О кризисах в личной жизни

Когда  собака  злобно  лает  на  гору,
Кто  от  этого  страдает, гора  или  собака?
       Ходжа  Насреддин

   Теперь, собственно, о  таком  страшном  явлении, как  кризисы. Разберёмся  сперва, что  это  такое, с  чем  едят  и  чем  чревато. Честно  говоря, обыкновенное  природное  явление –– во  время  вёдра  почва  прогрелась  от  солнца  неравномерно, где-то  сгустились  тучи, где-то, напротив, калился  зной, и  вот  рванул  ураганный  ветер  с  грозой, сметая  всё  подряд  и  выворачивая  с  корнём  деревья. Так  и  в  нашей  жизни  перекос  сперва  незаметен, потом  нарастает, но  мы  делаем  вид, что  не  замечаем, а  потом  начинается  стремительный  и  разрушительный  обвал. Внешне  всё  выглядит  как  ужасная  проверка  на  прочность, и, собственно, в  значительной  степени  это  верно. Причина  кризиса, увы, всегда  внутри  нас. Называется  она  инфантилизм, сопровождённый  пароксизмами  гордыни. Поэтому  у  одних  людей  кризисы  наступают  аж  в  среднем  возрасте, а  других  ждут  сразу  за  порогом  школы  или  вуза, или  же  при  вступлении  во  взрослую  жизнь. Окружающий  мир  жёстко  и  безжалостно  даёт  понять, что  именно  тебе  он  вовсе  не  намерен  давать  повода  считать  себя  не  то  что  счастливым, а  и  даже  просто  человеком. Все  доступные  ранее  или  завоёванные  с  трудом  позиции  превращаются  в  пыль, те  люди, которые  виделись  оплотом  стабильности, ведут  себя, мягко  говоря, непонятно, и  не  выручает  ничего  из  того, что  раньше  никогда  не  подводило. Вот  стандартная  схема  кризиса. Будем  рассматривать  те  варианты, когда  время  катастроф  минуло, выводы  сделаны  и  жизнь  перешла  в  новое  русло. Последнее  обязательно, как  результат  катаклизма. Те, кто  с  кризисом  не справился, погибли  или  превратились  в  маргиналов.

   Итак, канва  кризиса  всегда  копируется  с  текущей  судьбы  героини (или  героя). Так, знаменитый  «Cosmopoliten»  упоминает, в  частности, про  деловую  даму, обожавшую  кричать  конкурентам:  «Увидимся  в  аду!». Ну, и  спровоцировала. В  ночь  после  праздничного  пикника  коттедж  сгорел  дотла  вместе  с  многочисленными  гостями, а  блестящая  бизнесвумен, проснувшись  посреди  пылающей  обстановки  и  увидев  в  пламени  фигуру  Богородицы, выбежала  вслед  за  ней  на  открытое  пространство. Дама, сообщает  журнал, восстановила  в  родной  местности  храм, несколько  изменила  свой  образ  жизни, то  есть, сделала  грамотные  оргвыводы. Так  вот, большинство  кризисов  вызваны  одной  общей  формулой:

«С  нами  такого  случиться  не  может!» –– фраза  №1  в  списке  так  называемых  последних  слов.   
Лоуренс Дж. Питер

В  психологии  есть  также  понятие  «идеализация»  объектов  или  процессов. Так, общеизвестно, что  избалованный  ребёнок  может  вырасти  в  настоящее  чудовище. Однако  это  бесполезно  объяснять  родителю  такого  ребёнка. Мне  известен  отец  эстетствующего  дегенерата, быстро  превратившегося  в  живучего  наркомана, категорически  отрицавший  этот  факт, даже  когда  сын  обобрал  его  до  нитки, а  затем  обвинявшего  проклятое  государство:  «Оно  не  желает  лечить  моего  Сашеньку!». Горячо  любимый  правильным  до  зубной  боли  отцом  Сашенька  превратил  папашу  в  настоящую  дойную  корову  и  здравствует  поныне, опровергая  все  пугалки  школьных  врачей  про  смерть  от  передозировки  и  интоксикации, нигде  не  работая  и  подсаживая  на  иглу  соблазнённых  мрачным  обаянием  эстета-интеллектуала  юных  девиц, которые, правда, быстро  умирали  или  погибали  от  различных  несчастных  случаев. Каждая  наивная  пассия  этого  локомотива  смерти  всерьёз  верила, что  её  любовь  в  силах  спасти  этого  временно  оступившегося, что  он  такой  хороший  на  самом  деле, просто  люди  злые  и  завистливые, что  именно  она  в  состоянии  справиться  с  этим  в  одиночку. Всех  погубило  тщеславное  желание  оказаться  круче, чем  о  ней  могли  подумать («а  со  мной  он  будет  вести  себя  иначе, он  же  меня  любит!»), ну, и  комплекс  Маргариты. Добавлю  уже  не  от  себя, а  от  бесстрастных  статистов, сиречь  психологов  и  социологов –– наркомания  не  лечится. Различные  «единичные  случаи»  есть  просто  реклама, и  ничего  другого, для  бизнесменов  различного  рода. И  сливаем  в  помойку  разные  визги  интеллигенции, она, как  та  Баба-Яга, что  вечно  против, а  сама  и  понятия  не  имеет  о  том, о  чём  болтает  в  данный  момент.

