Правовые последствия плагиата в Интернете моральны

                Ольга Фёдорова

            Правовые последствия плагиата в Интернете: моральный аспект

    Одна моя подруга недавно окончила юрфак, защищала магистерскую диссертацию на тему «Уголовная ответственность за плагиат». Мне стало жутко интересно, как там насчёт судебной практики. Выяснилось, что плоховато. Потому как ответственность наступает исключительно после причинения автору крупного ущерба.
    - А что такое крупный ущерб? – естественно, поинтересовалась я.
    - Ну, понимаешь, судебная практика не выработала единых критериев, - пространно начала объяснять она. – Давай, я просто процитирую комментарии законодательства.
    Комментарии такие: «если ранее суды определяли крупный ущерб прежде всего через имущественные факторы, то теперь крупный ущерб может быть определён только через нематериальные признаки, которые также должны быть выработаны судебной практикой: степень нарушения конституционных прав, подрыв деловой репутации вследствие неподконтрольного распространения контрафактных экземпляров с некачественной записью и другие. Обусловлено это тем, что право авторства является личным неимущественным правом человека и, соответственно, его нарушение может повлечь только нематериальные последствия, предусмотренные статьями 151 и 152 ГК РФ».
    - Хорошо, а если кто-то (кому надо, конечно, но вдруг?) решит опубликовать моё произведение в Интернете под своим именем, как мне защищаться? – интересуюсь я. – Допустим, это причинило колоссальный ущерб моей деловой репутации, поскольку я публикую, к примеру, отрывки из моей будущей книги. Как я буду этого негодяя, прости господи, искать, в Интернете-то?
    - Ну, вообще-то, надо сохранить эту страницу, потом у нотариуса заверить, а потом связываться с гадом-паразитом. Надо соблюдать правила цитирования: если приводишь чужое произведение, надо указывать автора и источник. Если злоумышленник ничего не меняет, связываешься с администратором сайта, тот применяет санкции – так поступают, к примеру, в Америке. Если размещено чужое произведение на платном сайте, счёт блокируют, и всё.
    - С деньгами понятно, а если деловая репутация страдает? А этому, кто присвоил, совершенно по барабану, что у произведения есть автор? Он скажет: ну, и чё ты мне сделаешь? И как ты меня искать будешь?
    Подруга честно призналась, что был только один известный случай, когда вышла компьютерная книжка по материалам одного из сайтов, но там плагиатор не скрывался, а прямо указал своё авторство. Автор сайта его спокойненько нашёл и разоблачил. А вообще, проблема, конечно, сложная, и требует разработки.
    Честно говоря, я никогда не думала, что кому-то понадобится плагиатить мои произведения. Это как у Джанни Родари – «тальк «Никсон» так хорош, что его даже крадут!!!». Сомневалась я в отменных качествах этого самого талька. Но столкнулась только один раз, когда на сайте с платным доступом какая-то юная особа разместила сделанный мною перевод дневников Курта. То есть за доступ платить надо ей. Надо сказать, что перевод был сделан в личных целях, он несанкционированный, и предприимчивой юной особе пришлось бы несладко, узнай правообладатель о её бизнесе. Пришлось немного пошуметь, девушка извинилась, администратор сайта её оштрафовал и заблокировал её электронный кошелёк. Свой поступок она объяснила весьма оригинально: «Видите ли, я и не предполагала, что у произведения есть правообладатель – мне оно просто по рассылке пришло». Ага – и можно на нём деньги зарабатывать лишь на том основании, что оно к тебе пришло по рассылке.
    В общем, если речь идёт о деньгах, всё более-менее понятно. Это не плагиат, а жажда наживы. Но вот чтобы прямо-таки присвоение авторства….
    - Не зарекайся, - сказала моя подруга. – Ты ведь даже не представляешь себе, что творится в просторах Интернета. Наверняка там плавает какой-нибудь твой рассказ, а ты об этом и понятия не имеешь.
    Признаться честно, у меня особенно нет времени на то, чтобы лазить в поисковик и цитировать, по совету подруги, любую строчку на выбор из собственного приличного рассказа. Она вызвалась сделать это сама – просто ради интереса и из-за возможности безлимитного доступа в Интернет.
