Коллекция картин К. Васильева принадлежит народу!

В Санкт-Петербурге по адресу ул. Смольного, д.3 в Выставочном зале Правительства Ленобласти (недалеко от Смольного собора, зал открыт с 10:00 до 18:00) проходит выставка гениального русского художника Константина Васильева

Интервью с Анатолием Ивановичем Дорониным, директором Музея Константина Васильева (Москва)

- Анатолий Иванович, расскажите, пожалуйста, о Вашей встрече с творчеством Константина Васильева…
- В 1978 году я приехал к маме Константина Васильева… Она передала картины мне и моему товарищу Гусеву. Мы погрузили всё на машину и «как дрова» привезли в Москву. Сам Константин Васильев не был членом Союза художников СССР, и мы думали, что показ его картин будет устроить достаточно сложно. Но, как ни странно, открывались все двери, и мы организовали недалеко от Кремля первую полноценную выставку его картин. Был настоящий фурор. О картинах, о поразительном художнике узнали по стране. Зрители стали требовать новых выставок, поэтому мы исколесили всю Россию, а в 1998 открыли в Москве наш Музей и разместили картины Васильева. Я создал Клуб любителей живописи Константина Васильева... На открытии Музея присутствовали видные писатели: Валерий Ганичев, Валентин Распутин… Они напутствовали наш Музей добрыми пожеланиями… Любая выставка привлекает много людей, а стационарный музей позволяет увидеть легендарные картины ещё большему числу любителей живописи, исследователей прошлого Руси. Мы на первых порах делали значительную рекламу Музею, за билетами «хвост стоял», была очередь из поклонников творчества Константина Васильева… В дальнейшем поток людей не уменьшался.
Отзывы посетителей были и есть самые восторженные, часто появлялись стихи со сложными перепетиями… Приходили к нам такие известные люди как Михаил Ножкин, художники Бенуа, Журайтис, писатели, архитекторы... Постоянно нас посещают яркие люди, представляющие интеллигенцию, культурную элиту России… Вот сейчас в Питере выставка проходит. Мы специально привезли картины в Петербург, так как это последняя возможность для питерцев увидеть многие из оригиналов картин. Есть сведения, что посвящение в древнерусскую мифологию Константин Васильев получил после своей поездки на рубеже 70-х годов XX века в Северную столицу и встречи с волхвом…
- Вы лично встречались с художником?
В 1972 году мы пересекались на одной творческой встрече, и один раз в жизни я увидел его самого. Пообщались с взаимным интересом. Случилось так, что о его гибели я узнал случайно из газеты «Социалистическая индустрия» в заметке о предсмертной выставке художника. Со всей остротой понял необходимость изучения и сохранения творческого наследия нашего национального гения, отдал этому делу десятки лет жизни...
- В чём Вы видите культурное общенародное значение живописи Константина Васильева?
Он пробудил глубокое прошлое, наше историческое наследие. Только творческий гений художника позволяет проникнуть вглубь истории и показать её современнику. Исключительно благодаря своему таланту он подарил нам возможность возвращения к народным истокам. Константин Васильев занимался мифотворчеством, создавал в своих картинах среду предков… Он, в частности, воспел женское начало. Картина «Ожидание» это символ женственности. Гений, что говорить...
- Поразительно, что К.Васильев создавал свои шедевры в то время, когда всё древнерусское находилось под идеологическим запретом...
- Он был посвящённым… До 27 лет он искал, занимался различными видами авангарда, даже мальчишкой в школе-интернате в Москве они могли сходить в Третьяковку и сделать копии классиков. Он считал, что авангард - прошлое искусства… Пошла полоса разочарований, он стал искать форму, которая может выразить серьёзные темы.
