Моя литературная забава

               
     Выражаю искреннюю благодарность и большую признательность всему коллективу виртуальной площадки авторского творчества ПРОЗА.РУ, гостям сайта и всем, кто читает меня!


     МОЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ "ЗАБАВА"!


     Да, именно так: литературная забава! Ибо мою пустую беготню по всем авторским страницам, размещённым на национальном сервере современной прозы: ПРОЗА.РУ, кроме как забава, иначе не назовёшь. Спрашивается, зачем такая суетливая беготня, и с чего эта забава?! Не скрою, в творчестве мне нужно вдохновение. А для этого необходимо найти надёжный неисчерпаемый источник вдохновения, подразумевая под ним благотворное влияние присутствия трансцендентности на творческий процесс. Иными словами, нужно живое душевное общение для поддержания духа. В плоскости ПРОЗА.РУ в этом качестве может вступить прекрасное создание, олицетворяющее мой литературный идеал – естественно из числа реально существующих авторов ПРОЗА.РУ. В поисках идеального автора (далее, для удобства я употребляю, весьма условно, метафорическое понятие литературный идеал – "литидеал") я время от времени заглядываю в список своих читателей на этом же сервере, делая при этом соответствующие выводы, затем не спеша принимаю решение, как поступить дальше.

     Итак, с целью поиска своего литературного идеала я с письмами обращался к целой дюжине авторов, написал рецензии 15 из них, кое–кого поднял на пьедестал почёта, сделав их "персонажами" своих литературных сюжетов. Однако, своего "литидеала" среди них так и не нашёл. А ведь, мог бы найти!

     I.

     Что я подразумеваю под этим условным эталоном – "литидеал"?

     Для начала целесообразно произвести некоторую ясность в затронутой теме, конкретизировать свою позицию. Иначе, картина остаётся не дополненной, половинчатой. В каждой отрасли интеллектуальной деятельности у меня – свои "эталоны–идеалы": в сфере психологии их – несколько, как и в области научного изыскания или философии. Работая над своими проектами, я время от времени к ним обращаюсь. Разумеется, это – не живой контакт, ибо я обращаюсь к произведениям, а не к живым личностям. И, тем не менее, этим способом я вдохновляюсь "ещё нетронутыми мною" веяниями, "ещё нераскрытыми мною" идеями, скрытыми в выделенных произведениях. А теперь, находясь на национальном сервере современной прозы – ПРОЗА.РУ, я поступлю несколько иначе: здесь я выхожу на контакт с целью живого душевного общения. Но только с единственной разницей – я буду ограничиваться одним эталоном, "литидеалом". На этом поприще, полагаю, мне будет горазда лучше, видеть перед собой статуэтку единственной Богини!

     Мой "литидеал" – это вдохновляющий меня, автор художественной литературы: прозы либо поэзии, пишущий непринуждённо, то есть от души, и мыслящий чисто оригинально, свободно от всяких предрассудков и суеверий, вступая с собственной идентичностью (не скрывая своего «авторского "я"», как творческой личности; не прибегая – под каким бы то ни было предлогом – к псевдонимам, "кличкам", либо действующий вообще неприлично, как личность–невидимка, инкогнито; и не стесняясь своего имени и фамилии). Одним словом, личность, обладающая двоякой зрелостью: умственной и эстетической. Ибо личность, воплощающая исключительность "женственного начала", и приемлемая мне как неисчерпаемый источник творческого вдохновения, только в этом качестве может достичь своего совершенства. И только "женственное" совершенство, органически сочетающее в себе эстетическую нежность и красоту выражения неподражаемых мыслей, может беспрепятственно стать адекватным преломлением метафорического обаяния того прекрасного создания, о котором я мечтаю, как о своём "литидеале"!

     II.

