Игры моего детства 3

Очередное продолжение рассказа о наших играх (скорее, окончание)…


        «Коньки»

        Так мы называли известное многим под названием «самокат» самодельное устройство из досок и подшипников. Проблемы с подшипниками у нас никогда не было, рядом был завод им. лейтенанта Шмидта, который для засыпки оврага Мазутка вывозил много ненужного (для завода, но не для нас!) добра. Среди него постоянно встречались похожие на ручные гранаты вращающиеся центры,  внутри которых были так необходимые нам подшипники.

        Найти подходящие три отрезка доски тоже было не трудно. Основание «конька» состояло из двух отрезков, соединенных под прямым  углом (с угловым распорками с двух сторон для жесткости). К нему через петельное соединение, изготовленное  из двух пар больших гвоздей и толстой проволоки в качестве оси, крепился руль – третий отрезок доски. Вверху руля крепилась планка, выступающие по бокам концы которой служили ручками руля. Внизу доски руля делался пропил под подшипник, который крепился на деревянной же оси, прибиваемой гвоздями к торцу доски. Второй подшипник устанавливался аналогично на корме основания «конька».  Иногда над задним подшипником прибивали полоску резины (или резину с деревянной планкой), которая служила своеобразным тормозом при нажатии на нее ногой.

        Размеры «конька» подбирались под рост владельца. Однозначно, методом предыдущих проб и ошибок было установлено только одно: чем больше передний подшипник, тем безопаснее была езда на «коньке». Он меньше зарывался в трещинах и ямках. Сзади устанавливался намного меньший по размерам подшипник. Оставалось обогнуть хлебозавод и лихо скатиться под горку по прилегающей к нему заасфальтированной улице. Наша улица, также прилегающая к хлебозаводу, увы, не была асфальтированной.
 

        «Метание гранат»

        Корпуса от вращающихся центров после удаления из них подшипников и прочих внутренностей мы не выбрасывали (вернее, не сразу выбрасывали). Они отлично выступали в роли «гранат». И мы их метали с возвышенности нашей Горки (о ней отдельный разговор), соревнуясь, кто забросит дальше. После них школьные и институтские нормативы  по метанию гранат с легкостью перекрывались…
 

        «Летающие вертушки»

        На Горке проводили мы соревнования по дальности полета самодельных вертушек. Катушка из-под ниток прикреплялась длинным гвоздем, проходящим через ее отверстие на деревянную ручку. На катушке вбивались два маленьких гвоздика без шляпки на которые одевалась вертушка. Вертушка – полоска жести  с закругленными концами (какая никакая, а все же техника безопасности!) и изогнутая в виде пропеллера. В середине ее  в нужных местах пробивались две дырочки, через которые вертушка насаживалась на гвоздики катушки.

        В боковой части катушки шилом прокалывалось отверстие, через которое внутрь катушки пропускалась крепкая («суровая») нитка. На конце нитки завязывался мощный узел, чтобы нитка не проскользнула в отверстие. Резко потянув закрученную хитрым способом нитку, приводили во вращение катушку. А вместе с ней и установленную на гвоздиках вертушку. Под воздействием подъемной силы вертушка и взлетала в воздух…


        «Шабаш» (ударение на последнем слоге «шабАш»).

        В принципе, это не игра даже, а действо, предшествующее кратковременному, точечному всплеску коллекционирования бумажных фантиков. Сейчас я понимаю, что все зависело от того, когда старшие ребята стырят (а попросту, украдут) их с кондитерской фабрики.  Но тогда об этих тонкостях никто из нас и не думал. Ни у кого в мыслях не было, что    раздобытые при «шабаше» фантики ворованные.

        А само действо состояло в том, что поздно вечером (непременное условие!) на высокое тутовое дерево, что стояло у «морозовского» двора на углу 12-ой Завокзальной и 4-ой Слободской улиц забирался кто-то из взрослых (взрослых это для нас, тогдашних пацанов) и с высоты раскидывал пачки фантиков. Ни дать, ни взять – сцена из кинофильма с разбрасыванием революционных прокламаций! И под крики «Ура, шабаш!» все ловили, подбирали эти фантики. Только успевали сложить за пазуху одни фантики, как сверху сыпались другие! И все это в полной темноте, практически при полном отсутствии  уличного освещения! 

        И возвращаясь к моральной стороне стыренных фантиков: кто приносил фантики и устраивал «шабаш» нам видно не было. А мы… мы просто подбирали выброшенные кем-то фантики. А это уже не считалось зазорным. Поэтому этой проблемой мы тогда и не заморачивались…

        На следующий день шла сортировка фантиков. Самыми ценными считались фантики для обертки шоколадных конфет, менее – промасленные карамельные фантики. Из первых запомнились «Скачки» с цветным изображением конно-спортивной композиции на плотной белой бумаге, из вторых – фиолетовые «карамель Слива» на тонкой промасленной бумаге.  Ценные фантики обменивались на другие, из менее ценных уже нами устраивался «шабаш» (с земли, без влезания на дерево) для более младших пацанов и девочек. Буквально через несколько дней эта забава уходила в небытие…


        «Ходьба на ходулях»
        На две длинные палки прибивались чурбачки – подставки для ног. А дальше – как у кого все получалось. Кое-кто мог и часами на них ходить и даже стоять на месте. Я к ним не относился…


        «Классики» («Классы»)

        Любимой  игрой девочек (и не только) были «классики». Количество играющих не ограничивалось. На земле рисовались и пронумеровывались квадраты двух конфигураций.  Для каждой были свои условия и правила. Но в во всех вариантах выигрывал тот, кто первым проходил все 10 «классов».

