Мой город. Размышления

Мой город Размышления
Альбина Мартьянова



http://video.mail.ru/mail/tsarinaplus/47/104.html


*Интересная вещь. Я выложила на сайт некогда написанное мною произведение о моём любимом городе Будапеште, оно всё насквозь пропитано моим отношением к нему, особой любовью и восхищением, ну и озабоченностью тем, чтобы мы тут все вместе не начали опять скатываться в пропасть, приводящую к ненависти и войнам.

И это с одной стороны правда, а вот с другой...
Всё не так просто. Один из читателей как раз подкинул в список моих прочитанных вещей одну из глав моих мемуаров о Венгрии, где всё пишется наоборот. Спасибо за подсказку.

Да, когда писалось сочинение – да я их не «сочиняю», не придумываю - это «потоки моего сознания», практически все нечто вроде медитаций то над одной темой, то над другой.  – Так «медитация» о моём городе датируется  приблизительно 2001-м годом, а тогда я была в другом душевном состоянии, нежели когда писала эту самую пятую главу.
Во-первых, тогда я и с этим Лаци пока не беседовала на такие темы, во-вторых, мои жизненные условия были совсем другими, ну а в третьих - 
всё имеет право на противоречивость и сложность.

Если есть нечто, то по правде говоря, всегда есть и противоположное ему. Не зря математики пользуются выражением «с точностью до наоборот». Оно как раз и означает, что... ну если мы занимаемся неким измерением – а тут идёт речь о любви, противоположностью которой является ненависть, то нужно видеть эту самую «палку о двух концах». Если я люблю моих родных и близких, а кто-то подло на них нападает, то я возненавижу напавших, ну так ведь? И попытаюсь наподдать им как следует, и буду права.

Кстати, я–то уже и задумывалась над тем, как писать дальше о «добре и зле», о двуполярности религиозных воззрений...

Начну с детского примера.
Папа приходит домой и видит, что маленькая Аля не отмыла свои галоши. Вот стоят в прихожей, а сами грязные. Как реагирует папа? В лучшем случае строго приказывает Алечке их тут же привести в порядок. В худшем случае – опять будет порка. Но Алечка сама, как и её мама, прекрасно знают, что повлияло на то, что галоши не были вычищены. Алечка пришла домой, на улице был дождь, дорога была не асфальтированная. Придя домой, ей тут же надо было подхватить некое мамино дело, чтобы ей помочь. Затем сбегать в три магазина подряд, за хлебом в один, за маслом и молоком в другой, за картошкой в третий – и все в разных концах района.
Потом Алечка просто устала и присела отдыхать – а точнее говоря, начала делать уроки... Ну и так далее.
Конечно же, завтра она пойдёт в школу в отмытых и сияющих чистотой галошках, иначе и быть не может – она и отличница, и председатель совета отряда, и т.д. Но пока что она вот столько натрудилась, а теперь просто выдохлась и сидит отдыхает.
Папа злится и по правде говоря, он этой своей злобной повадкой заставляет злиться и Алечку, которая начинает дерзко смотреть ему в глаза. А это уже провокация! Скоро начнутся побои, порка ремнём, офицерским, кожаным – танец с папой! Рокэраундзеклок!

И кто виноват в этом инциденте?
А кто.
Кто не понимает, что палка не о двух концах а палка есть отрезок численной прямой, в который вмещается сам его величество континуум. Ну то есть -  просто надо подходить к вопросу мудрее, человечнее, лучше может, спросить – почему ты не успела вычистить твои галошки?
И так далее.
Так я о чём.

Всё моё детство меня как-то коробило такое отношение моего папы к моим делам – он всегда поучал меня тому, что я и сама знала – помогай маме, почисть калоши, ... и никогда ни одного проявления интереса ко мне как к человеку.

В точности как эти самые десять заповедей, где человеку внушают, что его нужно учить тому, чтобы он не убивал.
Ведь, думаете, папины замечания не оказали никакого воздействия на Алечкино отношение к самой себе?
Оо, как бы не так!
Именно что постоянно как бы подставляли ей подножку, не позволяя нормально относиться к самой себе, к своей творческой натуре – ибо растиражированные тысячами раз, упрёки в том, что в доме нет «порядка»,
напихали в её душу столько угрызений совести, что ужас!
Вот ты и делай одновременно то, что нужно твоей семье, и в то же самое время – собственно говоря, не прикасайся ни к чему, потому что как прикоснёшься – вынешь из шкафа, нальёшь масла, начнёшь чистить картошку .... и т.д. – тут же возникает беспорядок. А беспорядка быть не должно.  то есть
никогда не делай ничего.