     Под эти критерии могли бы подпадать, для меня, весьма естественно: Сидор Сидорчук (http://www.proza.ru/avtor/daunik), Марина Чайка (http://www.proza.ru/avtor/marinachaika), Галина Пагутяк. Первый, С. Сидорчук, – своим оригинальным изложением; вторая, М. Чайка, – своим безупречным обаянием; третья, Г. Пагутяк, – своей редчайшей мудростью. Однако, увы!: Из этих, восхищающих меня, троих авторов, первый–то оказался мальчиком–смельчаком! Да он ещё и грубиянь! Трезво мыслит, и здорово пугает: словно морской волк! Видимо, он – заядлый моряк. Вторая – чересчур красивая, да и талантливая. Однако красота не задействована в её прозе. Точнее, красота задействована, только в превратном смысле: она мешает ей отдаться творчеству. По моему разумению, она пишет не от души, она не может полностью отдаться литературному ремеслу. Создаётся впечатление, что платформа ПРОЗА.РУ – просто её забава. По всей вероятности авторское творчество для неё – не сфера самовыражения, а лишь удобное пространство для самопознания путём самоиспытания, впрочем, как и для меня. Ей лучше было бы испробовать себя в более изящных, эстетических сферах творческой деятельности, стать, допустим, актрисой театра, сниматься в кино. Но она выбрала площадку ПРОЗА.РУ. Видимо, ей – это ближе по душе. А Галина Пагутяк… Кстати, совсем недавно я о ней писал [I]. У неё есть дар творчества, а может быть [оговорка "может быт" весьма условная, и её появление вызвано отсутствием фотографии Г. Пагутяк на её авторской странице, и не более этого!], и обаяния – не только профессионального свойства, но и личностного качества, т. е. женственная!... Но, увы, только не дар соблазна. Это в ней отсутствует: она напоминает мне беспощадную настоятельницу женского монастыря: её проза – фундаментально строгая, и ортодоксально сухая! Всё равно, я всех их люблю, и все они мне дороги.

     III.

     Из числа своих читателей, разумеется, женского пола, я мог бы выбрать в качестве своего "литидеала" ещё кое–кого; но в первую очередь, охотно остановился бы на одной из этих двух прекрасных созданий: Татьяна Симонова либо Юля Мельникова [http://www.proza.ru/avtor/izka8]. Да! Безусловно, они обе – прекрасны, оригинальны, я бы ещё добавил – своенравны! Однако, опять не то: первая, Т. Симонова, – слишком юная, совсем хрупкая. Бог мой, она выделяется как сама святость – абсолютно невинная, словно ещё не раскрывшийся бутон розы! Она, в силу своей юности, ещё не знает толк в понятии "зрелость", в полном смысле этого слова. Отсюда и, даже вопреки своему желанию, ещё не может полноформатно вдохновить. А вторая, Ю. Мельникова, – талантливая, но со своим несвойственным гонором: она, пряча себя, изучает других. То бишь, хочет оставаться в тени. А в сфере творческой, а тем более уж литературной деятельности – это не совсем точный подход. Можно сказать, она хочет выбрать себе позицию "автора без обаяния". В авторском творчестве такой стиль вообще не пригодится: она либо не хочет (т.е. по каким–то конкретным соображениям) открыться перед своими читателями, либо ещё не созрела покорить их. А это значит, что Ю. Мельникова ещё не в состоянии вдохновить своих поклонников. А жаль, автор художественной литературы должен вдохновить, а не просто писать. К примеру, Юля Нубис (http://www.proza.ru/avtor/sictransit) тоже пишет, но вдохновить не умеет. Скажу больше: она какая–то ядовитая, вечно злая, и проза у неё такая – отравленная. Более того, её проза – серая, не такая привлекательная, как допустим, у Юли Вертела (http://www.proza.ru/avtor/vertela), или Ольги Тереховой (http://www.proza.ru/avtor/olgafenix1). Справедливости ради, отмечу, что с восторгом пишут и многие другие, кто заходил ко мне в гости (на ПРОЗА.РУ).

     Среди своих читателей я бы выделил (об анонимных читателях я не могу судить!) ещё многих, пишущих, согласно моему представлению об авторском ремесле, весьма "рутинно". Эти авторы–писарчуки просто пишут, как фанаты, такие, которые преимущественно выделяются как [согласно образному выражению моей новой читательницы – Ирины Борзиловой] "только графоманы". По словам И. Борзиловой (http://www.proza.ru/avtor/ellona), "графоман это ведь тот человек, который пишет без удержу о чём ни попадя".

     Ирина Борзилова совершенно права. Со своей стороны графоманию я квалифицирую как болезненную [порою, маниакально–параноидального характера] страсть к самовыражению, стало быть, и к "самоудовлетворению" в прямом и переносном смысле этого слова. Нет, я не осуждаю её (эту страсть), а просто остерегаюсь её. Ведь, она тоже – своего рода забава! Но более хлопотная, и потому – абсурдная. Последнее указывает ещё и на внутреннюю слепоту и бездарность их забавы. Среди графоманов нельзя искать новых Бальзаков, Гюго, Дюма, не говоря уж о Достоевском, Толстом, Чехове, либо Гоголе!

     IV.