   Кстати, как  раз  интеллигенция, вечно  претендующая  на  звание  интеллектуальной  элиты  и  постоянно  позорно  проваливающая  любые  сколько-нибудь  серьёзные  дела, как  и  тесты  на  адекватность, которые  то  и  дело  предлагает  ей  окружающая  реальность, заражает  здоровых  людей  разными  идеями, постулатами  и  принципами, ведущими  лишь  к  погибели  тех, кто  рискнёт  в  них  поверить. Причём  уличить  её  в  этом  невозможно, ведь  виноваты  всегда  не  просто  кто  угодно, а  как раз  те, кто  пытается  не  допустить  гибели –– полная  аналогия  как  с  крыловской  свиньёй  под  дубом, так  и  с  пилившим  сук –– упав, этот  герой  бросился  бить  того, кто  просил  этого  не  делать, с  криком:  «Накаркал, негодяй!». А  потому  рекомендация  читателям:  никогда  не  принимайте  всерьёз  то, что  болтают  разные  писатели, учителя, врачи, а  особенно –– певцы  и  актёры. Эти  люди  хороши, когда  занимаются  своим  прямым  делом:  лечат, разъясняют  законы  сохранения  энергии, талантливо  изображают  окружающий  мир, чисто  выводят  арию  Кармен, красиво  пляшут  тарантеллу  или  канкан. Живут  они  всё  равно  в  мире  наполовину  иллюзорном, полном  образов, а  не  реальных  предметов, и  вовсе  не  любят  оттуда  выбираться (там  уютно  и  приятно, человек, привыкший  к  музыке  Баха  и  Кальмана, не  просто  не  понимает  «кайфа»  рейва  и  очередной  «Муси-пуси», а  склонен  делать  вид, что  этого  всего  не  существует, и  знать  не  хочет  о  реальной  численности  слушателей  попсы). Тем  не  менее  тщеславие  никому  не  чуждо, и, чувствуя  себя  любимцем  аудитории, недалёкий  счастливчик  поддаётся  на  искушение  изрекать  умности, и  превращается  в  токующего  петуха. Аудитория  же, из  чувства  личной  симпатии  к  изрекающему, не  хочет  замечать, что  уподобилась  внимающим  курицам. Так, стимулируя  взаимно  свою  гордыню  в  различных  видах, весь  символический  курятник  движется  к  собственной  погибели –– жируя, под  нож, так  как  «разводчики  лохов»  самых  разнообразных  мастей  не  дремлют. Остаётся  добавить  лишь, что  курятник  агломеризировался  до  глобальных  размеров, и  все  сюжетные  конструкции  сказки  Андерсена  про  гадкого  утёнка  актуальны. Советую  прочесть  ещё  раз, но  глазами  элементарной  психологии, и  с  учётом  вышесказанного  найдёте  массу  не  только  интересного, но  и  знакомого.

А  я  добавлю  лишь, что  нечего  лебедю  делать  в  крестьянском  птичнике, и  если  даму  принуждают  втиснуться  в  эти  прокрустовы  рамки, то  легче  и  честнее  будет  не  стараться  кому-то  угодить, а  занимать  то  место, которое  соответствует  её  истинному  содержанию. Иначе, в  лучшем  случае, нас  ожидает  судьба  Мартина  Идена, а  он  проиграл.
 
Спаса  со  стены  под  рубаху  снял,
Хату  подпалил  да  обрез  достал.
При  советах  жить –– торговать  свой  крест,
Сколько  нас  таких  уходило  в  лес.
Песня  зелёных  партизан 20-х г.г. 
 
