Идеальный спор

– Ну, по крайней мере, в том, что у человечества два пути развития мы с Вами согласны.
– Пожалуй. Два – это как минимум. Может быть и больше, но мы с Вами рассматриваем два крайних варианта.
– Да. И уж в самих-то вариантах мы расходимся кардинально.
– Что поделать, не верю я в человечество. Да и тенденции, существующие сейчас в мире, говорят об этом. Человечество деградирует, разлагается, а Вы говорите, что оно будет гуманным и справедливым!
– Давайте я объясню. Машинная цивилизация принесет нам свободное время, большая часть труда будет выполняться машинами, понимаете, у людей будет время взглянуть на себя. Они увидят свои пороки и будут исправлять их.
– Почему Вы так думаете, почему Вы не думаете, что они будут наоборот усердствовать в своих пороках и вовсе не будут смотреть на себя. Труд сделал из обезьяны человека, а в том случае, когда труда не будет, начнется обратный процесс. Человеком завладеют животные инстинкты,… да и прогресс-то остановится в общем.
– Нет же! Обязательно найдутся лучшие люди, которые будут совершенствоваться, всегда есть такие люди, они будут тратить свое свободное время на улучшение себя с моральной и физической точек зрения, а остальные будут им завидовать и тянуться за ними, люди будут конкурировать в своем нравственном и физическом развитии, а там где конкуренция, там и движение, развитие.
– Ну допустим они будут завидовать, хотя это еще не факт, но ведь наряду с завистью существует и другой двигатель прогресса – лень. Почему Вы считаете, что именно зависть станет преобладающей силой в эпоху машинной цивилизации, почему не лень, а вместе с ней обжорство, похоть, и другие пороки. Почему Вы полагаете, что они будут завидовать физическому действию и нравственному росту, а не бездействию и похоти?
– Ну во-первых, лень перестанет быть двигателем прогресса. Лень является двигателем тогда, когда нужно что-то делать, а в то время, через несколько, может быть, сотен лет делать не нужно будет ничего, ну или почти ничего, какой-то минимум. Лениться можно только чему-то, можно лениться копать, рубить, носить, а им нечему будет лениться. Будет минимум занятий, которые им придется выполнять. Во-вторых, там, где бездействие и похоть непременно будут грязь, бедность, уродство, мерзость, а там, где действие и нравственность будут красота, сила, богатство – то, чему завидуют все люди, и чем они грязнее и беднее, тем больше они этому завидуют и начинают что-то делать, чтобы тоже стать красивыми и богатыми.
– Ну в этом я может быть с Вами соглашусь, действительно, этому завидуют. Но, хочу заметить, Вы себе противоречите. Вы сказали, что им нечему будет лениться, и тут же говорите, что им нужно будет становиться красивыми, сильными, умными, богатыми… И что, разве нельзя этому лениться? Да, в конце концов, почему Вы не думаете, что они будут лениться завидовать?
– Возможно… возможно будут и такие, которые будут лениться вообще делать что-нибудь. В общем-то, такие люди всегда есть, но не все же. Уверен, что найдется не мало и таких, которые будут стремиться к лучшему, к идеалу человека.
– Пожалуй, в этом и я с Вами не стану спорить, такие люди тоже есть всегда… Да, знаете, ничего не изменится. Пока люди остаются людьми, как бы не менялась окружающая нас среда, что бы нам не приходилось делать, нам будут свойственный все те же пороки и достоинства, которые свойственны людям не одну тысячу лет, и чтобы что-то изменилось, нужно чтобы изменились мы, чтобы мы перестали лениться, завидовать… Это уже, наверное, будут и не люди в том смысле, в каком мы понимаем это слово, это будет что-то иное.
– Весьма похоже на правду. Просто удивительно: умные люди всегда согласны друг с другом, каких бы диаметрально противоположных взглядов они не придерживались!
– Да, им только нужно выяснить, о чем они спорят.
:)


Рецензии