О рецензиях на сайтах Стихи. Ру и Проза. Ру

                О рецензиях на сайтах "Стихи.Ру" и "Проза.Ру".

   Прекрасные сайты "Стихи.Ру" и "Проза.Ру". Главное их достоинство - любому желающему предоставляют возможность донести до читателя свои произведения. Есть, конечно, у этих сайтов, и небольшие недостатки, но ... где их не бывает? Разве встречается в реальной жизни абсолютное " всё хорошо", без наличия маленького "плохо"? Ну, если только, в виде редкого исключения! Да и вышесказанное положительное, даже если не поминать другие плюсы, с лихвой перевешивает имеющиеся досадные, мелкие недостатки! Можно, конечно, с некоторой долей недовольства покивать на склонность администрации сайтов к "собиранию купюр", с целью оказания помощи в продвижении некоторых произведений, не совсем "желаемого" качества, к заветной вершине популярности, . Но это ... не смертельно! Читатель, он не дурак, быстренько разберётся что есть такое хорошо, а что есть такое плохо! И в результате - прекрасное произведение и без денег станет со временем популярным, а бездарное - так и останется невостребованным, слегка облегчив при этом  карман автора-аутсайдера. Да и надо же содержать сайт на что-то - рынок, господа, рынок, он диктует своё!
   Особо следует отметить один из "институтов" этого сайта - возможность рецензирования произведений. Польза от этой возможности налицо - и тому, кто даёт рецензии, и ещё в большей степени авторам рецензируемых произведений. Это - своеобразная отрицательная обратная связь, чуть дал слабину в своих творениях - тут же получишь соответствующую реакцию читателей. Своеобразная "автоматическая регулировка усиления" - не даёт зарваться! Однако и здесь имеется много интересных моментов - попользовавшись, некоторое время этой "услугой" и понаблюдав за другими "пользователями", а также, проведя некоторые, небольшие эксперименты в этом "секторе" сайта, я сделал определённые, претендующие на звание "закономерность", выводы о работе этого "института".
   Не секрет, что на этих сайтах "свирепствует" довольно продвинутая "демократия" - встречаются произведения, наряду с добропорядочными, и не совсем соответствующие этим понятиям, а порой и откровенно похабные "труды",  призывающие к насилию и битвам, причём, не к гипотетическим, а вполне реальным, включая и призывы к разжиганию неприязни на религиозной почве, а то и ... национальной, думаю, не стоит уточнять последнее, чтобы не обострять "болезнь", немало и "заоколоэротических" произведений, явно развращающих молодёжь сверхоткровенными описаниями интимных подробностей процесса человеческого размножения, излишне смакуя при этом отдельные нелицеприглядные моменты, с весьма сомнительной целью - достижения дешевой популяризации своих "трудов", а порой и с использованием откровенного мата, лишний раз, напоминая читателям, что человек тоже животное и ещё не так далеко ушёл в своём развитии от этого, весьма почётного, "звания", что придаёт некоторый "брутальный" оттенок всему облику сайта, и явно подвигая посетителей к мысли о желании придания сайту более глубокого оттенка гламурности, чуть не сказал блистательности, хотя и этого бы чуть-чуть не помешало, однако  - не будем далеко углубляться в эту "нишу"  творчества - наверняка встречаются и любители такого "матюкамиругающегося" жанра, хотя, и это несомненно (!), последнее не придаёт особой гордости самому русскому языку, и, тем более, никоим образом не служит повышению моральных устоев подрастающего поколения.
   Интересна реакция авторов рецензируемых произведений на сами рецензии - здесь представлены наиболее часто встречающиеся, а также и отдельные, несколько неординарные, а, можно даже и так сказать - неожиданные, выпадающие из основной обоймы, типы рецензий, по причине их резкого отличия от "обычности". Это, так выражаясь, итоги небольшого эксперимента, проведённого на вышеупомянутых сайтах, с целью выявления некоторых закономерностей в поведении авторов рецензируемых произведений на получение рецензий. Я разделил её (реакцию авторов рецензируемых произведений) на следующие подразделы:
   1. Реакция автора замечательного произведения на хвалебную рецензию. Чаще всего она сдержанна, излагается в виде благодарности за внимание к своему произведению. Чувствуется мастерство автора и умение общаться с читателем.
   2. Реакция автора посредственного произведения на хвалебную рецензию более эмоциональна. Чувствуется, что автор сам понимает уровень "качества" своего труда, понимает также, что дана слегка завышенная оценка его таланту - это что-то вроде  аванса на будущее, но всё равно - ему явно приятна похвала.