В  современных  реалиях  эта  война  уже  ушла  с  явных  позиций, теперь  стрельба  и  манёвры  идут  в  головах  и  душах. Но  сути  дела  это  не  меняет –– мы  не  просто  имеем  право  сопротивляться  насилию, диктату  чуждых  ценностей, мнению  какого-то  выскочки  или  сварливой  соседки, а  должны  и  обязаны  это  делать, и  к  чёрту  все  байки  о  якобы  христианском  смирении, покорность  барана, которого  ведут  на  бойню, есть  доказательство  полной  деградации, и  ничего  больше. Кстати, о  смысле  подставления  щеки.

   Христос  действительно  говорил  про  левую  щёку, но  не  говорил, что  щёки  надо  всенепременно  подставлять  всем  подряд. И  разъяснил, кстати, КОГО  следует  считать  ближним, а  значит, любить  и  прощать. Брать  в  руки  бич  и  гонять  им  кого  надо  он  как-то  не  гнушался, знаете  ли, равно  как  и  ноги  ученикам  помыть. Теперь  о  смысле  подставления  щеки. Проще  некуда – если  это  человек, то, не  встретив  сопротивления  насилию (подставил  другую  с  кротостью), он  автоматически  остановится  и  не  ударит. Вы  сможете  мирно  уладить  возникший  конфликт. Если  же  нет, вам  будет  ясно, что  можно  с  полным  правом  отвечать  так, что  мало  противнику  не  покажется. Это  как  в  известной  притче:  если  встретишь  на  дороге  шаолиньского  монаха, ударь  его  по  лицу! Если  это  ученик, он, учась  боевому  искусству, поблагодарит  тебя  за  науку; если  это  мастер, ты  не  попадёшь, ударив; а  если  это  переодетый  не  монах, так  ему  и  надо! Насчёт  прощения теперь.

«Если  же  согрешит  против  тебя  брат  твой, пойди  и  обличи  его  между  тобою  и  им  одним; если  послушает  тебя, то  приобрёл  ты  брата  своего; если  же  не  послушает, возьми  с  собою  ещё  одного  или  двух, дабы  устами  двух  или  трёх  свидетелей  подтвердилось  всякое  слово; если  же  не  послушает  их, скажи  церкви; а  если  и  церкви  не  послушает, то  да  будет  он  тебе, как  язычник  и  мытарь»
(Матф. 18:15-17).

Ну, и  что  за  инсинуации  про  всепрощение? Кроме  того,
«Еретика, после  первого  и  второго  вразумления, ты  отвращайся»
(Тит. 3:10)

куда  уж  яснее, не  так  ли? Так  что  нечего  слушать, что  болтают  досужие  трепачи, даже  если  они  транслируются  из  телеящика, это  всего  лишь  козлы-провокаторы, цель  которых – увести  стадо  на  бойню.

Если  бы  я  и  поныне  угождал  людям, то  не  был  бы  рабом  Христовым.
Апостол  Павел

Вот  здесь  и  зарыта  собака – подмена  ценностей. Смирение  и  покаяние  в  грехах  адресованы  ТОЛЬКО  Богу, а  вовсе  не  людям, кто  бы  они  не  были! Когда  же  вы  пришли  в  храм, то  вы  пришли  только  к  Богу, а  не  к  другим  прихожанам, служкам  в  храме  или  человеку-священнослужителю. А  теперь  вопрос. Читатель, вам  есть  что  с  Богом  делить? Понимаю, вопрос  некорректен, даже  Сатана  не  может  ничего  делить, да  и  справедливо  Бога  боится. Но  тогда  и  честно  разберёмся, коль  нам  не  обидно  попросить  помощи  у  Бога, разве  унизит  нас, скажем, стать  на  колени  или  честно  признать, что  нагрешили? Искренность  перед  Богом, и  только  перед  ним, повторяю, и  есть  само  содержание  понятия  «смирение». 

   Очевидно, что  кивать  на  других  и  оправдываться, уворачиваться  просто  нечестно, чужие  грехи – не  наше  дело, но  ведь  от  нас  всего-то  и  требуется, что  признать  себя  грешным  перед  Богом, люди  тут, в  этом  общении, ни  при  чём. Вот  и  всё, так  что  ничего  унизительного  для  человека  в  этих  понятиях  нет. Иное  дело – нелюди  и  бесы, вот  они  и  заняты  изобретением  различных  якобы  неудобств, неправильностей  и  т.д. Как  гласит  известная  побасёнка, «церковь  кривая, поп  пьяница, староста  вор, прихожане  разбойники». Все  уроды, значит, один  я  хороший. Нелогично? А  у  бесов  всё  так  скомкано, нахрапом  и  несерьёзно. Ну, а  нам-то, людям, которых  Бог  любит, чего  бояться?