И не исключено, что изначальной целью вот таких воспитаний было именно это. Ну не Алечкин папа создал, а те, кто его намуштровал, неизвестно где.
Сталин был тоже нечто вроде бога. Вон, он например, приказывал либо советовал солдатам насиловать женщин в «освобождаемых» от фашизма странах. Что, не так?
Я об этом понятия не имела, и получила эту  информацию совсем недавно от одного венгра.
Хотите верьте, хотите – проверьте. Я не утверждаю ни в коем случае, что это истина, но
призадуматься она меня заставила, причём очень даже.

А вот отношение к «порядку» как таковому, у меня изменилось в корне, после того как болтая с одной венгерской молоденькой мамочкой – в бытность мою тоже такой же молоденькой мамочкой – я услышала её жалобу на то, что
сынишка никогда не играет с игрушками иначе, как складывает их в коробку и всё. Никогда никаких игр, только «наведение порядка». А его маме это показалось прямо-таки болезнью.
Да, никакого творческого начала, это точно. Никакой фантазии, никакой выдумки, игры,
только «наведение порядка».

Кто знает,
то есть – я долго верила тому, что все люди хорошие, надо только позволить им развивать свои собственные свойства. Ну чёрт его знает, может, из того мальчонки получился великолепный уборщик – и тогда эта истина тоже верна. Хмм.

Итак, заповеди. Божьи заповеди. Примитивнейший подход к человеческому существу, к его духовности. Он учит нас не тому, как жить, а тому, чего не делать – а ведь  мы это сами прекрасно без него знаем. Доказательство? Надо?
Хорошо.
Кто убивает, того люди по своим законам
сажают в тюрьму.
Вот вам и доказательство.
Человек без всякой религии, своими собственными  светскими законами, не подстёгивая людей каждый день или там каждый месяц, что убивать нельзя,
приговаривает их к строгим наказаниям за такие поступки.
При коммунистическом безбожном атеизме ТОЖЕ!
Понятно?

Но палка не о двух концах, палка есть континуум.
И могут быть ситуации, когда к сожалению, приходится убивать.
Как советским солдатам во Второй мировой, как иногда с целью самозащиты, ну и там...

Или – не прелюбодействуй.
А что это? Не спи с женой? Или только с чужими жёнами?
Якобы еврейская заповедь означает только – не спи с женой друга твоего.
Хмм.
Палка не только о двух концах, господа присяжные заседатели!

И есть палки, которые очень и очень важно рассмотреть во всей их длине.

Вот ещё одна вещь. Знаменитый писатель Владимир Солженицын
в одной из своих книг написал о том, что в смутные, военные времена в странах очень опасно быть чужаками – ну, оставаясь в пределах Венгрии, не венграми – а тут много различных нацменьшинств.

И вот недавно я спросила у моих здешних сербских знакомых – было ли преследование сербов во время Второй мировой?
Ответ: не было.

Но вот после её окончания – очень много национальных меньшинств победители насильно попереселяли из одних деревень в другие.
Какой был в этом смысл? Не знаю

но когда во времена около перестройки всюду поменяли номера телефонов,  а потом снова и снова -  у меня возникло странное ощущение – это делается специально, чтобы люди друг дружку растеряли. Старых, очень старых друзей. Да и адреса теперь всюду иные - названия улиц одно время можно было разузнать, как они назывались раньше, а вот теперь – после  всего этого...
теряется наша информация,
и люди теряют свои связи.
Тоже надо бы продумать – кому и для чего это выгодно???

И вот после всего этого - могу ли я сегодня так же любить мой город, как тогда? После всех этих информаций?

Если хорошо вдуматься – люди-то бывают самые разные, даром что принадлежат к одному и тому же народу, правда же?

Круг моих друзей меня просто забаловал и разнежил приятным отношением к моей особе, но есть и другие венгры, с которыми мне ещё придётся крепко поспорить. Очень и очень.

А когда я вижу, как изменилась экономическая ситуация, как трудно стало здесь прожить, что мужчинам приходится бросать приличную работу и становиться «боди гардами» и всяким подобным ...
это ведь что означает?
Людей исподволь приучают к тому, что надо драться.

И откуда только эти ветры дуют, а????
Мда-с.

Необходимо поразмыслить.

Очень буду рада помощи, любой критике - хотя бы и отрицательной.
Она тоже подталкивает к размышлениям.

*

© Copyright: Альбина Мартьянова, 2009
Свидетельство о публикации №2907060730


Рецензии