Поставив перед собой творческую задачу выражать дух народа, он интуитивно, опираясь на генную память, нашёл стиль своих творений… Подвиг и величие художника в том, что он окунулся в наше глубокое прошлое. Нельзя идти вперед, не зная прошлого: нет фундамента, нет и будущего. Массы людей занимались тем, что стирали нашу историю. И лишь героические отважные одиночки решались в то время говорить в своём творчестве правду народу. Константин Васильев вместе с другом трагически погиб после первой и последней прижизненной выставки... Художник был убит ударом острым предметом по затылку. Его убрали именно потому, что он выписывал русские образы мощных духом людей. Произошло это 29 октября 1976 года (ему шёл всего 35 год жизни). Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать...
Он создал древнерусские символы и образы, это своего рода генетический банк данных о славянах в художественном искусстве. Если мы захотим узнать наших предков, ощутить их мир, то можно засматриваться и зачитываться его картинами. Он соединил в картинах мифотворчество и символизи, с его творений можно считывать информацию как со страницы книги... Константин Васильев хотел понять русских дух и сумел это сделать (А.О.: известно, что Константин Васильев не пил и не курил...).
- Наши читатели знают, что Музей сейчас переживает нелёгкие времена (см. www.mmkv.org). Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее...
Ситуация сложная и драматичная. Мама художника в своё время выписала мне доверенность на право владения картинами и на авторские права. Договор был до 2000 года. Сестра художника Валентина в своё время в обмен за квартиру подарила Москве 11 картин, хотя одна картина стоила целой квартиры... Сейчас судьба этих картин неизвестна, они по сути утрачены...
Против нас проводится атака недобросовестными людьми. Задача стояла такая - отобрать из Музея в частное пользование все подлинники картин К.Васильева и закрыть Музей. А ведь оригиналы творений в отличие от копий таят в себе огромную энергетику, возможность пробуждения родовой памяти зрителя. Состоялся суд, мы потеряли право на владение выставленными в Музее подлинниками картин... Попечители Музея Валентин Распутин, Михаил Ножкин, Валерий Ганичев писали письма, обращения в Верховный суд, в другие государственные инстанции. Но силы, которые стоят за сестрой художника, обладают связями и влиянием. Мы нашли одного нефтяника, который предложил выкупить картины за 3,5 млн евро, но - получили отказ... Оригиналы картин будут изъяты, сейчас мы делаем копии... Здесь есть интрига. Когда получили здание Музея, мы не только Музей, а Центр искусств построили. Я настойчиво ходил везде, где надо, подписи собирал. Наконец, получил договор с соответствующим комитетом… Но впоследствии мы получили массу проблем, когда на ноги встал крупный капитал. В 2002 был захват Музея. Мы подверглись атаке рейдеров… В один из дней прихожу в Музей, а меня не пускают... Но добились восстановления наших прав через суд. Документы соответствующие были заверены, и мы смогли возбудить уголовное дело…
К сожалению, в судебных тяжбах ничем не смогли отвоевать свои позиции, хотя многие представленные той стороной документы были неподлинные… Сейчас нужно бороться за здание и землю Музея. Здание, кстати, мы восстанавливали за свой счёт. А вот обеспеченные люди могут спасти картины Константина Васильева, если будут выкупать их у частных владельцев.
- Анатолий Иванович, что бы Вы в заключении нашего разговора хотели сказать читателям "НП"?
Перевод в частную собственность коллекции картин К.Васильева, метафорически сравнимый с разорением Древнерусского Храма, станет невосполнимой утратой для национальной культуры. Судьба оригиналов гениальных творений Константина Васильева должна быть взята под строгий обшественный и гражданский контроль. Мы приглашаем к сотрудничеству меценатов и общественные организации, всех неравнодушных к искусству людей...

Интервью провёл Анатолий Обросков, координатор духовного движения "Мир без наркотиков.Трезвый Петроград"

(Интервью опубликовано в газете "Новый Петербург", № 14 от 02.07.2009)

видеоклип о картинах Константина Васильева см. в rutube.ru


Рецензии