Психологическое айкидо. Гасим любые конфликты

Пару лет назад я прочитала книгу Михаила Литвака «Психологическое айкидо». Автор — известный психолог, его книги давно стали бестселлерами.

Айкидо — это система самозащиты, когда защищающийся использует силу нападающего и обращает ее против него самого. Таким образом, достигается равновесие сил.

Литвак изобрел психологическое айкидо, которое здорово помогает в общении. Благодаря приемам, которые он предлагает, конфликт гасится на корню. Делается это просто. Видя назревающий конфликт, отправьте посыл, исходящий от «агрессора», ему обратно.

В реальности это выглядит так. Старайтесь повторять те слова, которые произносит агрессор, слово в слово. Чтобы было понятно, о чем речь, приведу примеры из книги Михаила Литвака.

ДИАЛОГ В ТРАНСПОРТЕ
Один мужчина последним протиснулся в переполненный автобус. Когда закрылась дверь, он стал искать в многочисленных карманах мелочь. При этом доставлял некоторое неудобство даме, стоящей на ступеньку выше. Дама гневно сказала:
— Долго вы еще будете ковыряться?!
— Долго.
— Но ведь так мне может пальто налезть на голову!
— Может.
— Ничего смешного нет!
— Действительно, ничего смешного нет.
Раздался дружный хохот. В течение всей поездки дама больше не произнесла ни слова.
 
НАЛАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ
38-летний мужчина, зам. главного конструктора, женатый, имеющий детей, ведущий активную общественную жизнь, рассказал о своей проблеме.
Из-за частых поздних приходов домой у него нередко возникали конфликты с женой. Она упрекала его: «Когда это кончится? Я не знаю, есть ли у меня муж и отец детей или нет! Подумаешь, какой незаменимый — сам выставляешься, вот тебя и нагружают!».
А когда он освоил психологическое айкидо, у него произошел такой случай.
«Однажды после очередного позднего прихода домой я увидел супругу в грозном молчании и подготовился к бою. Она начала с крика:
— Почему задержался сегодня?
Вместо оправданий я сказал:
— Дорогая, я удивляюсь твоему терпению. Я бы на твоем месте давно не выдержал. Посмотри, что получается: позавчера я пришел поздно, вчера — поздно, сегодня обещал прийти рано — но, как назло, опять пришел поздно.
— Брось свою болтовню!
— При чем здесь болтовня. Муж у тебя есть, и в то же время практически его нет. Дети отца не видят. Мог бы и пораньше прийти.
Жена (уже не так грозно, но все еще недовольно):
— Ладно, проходи.
Я молча разделся, вымыл руки и прошел в комнату. Жена в это время как раз заканчива¬ла жарить пирожки. Я был голоден, пахло очень вкусно, но на кухню я не пошел. Жена вошла в комнату и с некоторым напряжением спросила:
— Что ж ты не идешь есть? Небось, где-то уже накормили!
— Нет, я очень голоден, но не заслужил.
— Ладно, иди есть.
Я съел один пирожок и продолжаю сидеть. Жена спросила:
— Что, пирожки невкусные?
— Да нет, очень вкусные, но я не заслужил.
— Ну ладно. Ешь, сколько хочешь».

НАЛАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ВЗРОСЛЫМ РЕБЕНКОМ
У одной женщины 13-летняя дочь вышла из повиновения. Воспитывала она дочь без отца, поэтому старалась, чтобы дочь этого не чувствовала и всячески опекала ее. Дочь к тому времени стала отказываться от занятий в музыкальной школе, требовала наряды, которые были им не по средствам, хотела бесконтрольно пользоваться временем и пр.
Вот рассказ этой женщины.
«Я прошла курс обучения психологическому айкидо. Когда разразился очередной скандал в связи с нежеланием дочки ходить в музыкальную школу, я решила поступить в соответствии с полученными знаниями. Спокойно пригласила дочь на беседу и сказала ей примерно следующее:
— Лена, ты права, я поняла, что ты уже взрослая. С сегодняшнего дня даю тебе полную свободу. Единственная просьба: когда ты уходишь надолго, сообщай, когда вернешься. Она согласилась, еще не зная, что ее ждет.
В тот же день она пошла к своей подруге и вернулась поздно. Когда она пришла, я была уже в постели. Она попросила накормить ее, а я предложила ей взять еду самой. Хлеба в доме не оказалось. Я сослалась на то, что не успела. Дочь стала меня упрекать, что я ее не люблю, что я плохая мать и т. п. Мне было трудно, но я соглашалась со всеми ее утверждениями. Потом я стала сама говорить, что с матерью ей не повезло.
В такой борьбе прошло месяцев семь. Мне было трудно, но я терпеливо продолжала уступать. В конце концов, без всяких наставлений дочь взяла инициативу на себя и сама распределяла обязанности. Мне была отведена роль поварихи: «Мама, ты лучше готовишь». Она убирала квартиру, делала мелкие покупки. Большую стирку мы делали вместе, мелочи она стирала сама.
Постепенно у дочери наладились отношения с подругами в классе. Она ста¬ла спокойной, уверенной в себе. Через год она нашла себе работу в кооперативе, который делал игрушки. Я ей помогала освоить процесс. Так решился вопрос с ее гардеробом, на него она стала зарабатывать сама.
На следующий год на заработанные деньги мы купили ей путевку в летний лагерь. После возвращения я заметила, что моя дочь села за пианино. Она мне рассказала, что в лагере подружилась с парнем из другого города. Договорились переписываться и встретиться на следующий год, а может быть, раньше. Так к моей дочери пришла первая любовь. Мне было приятно, что она поделилась со мной. Если бы я не изменилась, вряд ли я смогла бы стать для дочери подругой. Я совсем перестала командовать, теперь я только подчинялась».

НАЛАЖИВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С РУКОВОДИТЕЛЕМ
Преподаватель математики в вузе конфликтовал с заведующим кафедрой. Последний конфликт возник так. Один раз в месяц кафедра проводит конференцию, на которую приходят математики из других учебных заведений. Собирается около 150 человек. Этот преподаватель зашел в аудиторию за пять минут до начала конференция. Стоя в проходе, он беседовал со знакомыми, с которыми давно не виделся. В аудитории было не совсем чисто, но он не имел отношения к уборке.
В этот момент появился зав. кафедрой. Между ними завязался диалог. Зав. кафедрой:
— Посмотрите — грязь!
Педагог:
— Но ведь это не моя обязанность.
— Вы можете пройти мимо грязи, а я не могу! Я один должен вникать во все!
— А что мне, по-вашему, надо было делать?
— Не могли организовать уборку, что ли? Убрали бы сами, ничего бы с вами не случилось!
Через месяц вновь была назначена конференция. За пять минут до ее начала педагог стоял в проходе. В аудиторию вошел зав. кафедрой. На этот раз разговор протекал так. Зав. кафедрой:
— Смотрите — грязь!
Педагог:
— Да, грязь.
На лице заведующего кафедрой недоумение. Он молчит.
Педагог добавляет:
— Вот видите, никому нет дела до чести коллектива. Все проходят мимо грязи. Приходятся вам вникать во все!
Зав. кафедрой молчит, чувствуется, что он никак не может сообразить, что ответить.
Педагог продолжает:
— Если бы я пришел на 20 минут раньше, то организовал бы уборку. В крайнем случае, убрал бы сам, ничего бы со мной не случилось!
Зав. кафедрой, приходя в себя:
— Еще чего не хватало! Я знаю, кто это должен делать! Попросите зайти ко мне в кабинет после лекции Людмилу Ивановну (лаборантку, ответственную за уборку аудитории).

Кстати, те же самые приемы применяют Равшан и Дажмшуд из знаменитой телепередачи «Наша Раша». Благодаря этому гнев «начальника-а» практически всегда гасится, уходит в песок, заметили? :)


Рецензии
Он не изобрёл. Это адаптированное переложение Берна.

Карасёв   01.05.2012 10:05     Заявить о нарушении
Да, возможно, не изобрел. Нет ничего нового под солнцем.
Но переложения Эрика Берна делали многие. А Литвак сделал это талантливо, поэтому и выделился, запомнился. Переложить тоже надо уметь.
ПО сути, Берн тоже не открыл Америку, а переложил Христа:)) "Если тебя удалили по левой щеке, подставь правую".
Все уже давно известно, и каждое поколение открывает это по-своему.

Инна Криксунова   01.05.2012 20:51   Заявить о нарушении
Я согласен, Берн трудно воспринимается, в отличие от Литвака.
Современная психология этим и занимается - изобретением велосипедов. На мой взгляд, без веры всё имеет мало смысла. Проблема современной психологии - атеизм.
Я не профессионал, конечно. У меня просто большой опыт чтения различной психологической литературы и опробования полученной информации на себе. Между прочем, это опасные опыты могут быть. Если говорить о каком-то позитивном результате, то процентов на 5-10, может быть, и часто временно. Не усваивается. Потому что нет смысла. Зачем нужно, например, гасить конфликт... Тем более, что с другой точки зрения конфликт - это стимул для развития. Ну да, уметь конфликтовать, а какая разница? Зачем всем улыбаться по Карнеги... Сказано как, но не сказано, зачем всё это нужно. Без религиозного мировоззрения психология представляется мне практически бесполезной. Ну, добиться успеха. А зачем он нужен? И что значит - успех? Накопил вещей, должностей и титулов, и умер. И т.д. Знание без стержня. А с верой и психология особенно не нужна, потому что всё это естественно происходит само собой. Зачем нужен, правильно, Берн и Литвак, если Исус Христос уже всё сказал. И сказал значительно глубже, по сути.
Но я думаю, перспективно направление в психологии - "Психология третьего тысячелетия" (http://www.psiholog3000.ru/content/view/146/10/). Может быть, Вы с ним знакомы. Я поэтому спросил про источники.

С уважением,

Карасёв   03.05.2012 12:41   Заявить о нарушении
Честно говоря, источники психологической литературы мне мало интересны (особенно, узкопрофессиональной). Я верующий человек.

Инна Криксунова   03.05.2012 18:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.