   Забавный  пример. Кое-кто  из  авторитетных  гуру  так  запугал  своих  слушателей  «ужасными, унижающими  человеческое  достоинство»  епитимьями  и  «кошмарной  процедурой  исповеди», что  один  молодой  человек, сознавая  необходимость  Божьей  помощи, «уже  не  могу, не  справляюсь!», натурально  боялся  даже  зайти  в  храм. Немало  тому  способствовали  и  бесы, всякий  раз  при  попытке  приблизиться  к  церковной  ограде  устраивали  дышащему  здоровьем  мастеру  спорта  тяжёлые  головокружения, полуобморочные  состояния  вплоть  до  сердечного  приступа. В  итоге  юношу  несколько  прихожан  заносили  в  храм  на  руках, и  даже  схитрили:  «Какая  исповедь, парень? Ты  просто  расскажешь  батюшке  о  своих  проблемах, да  и  баста!». Будущий  прихожанин  был  потрясён  тем, что  с  ним  не  случилось  НИЧЕГО  СТРАШНОГО  ИЛИ  НЕПРИЯТНОГО. Так, исповедь  оказалась  беседой  с  умным  человеком, который  всего-то  был  в  непривычной  глазу  одежде, епитимьи  стали  просто  указанием  читать  определённые  молитвы, молитвы  же  были  вполне  безобидными  простыми  словами, в  которых  ничего  унизительного  не  заключалось, но  после  которых – вот  чудеса! – не  просто  полегчало, а  вовсе  стало  спокойно  и  хорошо. Да  и  персонал  храма  вместе  с  прихожанами  вполне  доброжелательно  принял  «новенького», без  ожидаемых  насмешек, язвительных  замечаний  или  высокомерных  взглядов. Ничего  удивительного  в  этой  истории  нет. Просто  человеку  порой  очень  сложно  отличить  свою  природу  от  осторожно  проникающей  бесовской. Плохо  в  церкви  бесу, а  не  человеку, просто  если  человек  постепенно  начинает  себя  отождествлять  с  позицией  врагов, привыкая  не  различать  своё  и  чужое, от  него  самого  довольно  скоро  ничего  не  останется.

   Это  небольшое  отступление  в  сторону  Православия  понадобилось  в  силу  общей  дремучей  безграмотности  современников  в  этих  вопросах, результат  масштабной  деятельности  красных  сатанистов  на  протяжении  полутора  веков. Несчастные  жители  России, зомбированные  республиканскими  враками  про  мифическое  равноправие  и  справедливость, никому  не  известные  на  самом  деле  «общечеловеческие  ценности», десятилетиями  не  замечают, как  представляют  собой  лишь  стадо  лохов, предназначенных  в  жертву  мошенникам  якобы  светским, а  по  сути –– верным  рабочим  преисподней. Ведь  последним  достаточно  уже  того, что  лохи  не  обращаются  за  помощью  к  Богу  и  не  приходят  в  Христову  Церковь. Верить  клевете  на  неё, щедро  раздаваемой  СМИ – всегда  пожалуйста, ознакомиться  с  её  учением  непосредственно  через  представителей  православного  духовенства –– случай  невероятный. Между  тем  даже  мой  отец, идейный  политрук  погранзаставы, на  четвёртом  десятке  лет  заявил:  «У  меня  диплом  университета. Если  бы  зарплата  позволяла, я  бы  остался  при  НИИ, наука  меня  всегда  интересовала (инженер-физик, преподаватель, ещё  пара  частных  специальностей –– моё  добавление). Но  учёный  ты  или  дворник, истина  всегда  выше. Она  у  того, кто  познал  её  и  умеет  отстоять. У  коммунистов  нет  никаких  аргументов  против  учения  Православной  Церкви, они  не  могут  доказать, что  её  служители  не  правы. А  значит, не  правы  коммунисты, противники  Православия, это  ж  научный  факт».