   3. Реакция автора явно слабого произведения на положительную рецензию - ярко выражена положительными эмоциями. В адрес рецензента в ответном тексте просматривается многословное, восхваляющей направленности, послание, порой превосходящей по изящности выражений само произведение. Как тут не вспомнить слова басни ... "кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку".
   4. Реакция автора замечательного произведения на явно отрицательную рецензию (такое возможно … согласно «сценарию» задуманного эксперимента!!!) - некоторая пауза с дачей ответа, в ответе просматривается лёгкое недоумение, и только в конце обозначен дельный совет - не нравится, не ешь! Видно, что человек после некоторого замешательства, взял ситуацию под контроль, и у него уже довольно устойчиво утвердилась мысль о том, что данное его произведение написано на довольно профессиональном уровне, что подтверждается, хотя бы, наличием многочисленных положительных отзывов читателей. И только один неординарный случай встретился в этой категории, явно выходящий за рамки обычности, его хочется выделить особо - автор отреагировал на рецензию незамедлительно, и, на удивление рецензента, принял его замечания за чистую монету. Он сдержанно поблагодарил критикующего за уделённое его скромной персоне внимание, за потраченное время, за дельные замечания, и на удивление ... подправил произведение, учтя все замечания, от чего произведение, действительно стало лучше. Но это - единичный, можно сказать, из ряда вон выходящий случай! А некоторые авторы вообще не приёмлют выслушивать отрицательные рецензии – они так прямо и пишут на своих персональных страничках: «Отрицательные рецензии не давать и не ставить моим произведениям негативных оценок!». Это хоть правдиво сказано, и то ладно!
   5. Реакция автора среднего по качеству произведения на отрицательную рецензию. Здесь наблюдается большое разнообразие ответных текстов, от полной неприязни высказанного и нескрываемой обиды, до сдержанного согласия с замечаниями. Но в любом случае чувствуется некоторая «сдержанность» в ответе, что явно говорит о согласии автора с оценкой рецензентом его произведения. Отдельные же авторы воспринимают такую рецензию, как личное оскорбление, но такое встречается очень редко. После чего такую рецензию частенько просто ... удаляют!
   6. Реакция автора явно неудавшегося произведения на отрицательную рецензию - сдержанная, с некоторой обидой в тоне высказываний - это чувствуется, хотя и не всегда прямо высказывается, многие оправдываются, придумывая логичные и нелогичные причины неудач, гораздо более редкая реакция - полное неприятие правоты рецензии, а иногда и резко негативные выпады в адрес рецензента, мол, если такой умный, то сам попробуй написать лучше или в стиле «я сам и без тебя знаю», а ты (или как вариант – Вы) займись лучше чем-нибудь другим! И получается так, что в отрицательной рецензии, автор рецензируемого произведения  винит самого рецензента, но только не самого себя, с пристрастием выискивая в его словах хотя бы какие-нибудь изъяны, а найдя их, «отрывается» по полной! Слюна при этом летит весьма обильно!
   7. Реакция автора далеко "заэротического" произведения на отрицательную рецензию своего произведения, этот момент надо особо отметить: автор отвечает рецензенту почти мгновенно, обвиняя его при этом в различных грехах, порой присваивая ему незаслуженные обидные прозвища, типа импотент, совок, "только что с куста" и подобные. При этом нередки хамство, оскорбления, особенно когда ему начинаешь напоминать о моральной стороне вопроса.
   8. Реакция автора произведения призывающего к разжиганию розни в отношениях между людьми - весьма и весьма бурная, с нелицеприятными оскорблениями и навешиванием оскорбляющих ярлыков, типа пораженец, подонок, а то и похлеще. Причём, как правило, истинные имена таких авторов скрыты под Никами и псевдонимами, что позволяет им безнаказанно хамить и язвить в ответ на рецензию. Особенно болезненно такие авторы начинают реагировать на напоминание им о недопустимости совершаемого ими в свете текста пользовательского соглашения зарегистрированного пользователя сайта и на переход ими рамок допустимого некоторых действующих законов. Интересна и реакция модераторов сайта на эти выпады - никакой! Это, очевидно, объясняется наличием очень большого количества пользователей данных сайтов - не так то просто своевременно выявить подобные нарушения с целью принятия незамедлительных мер. В этих случаях, думается, большую роль должна играть ссылка "Пожаловаться на нарушения", которой, в принципе, и должен незамедлительно воспользоваться тот, в чей адрес направлены оскорбления. Другое дело, что не все этим пользуются - связываться не хотят, просто пополняют ими свой чёрный список.
