денег не заплатят и с дерьмом перемешают, при совке и то, и другое очень хорошо поставлено было. Сунул я им газету, почитали, посмеялись и забыли.
Пошел я к капитану и стал ему двигать свои шкурные идеи.
Получается, раз других героев не было в экспедиции, назначили нас. Значит в пробоине мы не виноваты, да и в газетке пропечатано, что все произошло во время
проводки за ледоколом. Тогда никакие мы не разгильдяи, а самые настоящие герои. В судовом журнале, правда, вы кэп со старпомом сгоряча написали как и было, но сейчас разбирательств не будет, никому это уже не нужно. Если герои назначены, то виноватых нет. Уж очень мне тогда героем побыть хотелось.
Мой папа в 27 лет стал «Почетным полярником», был у него значок с трехзначным номером, а с такими трехзначными номерами они были серебряные, и значок у него украли. Зато сын без значка, но герой Арктики. Очень я печатное слово тогда всерьез воспринимал.
Лена - прекрасная река. О ней уже все написано. Но в тот год не менее доблестные нефтяники, чем мы, перегонщики, сбросили в верховьях реки хорошую дозу нефти, и на всей реке не было рыбы. А еще запомнились мне два города. Олекминск, где при тягчайшем в стране книжном дефиците на почте продавалась только одна книга : «Избранное» Булгакова. Стопка только этой книги. Ее в Москве днем с огнем. Тогда я с ним и познакомился, с Булгаковым. Второй это был Киренск, куда мы подошли к ночи. На пристани стоял одинокий столб, и горела, болтаясь на ветру, такая же одинокая лампочка, а города не было. Выбравшись на берег, я сделал открытие: город был и были дома только у всех у них окна закрыты плотными ставнями и свет изнутри они не пропускали.
А сейчас, когда поет Пьеха про город, тихий, как сон, мне всегда Киренск тех лет вспоминаеться.
Вернулся я в Питер. Заплатили, как ни странно, что положено, а такое там редко бывало, чтоб отдали все. Мой героизм моих знакомых не заинтересовал, интересовались тем, сколько я заработал, и просили дать в долг. Хотел мотоцикл себе купить, но другим мои деньги оказались нужнее и разошлись они очень быстро.
Я тогда еще не знал, что мне еще предстоит стать героем Каспия, но это будет нескоро.
Ленские перегонщики
Высокий молодой якут, что пришел вести нас по Лене, оказался веселым парнем и хорошим рассказчиком. Он то и поведал нам о том, как это делалось в суровые далекие времена.
Собиралась не то артель, не то ватага мужиков в начале марта в верховьях реки, валили лес, строили баржу. Купцы баржу товаром загружали. После ледохода отправлялись вниз по реке до Якутска, тысячи две километров пути.
Нанимали лоцмана. Лоцман с этой артельной рванью даже говорить брезговал, во рту у него всегда трубка, если трубка вправо - рули вправо, если влево - влево рули, ну а если трубка посредине – прямо руль. К осени приходили в Якутск. Сдавали товар, баржу разбирали на строительный лес и продавали. Тогда много домов из таких барж было построено. Деньги делили, покупали лошадей и - в обратный путь, с пьянством и безобразиями. По всей Лене в те времена через верст 20-30 стояли станки и ровно к весне народ добирался в верховья, пропив в пути и заработок, и лошадей. Валили лес, строили баржу. И так из года в год, пока хватало сил.
Фото: речное судно в Карском море.
Свидетельство о публикации №209070400195
Вот почему люди выбирают такие специальности , связанные с ежеминутным риском для жизни?
Людмила Сухарева 25.04.2016 18:48 Заявить о нарушении