   Эти  вещи  и  вовсе  бы  не  стоили  никакого  упоминания, если  бы  не  одно  важнейшее  обстоятельство. Апологеты  расплывчатых  «общечеловеческих  ценностей»  не  зря  атакуют  Православие, христианство  вообще, таскаются  с  языческими  культами  и  болтают  о  какой-то  абстрактной  мудрости, ничего  не  уточняя,  и  уверяют  всех, что  всё  везде  одинаково. Их  цель –– не  просто  перемешать  традиции, сбить  с  толку  добрых (как  следствие –– наивных, неиспорченных) людей, поживиться  за  их  счёт. Хотят  ли  они  лично  того  всерьёз  или  нет, но  их  деятельность  приводит  к  уничтожению  всякой  культуры (сперва  Церкви, потом  науки, также  искусства, как  тех  видов  деятельности, что  могут  привести  людей  к  вере). Так, самое  главное  на  сегодняшний  момент  у  них –– внушить  массам, что  суррогат  духовности  можно  потреблять  без  опаски, что  при  этом  якобы  уцелеет  и  дух, и  душа. А  поскольку  даже  тело, плоть, указывает  на  очевидную  ложь  этих  заявок, вместо  врачующей  медицины (тоже, кстати, находящейся  под  знаменем  Церкви  Христовой) запускается  бесстыжая  подделка  –– «здоровый  образ  жизни». Идеология  просто  изуверская:  вам  не  нужно  заботиться  о  душе, главное –– тело! Ах, тело  хиреет  без  заботы  о  душе? Так  вы  сами  виноваты, выбрали  не  ту  программу  оздоровления… и  так  без  конца. Иван  Ефремов  когда-то  написал  свой  «Час  Быка», не  догадываясь, что  основная  идея  утопии  Томмазо  Кампанеллы  у  него  снабжена  звездолётами, а  вот  реалии  планеты  Ян-Ях –– это  как  раз  и  есть  то  будущее  человечества, уготованное  людям  безбожниками. «Без  Меня  не  можете  творити  ничесоже», –– сказал  Христос. То  есть  если  Бог  «не  согласен»  с  Вашим  решением, у  Вас  лично  ничего  не  получится, сколь  бы  титанические  усилия  Вы  не  прилагали, сколь  сильно  не  желали  бы  осуществить  задуманное. Напротив, если  что-то  получается, значит, оно  Вам  позволено, Господь  разрешает  Вам  это  сделать, возможно, даже  помогает  Вам. Это  кинетика  любого  кризиса, а  также  причина  разрушения  привычного  уклада  жизни, которое  собственно  кризис  и  осуществляет.

   Кризис, который  наступает  в  жизни  светского  человека, есть  следствие  того, что  он  является  безбожником  или  еретиком. Это  в  глобальном  смысле. В  более  простом  варианте  то  же  самое  может  означать, что  Вы  или  Ваш  супруг, с  которым  Вы  неизбежно  связаны, ведёте  столь  неправедную  жизнь, что  катастрофа  неизбежна  вне  зависимости  от  того, чем  Вы  оправдываете  себя  или  какими  иллюзиями  предпочитаете  себя  обманывать. Кроме  того, здесь  незнание  закона  не  освобождает  от  ответственности, со  всеми  вытекающими, причём  совершенно  автоматически. Как  неизбежна  необходимость  личной  гигиены, так  и  наша  душа  пачкается  пылью  грехов  с  течением  времени, вот  только  последнее  нам  совершенно  незаметно. И  вот –– «Всё  это  было  бы  смешно, когда  бы  не  было  так  грустно» –– как  человек, спиливший  сук, на  котором  сидел, винит  того, кто  предупреждал  его  о  таком  исходе:  «Накаркал!», так  и  грешник  шарахается  от  священника, который  одним  своим  существованием  доказывает  неправоту  гордеца, желающего  жить  согласно  своим  прихотям, забыв  о  Боге. Но  ни  одно  неправедное  действие  не  остаётся  безнаказанным, оттого  бессмысленно  искать  причину  кризиса  в  окружающем  мире. Простейший  пример:  я  так  верил  этому  человеку, а  он  меня  предал! Значит, не  увидел, что  это  за  человек  или  пропустил  нехорошие  изменения, скажет  статист. Понадеялся  на  свой  ум, посчитал, что  тебя-то, такого  хорошего, умного, бывалого  и  т.п., нужное  подчеркнуть, уж  точно  не  обманут. Результат  закономерен. Но  от  объяснений  статиста  не  то  что  не  легче, а  веет  безнадёгой  и  унынием. Между  тем  есть  такой  грех  в  жизни  воцерковленного  человека, именуемый  человеконадеяние, когда  рассчитывают  не  на  милость  Господа, а  на  себя  или  других  людей. Так  что  результат  греха –– реальная  катастрофа, тоже  ничего  удивительного. На  вопрос  же  «Что  делать  дальше?»  статист  лишь  пожмёт  плечами  и  предложит  провести  расчёты, и  так  без  конца  и  радости, а  Церковь  предложит  выход  из  тупикового  лабиринта. Так  что  придётся  выбирать –– решить  проблему  или  всю  жизнь  героически  бороться  с  кризисами, как  Сизиф.


Рецензии