        В основном применялась  следующая конфигурация: первые три квадрата (1,2,3) одиночные, затем поперек два сдвоенных (4,5), потом два одиночных (6,7), за ним два сдвоенных (8,9) и за ними - полукруглый «дом» (10).

        Играющий  кидал «салку» (плоский камушек) на первый квадратик и прыгал (скакАл) с 1-го по 9-й, а возвращаясь, подбирал «салку». Одиночные квадраты можно было проходить только на одной ноге, сдвоенные поперечные – с одновременным касанием двух ног каждого, широко расставив ноги.  Находясь на сдвоенных квадратах  8 и 9 надо было прыжком развернуться.  Затем кидал камушек на второй квадрат, и так далее. Дойдя до броска в «дом» и доскакав до него, можно было в нем передохнуть стоя двумя ногами. Если «салка» не попадала в нужный квадрат или оказывалась на линии квадратов, то играющий уступал ход другому игроку. Уступка хода была  и при заступе игроком на линию квадратов и касания какого-либо квадрата двумя ногами.

        Вторая конфигурация: рисовались пять сдвоенных квадратов. Левый ряд нумеровался цифрами от 1 до 5, правый – от 10 до 6.

        Играющий кидал «салку» на первый квадрат и заскакивая в квадрат на одной ноге, ею же подталкивал «салку» вперед на второй квадрат, затем перескакивал во второй квадрат, подталкивая «салку» в третий и т.д. Из квадрата 5 «салка» перемещалась направо в квадрат 6 и назад в 10-й. Завершался проход выходом и игрока и «салки» из квадрата 10. Затем «салку» кидали во второй квадрат, проскакивали на одной ноге первый и продолжали гнать «салку» дальше. И так далее… Требования точного попадания «салки» в каждый квадрат, заступа и касания квадрата двумя ногами были те же, что и в первом варианте.

        Совсем маленькие мальчишки бегали с обручем. Для этого был необходим сам обруч – металлический диск и погонялка. Погонялка делалась из проволоки, конец которой вначале загибался на 180 градусов, а затем сгибался под прямым углом. Получалась такая своеобразная направляющая погонялка для обруча.  Мастерство заключалось в том, чтобы бежать, не роняя обруча. Чтобы остановить обруч, было достаточно подцепить и приподнять его крючком погонялки.

        Творческая народная изобретательность была проявлена еще во многих  развлечениях, но о них рассказывать не буду. Слишком они опасны. Как для самих исполнителей, так и для окружающих. Нам, наверное, просто повезло, что от них мы не пострадали…


        И в завершение - бои «стенка на стенку».

        Возникали они стихийно, сражалась Верхняя слободка с Нижней, между которыми почему-то всегда существовала какая-то вражда. Разделял Нижнюю и Верхнюю слободку огромный пустырь, который по плану градостроительства от 1898 года должен был превратиться в Тифлисскую площадь. Пустырь начинался от трамвайного кольца на улице Чапаева и в начале его  находился овраг Мазутка, Затем шел относительно небольшой ровный участок, переходящий в Горку, и далее по возвышенности тянулась степь…

        И вот как раз между Горкой и Мазуткой  периодически возникали групповые драки между молодыми ребятами, а порой и детьми этих Слободок. Поводом мог служить любой маломальский  конфликт. О драках в довоенное время знаю по рассказам своего дяди.  Как свидетельство серьезности стычек тех лет на брови у него был шрам от камня запущенного пращой!

        На моей же памяти стычек было мало, принимал личное участие (был грех) в двух таких  стычках. Были они  примерно в середине 50-х годов прошлого столетия и, скорее всего, были последними. Участники с обеих сторон – не старше 7-8 лет. Прямого контакта не было, все дело ограничилось криками, угрозами и метанием камней, комьев земли…

        Первая была незначительной и с ничейный исходом. Последняя, более крупная стычка закончилась позорным бегством пацанов Нижней слободки при одном только появлении «на нашей стороне» Пашки Капустина (не уверен в фамилии, но то, что со  двора Капустиных, это уж точно), которому было лет 13-14...

        Вероятнее всего это было своего рода отголоском раскола внутри молоканской общины, распрей между молоканскими старцами, каждый из которых по-своему трактовал Библию и основные догматы молоканства.  А может быть, корни этого гораздо глубже и возникли  эти взаимоотношения на социальной почве. Пока я в этом не разобрался…


Рецензии
Много воды напустила я в своих мемуарах, а вот о "классиках" не вспомнила. Еще мы играли в "Ручеек", в "Садовника", В "Испорченный телефон", в "Гылки" (Лапта), в "Третьего лишнего".

Галина Чиликиди   08.08.2009 18:17     Заявить о нарушении
Если постараться, то можно многео еще что вспомнить!

Генадий Леонов   08.08.2009 19:19   Заявить о нарушении