   9. Хочется отметить и ещё один "вид" реагирования на различные рецензии - никакой реакции ни на положительную, ни на отрицательную, рецензии. Если ещё учесть тот факт, что данные "товарищи", после получения рецензий начинают часто посещать персональную страничку рецензента, явно с целью ознакомления с его собственными произведениями, чтобы почерпнуть некий положительный опыт в написании последних. И в этом есть прямой смысл - никак не реагируя на рецензии и не вступая с их авторами  в "диалог", они, тем самым, не отпугивают от своих произведений "потенциальных" читателей, а просто молча делают соответствующие выводы о качестве своих произведений по реакции на них рецензентов. Похоже, что их поведение по отношению к рецензентам, наиболее оптимально, наиболее рационально, и, возможно, наиболее правильно!
   10. И ещё несколько слов о реакции авторов на рецензии с юмором, то есть  в пародийном стиле - как, оказывается (вернее – оказалось … во время проведения этого эксперимента!), маловато людей среди пишущей "братии", понимающей юмор и воспринимающей его без обиды (процентов тридцать - не более!), а ещё меньше понимающих тонкий юмор (к слову - не сладко, видимо, приходилось незабвенному пародисту Иванову из … "Вокруг смеха"!)! Оно ж как: в зрительном зале, когда шутят об абстрактных, среднестатистических личностях, высмеивая принародно их недостатки, а порой и … дурость, всё нормально - тут все "гогочут", словно гуси в стае перед отлётом на "юга", а как только дело касается лично самого "осмеянного" или его творения, вот здесь - "кровная обида, понимаешь!", и языком ... "цок, цок, цок!", и пальчиком грозно покачивают.  Очевидно, в этом случае, когда многие "выступают" анонимно, под Никами и псевдонимами, более полно раскрывается действительная человеческая сущность, чем та показная, которую нам "демонстрируют" на людях (в концертном зале, например). А потому, вышеприведённая "закономерность", выглядит весьма и весьма правдоподобной!
   В заключении следует отметить, что наряду с некоторыми минусами у вышеупомянутых сайтов, гораздо больше положительных моментов, за что их создателям следует выразить особую благодарность. Конечно, трудно согласиться с безапелляционным утверждением главного редактора сайта, заключающегося (в одном из интервью "Литературной газете") в следующем: «За электронной редакцией литературных произведений будущее однозначно!». Думается, что и печатная книга, а равно и периодические бумажные издания, всегда будут (или – ещё очень долго!!!) иметь свою нишу, хотя электроника в будущем их сильно и потеснит. Но уже одно то, что бумажная пресса в данный момент времени хоть как-то оплачивает гонорарами труд писателя, требующий порой немалых усилий, в отличие от электронного издания, где пока писатель совершенно бесплатно представляет свои труды (а некоторые этим ещё и пользуются, зарабатывая определённые суммы!), уже даёт им определённую перспективу для выживания в будущем (конечно, очень не хочется «хоронить» мысль о том, что и электронные издательства когда-нибудь тоже будут платить авторам гонорары – чудеса хоть и редко, но иногда бывают – с чем чёрт не шутит!!! Но это, по-видимому, … очень далёкая, хотя и желанная, но почти несбыточная, перспектива!).
   Ну и не могу удержаться от некоторых советов, а если быть более точным, пожеланий: Господа, сделайте главные странички сайта чуть-чуть повеселее - добавьте колорита (хотя бы несколько сдержанные цветовые гаммы), добавьте хоть немного картинок - уж больно куцо они смотрятся в глазах художника! Господа, введите функцию присоединения к текстам песен файла звукового сопровождения. Наряду с форматом МП-3, непременно используйте и формат MIDI - он занимает малый объём, а потому гораздо быстрее загружается, к тому же с ним легко реализуется режим воспроизведения типа "Караоке", что немаловажно. Ибо, согласитесь, ну что за публикация песни (а на вашем сайте именно так это и называется!) без "присутствия" мелодии, а равно и наоборот! Желаемое прилично обогатит сайты! Но в любом случае, даже в нынешнем виде, данные сайты весьма и весьма полезны, и подтверждением тому их высокая популярность. Они - есть доступная большинству участников, сцена, откуда могут звучать их произведения. Они - есть писательская арена для творческих состязаний. Они - есть "Всесоюзная изба-читальня". И это не красное словцо - это наблюдаемая действительность!

                05.07.2009г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.