    Для начала она просто набрала моё имя и фамилию. Всё было в порядке – всплыли пара сайтов, на которых я сама под своим именем публиковалась. Попалось несколько блогов, где цитировали мои маленькие рассказы. Никто, конечно, не спрашивал у меня разрешения на их размещение в своём блоге, но мне даже лестно, что кому-то нужно это читать. Да и не просто читать, а ещё и делиться с другими. Ради бога – моя фамилия указана, ну и ладно. Некоторые начинающие писатели, говорят, специально лазят по чужим блогам и приводят ссылки на свои произведения – авось кто заглянет. Или оставляют комментарии под произведением популярного автора с приглашением на свою страницу – может, и ему перепадёт частичка читательского внимания – просто из интереса. Скажу честно, я этого не делала никогда. Я не тщеславна. Просто чтобы достичь успеха, нужно много работать, вот и всё. Поэтому у меня и нет времени на выискивание себя любимой в бескрайних просторах Интернета. А читать чужие блоги и вовсе неинтересно – он сказал, она сказала, сходила в клуб, сходил на свидание, плохое настроение, хорошее настроение…. Ну, ей-богу, тратить на это время – ну, не понимаю. Раньше дневники вели для себя, теперь выливают всё это на всеобщее обозрение, и ладно бы что-то дельное писали…. Ну, да бог с ними, никого не хочу осуждать. Просто все обсуждения, скажем, на любом форуме кончаются одним: ты – дурак! Да ты – сам дурак! А ты, а ты такой дурак – что дурее некуда! Ах, так, тогда ты, ты, ты – просто кретин! Вот откройте любой форум – он непременно мордобоем заканчивается. Ну, не близко мне это совершенно.
    Так вот – порадовалась я слегка, что иногда в блогах меня цитируют. И даже указывают, что, мол, это написала вот такая-то. А вот в одном моём переводе одной песни один юноша позволил себе кое-что переделать. Я не удержалась и прокомментировала: вообще-то, вы исказили мою мысль, говорю. А он вежливо так отвечает: так я ж написал, перевод в моей редакции. А я: ну, ни фига себе – от вашей редакции потерялся весь смысл; вы Пушкина так редактировать не пробовали? А он: простите, Александр Сергеич, не признал.
    Я у подруги спрашиваю:
    - Слушай, как же так? Разве автор, пусть даже и перевода, не имеет права на защиту своего произведения от всякого искажения, как об этом в законе написано? Вот тебе – взял и переписал на свой вкус, основу оставил, автора тоже. А он – редактор, видите ли. Поучаствовал в творческом процессе.
    - По закону ты имеешь право требовать устранения нарушений, поскольку ты имеешь право авторства на собственный перевод.
    - Так он же говорит, что он отредактировал….
    - Ну, и что, перевод же всё равно остался твоим. Пиши админу, пусть удаляет.
    - Да ладно, пусть будет…. Ещё связываться из-за такой фигни. Деловая репутация не пострадает, и ладно.
    И это ж ещё цветочки! Ведь каждый автор может проделать ту же самую нехитрую процедуру и обнаружить в Сети интереснейшие вещи. И не просто обнаружить своё произведение в каком-то форуме с комментарием: «переводчику надо что-то отрезать за такой перевод». Комментарии могут быть и неожиданно хорошие, и самолюбие своё можно потешить. Бывает и похуже.
    Подруга нашла в одном из блогов мой рассказ, в котором было указано, что автор – я. Всё в порядке. Потом она говорит:
    - Слушай, давай проведём эксперимент: вот из этого рассказа я наберу в поисковике подряд первую и вторую строчки. Посмотрим, что выйдет.
    Ну, выдала система ссылки на размещённый мною рассказ. В блогах интереснее вышло – сохранённая копия есть, самого этого рассказа, а автор не указан. Подруга решила открыть, посмотреть, что пишут – а это оказался закрытый дневник. Чтобы туда войти, надо было зарегистрироваться. Пытливый ум, любопытство и целеустремлённость моей подруги не знает границ, и она решила зарегистрироваться только для того, чтобы прочитать, что пишут – сама она тоже никаких блогов не ведёт и не собирается. Она просто пишет заметки и публикует их – на злобу дня, по делу.
    Так вот: вошла на ту страницу и видит: размещён мой рассказ. В оригинале он называется «Метод жестокой любви» и как раз является отрывком из будущей книги. Он многомерный, потоком сознания, от нескольких лиц, и я намеренно в нём разговор нескольких персонажей не оформляла диалогом, потому что это мой стиль. Не ошибёшься. И перескакивала от одного к другому без предупреждения.
    Так вот: название рассказа не указано, там, где я не ставила чёрточек для диалога, они расставлены. То есть в этом блоге тоже, видимо, редактор сидел. А в начале страницы написано: читаем и высказываем своё мнение. Оказалось, дневник принадлежит некоей девушке. Как назло, она оказалась поклонницей «Нирваны», а рассказ был о Курте – о том, как шоковая терапия родственников и знакомых довела его до самоубийства. И вот девушка пишет: я написала рассказ, напишите, что вы о нём думаете. И куча комментариев: здорово, молодец, обалдеть. Та отвечает: да, сама, когда писала, слезами обливалась. Ну, да – наверное, в тот момент, когда она расставляла тире в диалогах….