     Видимо, мне не суждено в обозримом будущем избавиться от бессмысленной беготни с этой затей о поиске более подходящего "литидеала". А может быть, "литидеал" – это просто моя мечта, тот воображаемый мираж, который существует только в моих мыслях!? Сдаваться, однако, не собираюсь: я не из тех, кто может бросить свою затею на полпути, не доведя её до логического завершения! Тогда в чём дело: буду продолжать поиск своего ненаглядного "литидеала"! Знаю, цель моя – отнюдь не из лёгких! Не каждому под силу искать самую–самую, идеальную... Но я надеюсь на чудо, признаваясь при этом, что сам – отнюдь не из лучших! Да ещё надо учитывать этот весьма важный момент, что не все авторы ко мне заходят в гости. Со своей стороны я кое–кому, из числа своих читателей, предложил, стать моей литературной звездой. Прошу не путать с избранными авторами! Я не склонен, создать список избранных авторов! Это не по мне. У меня никогда их не будет. Это – затея организаторов национального сервера "Прозы". Но, странно, почему–то никакого отклика от них, то бишь от своих приглашённых, я так и не получил! Более того, некоторые из них даже мне объявили бойкот; другие, хотя и обещали, но так и не появились на моей странице. Теперь–то я могу сказать, как бы утешая себя: и так всё ясно – всем же не можешь угодить!...За исключением разве…*) И никогда не мог подумать, что ещё один призрачный вундеркинд, да и со сказочной прямотой, но почему–то ловко подкрадываясь, собирается внезапно меня так сильно поражать!.. И вот, подверженный мимолётной слабостью, допускаю идею о перспективном изучении этого "феноменального случая". Однако, видимо, ни на того напоролся!

     Вдруг меня посетила мысль о наложении некоего табу на этот "феномен". Потрясённый личностной парадоксальностью собственного переживания в стиле К.Г. Юнга, увы, искренне признаюсь: Это – именно тот редкий, воистину роковой случай, когда "исключение" никакому обсуждению не подлежит! Пусть это, пожалуй, на редкость приятное исключение остаётся моим "литературным заклинанием"**)!

     V.

     А что если акцентировать внимание на личность самой Ирины Борзиловой?! Она и пишет стильно, и мыслит неординарно:

     "А я… Если учесть, что писать начала ещё в детстве и за всю свою не коротенькую жизнь написала всего ничего, это уже говорит о том, что я не графоман". – Пишет Ирина Борзилова про себя. (http://www.proza.ru/avtor/ellona)

     Вот как здорово: не подражая другим, в первую очередь квазипрозаикам либо "графоманам", и отмежёвываясь от них, она совершенно спокойно излагает свои мысли. И, по моим оценкам, излагает импровизированно: это – главная черта зрелого творчества хорошего автора. Но, что бы ни говорили злые языки и недоброжелатели, Ирина Борзилова здорово вдохновляет мужчин:

     – А в студенческом общежитии я вела что–то типа общественного дневника, который назывался "Летопись". – Рассказывает в своё удовольствие Ирина Борзилова о себе. – Он пользовался у соседей по общаге дикой популярностью. Мои однокурсники прямо "угорали" от этой "Летописи".

     Нет, перед мужчинами она не кокетничает, а в своём стиле "соблазняет" их – духовно разыгрывает мужчин. Точнее, И. Борзилова просто их, как бы нежно, дразнит: чистотой своих мыслей, простотой своего обращения к людям…

     А если учесть, что прототип моего "литидеала" должен подходить, судя по моим диаметральным колебаниям, под критерии бальзаковского возраста, тогда встаёт вполне естественный деликатный вопрос: "Who is miss Irina Borzilova?" И как к ней обращаться, чтобы выяснить для себя: может ли стать она моим литературным идеалом?

     Полагаю, есть смысл, задуматься над этим. Пожалуй, я этим и займусь. Ведь эта же есть моя литературная забава!+)

     * * *

     И последнее.

     Каждой своей литературной зарисовкой, по сути, я наношу новый штришок к портрету моего литературного идеала. Оттого и мне самому ещё окончательно неизвестно, кто из авторов ПРОЗА.РУ станет им. – Farshid.


     ПРИМЕЧАНИЯ
     ___________________________

     [I] Галина Пагутяк - не писатель–романист, а философ.. – литературная критика, 07.06.2009 16:51 (http://www.proza.ru/2009/06/07/384)

     *) Добавлено мною post scriptum, под впечатлением полученной блиц–рецензии на этот "этюд".

     **) Примечание, сделанное мною задним числом, 19. 07. 2009 года.

     +) Последний раз текст отредактирован мною специально 19 августа 2009 года.

     Хаким (Hakim) Фаршид, г. Москва, вторник, 7 июля 2009 года.


Рецензии
На это произведение написаны 63 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.