ТарасЬ Бульба и вопросы политической конъюнктуры
Казаки добры до невероятия, а Тарась Бульба - просто ангел с крылышками. Поляки - это образец жестокости. Польская панночка - потаскушка, которая готова лечь под не пойми кого, под, тьфу ты, бурсака бывшего, который всего того и сделал, что хлебушка ей принёс булочку (если Бортко читал книгу, то он помнит, что хлеба Андрий Бульбенко натащил мешок, один каравай не донёс, нищему из жалости отдал, что тот помер от расстройства желудка - не ел долго, а тут чуть не всю булку глотнул). Андрий в детстве (за кадром) хлюпик, а потом - философ и машина-убийца (посмотрите, как он направо и налево валит казаков, перейдя к полякам). Польский палач - садист из Маутхаузена, который со смаком рубит приговорённого к смерти казака (сначала руку, а потом голову, которую с довольным видом показывает толпе), другого поджаривает в шарнирной трубе, а Остапа Бульбенко сначала немилосердно калечит, а потом подвешивает за ребрище крючком (кстати, харя у палача зверская - лысый, худощавый, как Кащей Бессмертный, просто уголовник какой-то). Остап Бульбенко - пламенный патриот, который теряет самообладание только после того, как его на крючке поддёрнули заместо червяка. Польские солдаты - это просто кошмар какой-то.
Речи там все патриотические, естественно, а вы как хотели? Тарась на костре бодро насмехается над ляхами, которые милосердно (но таки не дав бедняге перекреститься) притянули его к дереву цепями, не утруждая себя прибиванием гвоздями (это ещё не всё, что Бортко напридумывал). Осады городов и их послествия сняты так, что Гоголь бы застрелился от ужаса. Шикарное описание поездки по степи кастрировано, как кот, имевший наглость метить хозяйскую квартиру. Приписано, чего не было - убийство ляхами жены Бульбы, его горе по этому поводу (книжный Тарас Бульба - тот ещё жёноненавистник и буян), приковывание Мосия Шила за долги к пушке (в книге это описывалось, как просто факт из жизни сечи, как и про столб, к которому в книге Шило был привязан за воровство), рождение ребёнка у панночки, возлюбленной Андрия, и её смерть при родах (сказалось, что отец-воевода повёл её на казнь поглядеть) - тоже не было этого у Гоголя. Убраны неудачная погоня за татарином (пока на Хортицу ехали), зверства казаков в Польше, еврейский погром сведён к дебошу мелкому. Сцены на хрен перепутаны: Кукубенко, Степан Гуска, Бовдюг убиты (если по книге) до того, как из ворот города выезжает конница во главе с Андрием (в фильме они героически погибают после того, как Тарась Андрия убил). Остап не просит, как это было в книге, похоронить брата по-людски, эта сцена обрывается на монологе о "несостоявшемся казаке". Диалог с Янкелем о возможности поездки в Варшаву сокращён, нет сцены с гайдуком с трёхъярусными усами, где Тарась Бульба спалился, не выдержав издёвок над казаками (словесных) того самого гайдука. Ничего не написано про поход в Турцию за украденным турками скарбом (и чтобы казаков пленных в рабство не продали).
В сухом остатке: самый обыкновенный агитпроп, сделанный для зарабатывания медалей от правительства РФ за воспитание патриотического духа у народонаселения. Лавры Лени Рифеншталь и Филиппо Маринетти всё же для Бортко так и остались недосягаемыми, и это при учёте того, что технологически сейчас кинематограф во всём мире ушёл намного дальше периода 1933-1945 годов, не говоря уже о более раннем периоде. Искусством надо заниматься, дядя Вова, а не агитпропом.
Свидетельство о публикации №209070400810
Анатолий Бурматоф 07.05.2014 21:06 Заявить о нарушении