    Подруга звонит мне, приезжает, показывает страницу. Мы её сохраняем на компе, мне до боли обидно, никогда не думала, что такое случится со мной. Решили узнать, кто такая. Оказалось, девчонке четырнадцать лет, она пишет про каждый свой чих, и у неё, естественно, куча друзей, если их можно так назвать, в этом блоге. Причём в информации о себе она недальновидно указала и дату рождения, и фотографию, и состав семьи. В принципе, при наличии базы данных, которая на каждом рынке продаётся, вычислить нетрудно.
    - Ну, что, юрист, что делать будем? – спрашиваю.
    - Попросим указать твою фамилию в рассказе. И извиниться, чтобы все её друзья знали, что девочка украла чужой рассказ. Что она – нехороший человек. Чтобы пристыдили.
    - Согласна. Пусть все видят. А то смотри, она же и дату написания – 2003 год – не указала. А ей тогда было восемь лет. Ты представляешь, ребёнок – вундеркинд! И мне интересно, как она в суде своё авторство доказывать будет. У меня же есть и свидетельство на Прозе.Ру, и черновик сохранился….
    - Да чё судиться – извинится девчонка, и всё…. Давай посмотрим. Припугнём уголовной ответственностью – это же, в основном, чисто превентивная мера и действует безотказно.
    А после той записи, где она цитировала рассказ, прошёл уже почти месяц. И вот подруга оставляет комментарий под всеми этими восторгами: ребята, это – плагиат, вот ссылка на рассказ, который она украла у такой-то. Уважаемая девушка, укажите настоящего автора рассказа и извинитесь публично.
    Тут же объявился какой-то рыцарь и спрашивает: а вы кто, собственно? Ну, подруга возьми да и ответь: а я - адвокат автора. Тут мы радостно переглянулись – типа, подействовала угроза уголовной ответственностью за плагиат! – и выключились. Мы ведь знаем, чем обычно заканчиваются все форумы – сам дурак. Так вот, мы пребывали в полной уверенности, что девочка разоблачена, ей сейчас очень стыдно, она льёт крокодильи слёзы и клянётся, что больше так не будет. Да ничего подобного.
    Через пару дней – когда выдалось свободное время, опять-таки – залезли почитать извинения от юной злодейки. И что же вы думаете? Никаких извинений нет. И страницы, где мы её уличаем в преступлении, тоже нет. А девушка, как ни в чём не бывало,  продолжает вести свои записи, и сегодня она сожалеет вовсе не о своём проступке, а исключительно о смерти Майкла Джексона, и о том, что после его безвременной кончины она, кажется, становится фанаткой Майкла, напрочь забыв о Курте…. Но вести речь о непостоянстве юных особ не будем – это уже, как говорится, личное.
    А ещё она, непринуждённо матерясь, сожалела о том, что ей пришлось удалить некоторые страницы из своего дневника – ну, понятно, какие именно. Тут подруга не удержалась, стремясь уличить плагиаторшу, и процитировала всё то же самое, что девочка удалила, чтобы до её друзей всё-таки дошло всё то, что она удалила, и почему она, собственно, это сделала. Ведь зачем ей признаваться в таком неблаговидном поступке – она же умная, просто удалю, и всё. Нет страницы – нет проблемы. Чего заморачиваться-то? Свою порцию комплиментов она ведь получила уже. А кто вспомнит то, что было месяц назад?
    Мы, гордые собой, стали было распространяться на тему беспринципности и наглости современной молодёжи, как вдруг получаем ответ от того же благородного рыцаря из друзей девчушки. Цитирую: ну, ты, пошла на хрен отсюда, чё пристала к ребёнку?
    Если честно, я слегка офонарела. То есть несчастный ребёнок обиделся за то, что его уличили в плагиате, а если мы будем говорить об этом, то за неё есть кому заступиться. Странно, мне казалось, что рыцари всегда стояли за справедливость…. О, как я ошибалась!
    - Спокойно, - сказала подруга, - сейчас мы его урезоним, и пишет: - А что, воровать хорошо? И потом, плагиат – моя специализация.
    - А моя специализация – убирать с этой страницы назойливых личностей! Ну, почитай мои блоги, там никаких плагиатов нет (ага, больше нам делать нечего!). Если тебе не фиг делать, сходи, попей водочки, пивка, а ещё лучше кинься в шахту лифта или прыгни с заброшенного здания, чтобы я тебя тут не видел.
