Сказка о царе

Сказка о царе, дочери царской и добром молодце
З
а девятью морями, за тридцатью горами жил да был царь. Было все у царя – золото, власть, царица, но ему все было мало. И была в том царстве пещера глубокая, в которую никто заходить не отваживался, ибо жил там полузверь-получеловек, пожиравший все живое. И была у царя дочь-красавица. Как дуновение ветра знойным летом была она. И издал царь указ: кто убьет чудище пещерное, получит руку его дочери. Поскакали гонцы во все концы царства великого, понесли указ царский. Не нашли они никого ни в западной стороне, ни в восточной, ни в северной. Прискакали они в сторону южную, край пустынный, и видят: сидит сын крестьянина и мечом играет. И спросили они его: «На потеху ли тебе меч, добрый молодец?». И ответил он им: «Не на потеху мне этот меч, а на битву, ибо разоряют разбойники наши селения, уводят жен и сестер наших!». Говорят они ему: «Иди с нами, добрый молодец, убей чудище пещерное, возьми злато и дочь царскую!». И ответил им добрый молодец: «Не нужны мне награды богатые, а нужен мне меч булатный, в царской кузнице выкованный». И пошел он с ними. Как увидел царь добра молодца, говорит: «Ростом низок, глаз карий, волос черный – мужичину вы привели мне, не добра молодца!». И сказали ему гонцы: «Убоялись все остальные, царь-батюшка, только он согласился». Согласился царь, а про себя задумал дело жестокое. Три месяца и три дня ковали в царских кузницах меч булатный, украшали рукоять златом и каменьями. И не было меча краше во всем царстве. Как солнце сверкал он, и было на нем: «Лучший». Взял меч сын крестьянский и взмахнул им. И засвистел меч булатный, и испугался царь, и уверился в своем замысле жестоком. Сказал он молодцу: «Иди, убей зверя и принеси мне его голову. Если же не сделаешь этого, твою голову с плеч сниму!». Выходила в то время дочь царская на крыльцо и увидела сына крестьянского, и полюбила его. Бросила она браслет свой золотой с балкона, и поднял его молодец. Собрался он в дорогу дальнюю. Через три дня ускакал. Вот скачет он на восток, к пещере глубокой, и видит – разбойники бьют старца. И взыграла кровь молодецкая, и покатились головы разбойничьи по траве зеленой. Говорит ему старец: «Чем могу отблагодарить тебя, сын крестьянский?». И сказал ему молодец: «Не благодари меня, ибо сделал я, что должен был, и не заслуживает это похвалы». И ответил ему старец: «Проверял я тебя, молодец. Я чародей. Знаешь ли ты, что течет в тебе кровь царская, что зовут тебя Андрей, и что ты сын царский? Напал на народ твой царь нынешний, и убил всех. Один ты остался, потому что смогли спрятать тебя, и воспитал тебя крестьянин». И ответил ему Андрей: «Ты лжешь, ибо царь-батюшка не мог этого сделать». И сказал ему чародей: «Пусть меч твой отрубит мою голову седую, если ложь реку». И поднял меч добрый молодец, и окаменели руки у него, и не мог он ударить старца. И спросил он старца: «Что же еще скажешь ты мне?». И ответил старец: «Как убьешь чудище, возвращайся домой другой дорогой, ибо чародей царский поднимет мертвецов, и они будут ждать тебя». Поблагодарил Андрей чародея за совет, и поехал дальше. Едет день, едет другой – вдруг слышит крики. Съехал он с дороги и видит: пастуха бьют два других. Спросил он их: «За что бьете вы этого доброго человека?». И отвечали пастухи: «Он вор. Он наших овец ворует». И закричал тот: «Убейте меня, прошу, ибо дети мои умрут с голоду, если не буду воровать овец, а я не хочу этого видеть». Снял добрый молодец пояс золотой и говорит: «Это царский подарок мне. Возьми его, но не воруй больше». И упал пастух в ноги ему и спросил: «Куда путь держишь, спаситель мой?». И отвечал ему царевич: «Отца моего убил царь-злодей. Он хочет, чтобы я убил чудовище пещерное в царстве его, а потом меня убить хочет». И сказал ему пастух: «Позволь мне ехать с тобой. Я лучник». Согласился Андрей. Вот едут они, а на небе тучи серые, а под ногами земля каменная. Вот подъезжают они к пещере и видят: стены пещеры из гранита, а на входе в пещеру двери железные. Закричал молодец во весь голос: «Выходи, чудище пещерное!». И раздался рев громкий, и содрогнулась земля, и взлетели вороны, но не открылись двери железные. Во второй раз закричал добрый молодец: «Выходи и сразись со мной, чудище пещерное, убийца жестокий!» И во второй раз раздался рев страшный, и дрогнули скалы гранитные, но не открылись двери железные. В третий раз закричал Андрей, и упали засовы тяжелые, и распахнулись двери крепкие. И вышел оттуда полузверь-получеловек, весь в волосах и сказал: «Не хочу я сражаться с тобой, царевич! Я тоже был царевичем, но заточил меня царь-злодей в пещеру глубокую, и потерял я облик человеческий. Как только умрет царь, умру и я. Есть только одно мне избавление: если полюбит кто меня, вернется мне человеческий облик!». И ответил ему Андрей: «Хорошо, но помни: коли лжешь ты, снесу я своим мечом булатным твою буйную голову!» Вот возвращаются они обратно, а над ними вороны кружат, добычу чуют. Выехали они в чистое поле, и видят: тысяча мертвецов стоит, чародеем царя-злодея поднятая. И достал Андрей свой меч булатный, и достал пастух свой лук, и натянул тетиву звонкую, и подняло чудище палицу тяжелую. И начался бой страшный, бой смертный. И много полегло врагов в битве той, но погиб пастух. Перед смертью просил он товарищей позаботиться о семье его, и успокоился на веки. Похоронили они его с честью и поехали дальше. Едут день, едут другой, едут третий, и приехали в деревню, где жил пастух. И рассказали они о смелости его, и дивились односельчане. Передохнули они и поехали дальше. Вот подъезжают к столице и видят: закрыты ворота крепкие. Спрашивают они, в чем дело, и отвечают им: «До царя дошла весть, что чудище пещерное ищет его, что не смог его добрый молодец убить». И отвечал им Андрей: «Не не смог, а не захотел, ибо не чудище это, а человек». И крикнули они: «Выходи, царь-злодей! Сразись с нами!» Но не открылись ворота железные. И ударили они тогда в стены каменные, и упали стены. Достал добрый молодец меч булатный, и снес голову царскую. И подбежала к нему дочь царская и говорит: «Ко мне приходил старец и сказал, что ты – царевич, а я – не дочь царская, а дочь крестьянская, и взял меня к себе царь, ибо не было у него детей. Возьмешь ли ты теперь меня к себе в жены?». И отвечал ей царевич: «Любовь и дружба неподвластна злату и власти!». И показал ей браслет её, который хранил все время, и взял её за руку. И видят вдруг – выпали у чудища все волосы, и стало оно добрым молодцем и бежит к нему девушка и плачет. И сказал добрый молодец: «Это суженная моя, а царь-злодей хотел её себе взять. И забыла она меня от горя, ибо сказали ей, что уж нет меня. Не поддалась она царю. Вернемся мы теперь в свое царство и заживем вместе счастливо. А ты, царевич, мне как брат стал. Коли нужен буду – меч мой с тобой». И сказал им царевич: «Ступайте с Богом. И ты мне как брат стал. Вот тебе два мешка золота. Один отдай детям пастуха, который был нашим товарищем, другой себе возьми». И ускакал добрый молодец с невестой своей. А царевич устроил пир на весь мир, и всему простому люду наливали по чарочке. И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
(04.10.2008)
 


Рецензии