    Ещё похлеще. Новое открытие: плагиат, оказывается, это хорошо. А уличать плагиаторов – просто недопустимо. И юноша, применив отборный и качественный мат, всегда поставит потерпевшего на место.
    - Воровать – хорошо? – глазом не моргнув, пишет подруга. – Ей грозит уголовная ответственность.
    - Ей четырнадцать, - отвечает тот.
    - С четырнадцати лет уголовная ответственность и наступает, - не сдаётся подруга. Хамство её не смущало никогда, а в красноречии ей не откажешь.
    - Ну, дура, - отвечает юноша, - по ст. 20 УК общая уголовная ответственность наступает с шестнадцати (ну, приводит всю статью, в которой искомой статьи 146, естественно, нет). Учи свой УК, адвокат хренов.
    В ответ подруга приводит целиком статью 146 УК, а мне попутно объясняет:
    - Был у нас спецкурс по поводу несовершеннолетних. Дилетанты считают, что раз в этом перечне нет определённой статьи, то и ответственности не будет. Напрасно – будет, но подводят к этому несколько иначе. Впрочем, я все тонкости юриспруденции раскрывать не буду.
    К дискуссии присоединилась ещё одна юная особа из числа друзей девчушки: мол, плагиат – это гражданское право, а не уголовное (хотя статью 146 цитировали, это её не убедило, а есть ещё и административная ответственность), и вообще, вы – сволочь последняя, девочку жалко, и не надо её ни к чему привлекать, тем более, что и сделать это не удастся. Юноша же быстро сообразил, что, мол, крупного ущерба здесь не получится, хотя это не так, и как он высчитывается, я цитировала в самом начале. В общем, видимо, он решил, что подруга – не юрист, а прикидывается, а он тоже может в поисковике найти нужную статью УК.
    - Конечно, - отвечает подруга, - на эту тему специалисты до сих пор к единому мнению не пришли, а вы вот так, сразу на глазок определили, как его рассчитывать. Правильно, непонятно, за что адвокатам такие деньги платят – неужто за то, что те в нужном месте УК открывают?
    - Интересно, каким образом ты её в суд потащишь? – поинтересовался юноша.
    Опять же, девчушка указала в информации о себе город, день рождения, год, в своём блоге она говорила, что у неё папа, мама и брат, и ещё там куча её фотографий. При наличии базы адресов найти её труда не составляет.
    Вторая участница дискуссии по-прежнему шмыгала носом по поводу того, что девчонка маленькая, жалко её, и всё равно вы ей ничего не сделаете.
    Подруга ответила:
    - То есть бедная девочка – молодец, а Ольга, автор рассказа – тупица и бездарь, так, что ли? Очевидно, что рассказ девочка украла, извиняться она не хочет, вины своей не чувствует, и в итоге получается, что она такая хорошая и ни в чём не виновата. Здорово. Виноват автор. И я виновата, что это обнаружила. Ольга ведь для фэнов «Нирваны» этот рассказ и писала, выходит, что зря. Может, она больше ничего после этого писать не захочет. В общем, оставляю её в покое, если извинится перед автором и прилюдно признает, что рассказ она украла.
    Дискуссия затихла. Сама злодейка так и не нашла, что ответить, потому что в обсуждении не участвовала. Хотя… через минуту она удалила страницу со всей дискуссией. Мы затаили дыхание – ну, ей стыдно стало, она точно сейчас извинится….
    Минуту спустя в её дневнике появилась новая запись. Под названием «Думаю». Мол, видимо, придётся мне удалять весь свой дневник…. Настроение серое, ни к чёрту.
    Вот и всё раскаяние. Из-за злых, нехороших людей чистый и яркий мир девочки стал серым. Какие гады, всё испортили….
    Так что вот, уважаемые авторы, имейте в виду: плагиат существует, даже если вы - не очень известный автор. Плагиаторы среди нас. А ведь это был всего лишь эксперимент…. И, более того, существуют люди, считающие, что плагиат – это хорошо, и наказывать за это не надо. Вообще трогать никого не надо. А если вы решите защитить свои права, вас пошлют куда подальше, пригрозят, и вы же в итоге окажетесь виноватыми в том, что у вас украли рассказ. А против такой наглости и неприкрытого хамства многие авторы, чувствительные натуры, оказываются бессильными. Обидеть художника, как известно, может каждый. И я не знаю, может, эта наглость и уверенность в своей безнаказанности у нынешней молодёжи уже в крови и её не искоренить.
    Но пробовать надо. Это может произойти с каждым, ведь никто не знает, что водится в Сети. Знайте свои права и умейте их защищать. Хотя это и непросто. Каждому автору - по юристу!

                04.07.09


 
 


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.