Лука Гаделия Витязь, покоряющий короля
- Сочинская публика в июле, приходя на органные концерты, имеет возможность услышать произведения композиторов разных эпох и стилей. У вас очень необычная программа, расскажите, пожалуйста, поподробнее о ней.
- В моей программе представлена музыка в основном старинная и 20-го века. Попытался построить программу на сопоставлении именно старинной музыки и музыки современной. Играю произведения разных эпох, чередуя между собой. Это сочинения Д. Букстехуде, И.С. Баха, потом композиторы-романтики – Ф. Мендельсон, Видор. Из ярких представителей 20-го века – О. Мессиан и М. Таривердиев. Не удивляйтесь: у Таривердиева много органных произведений. Он родом из Тбилиси. А под впечатлением от звучания пицундского органа сочинил несколько произведений. Кстати, он дружил с местной органисткой. Специально выбрал не громоздкие пьесы. Называются «Хоральные прелюдии в подражание старинным мастерам». Стиль остается старинным, а мелодика таривердиевская – 20-го века, получается очень интересный синтез.
Музыку Мессиана можно сразу узнать: его гармонии «выдают» 20-й век. Играю его сразу после Баха, специально, чтобы подчеркнуть звуковой контраст.
- Как вы решили стать органистом и в чем специфика игры на этом инструменте?
- Окончил Сухумское музыкальное училище по классу фортепиано, потом поступил в Российскую академию им. Гнесиных в Москве (класс органа), в следующем году заканчиваю. Если говорить об особенностях игры на органе, то он отличается прежде всего педальной техникой. Но, помимо этого, у него есть масса особенностей звукоизвлечения. На рояле мы можем менять силу звука нажатием, на органе мы этого сделать не можем. По этой причине приходится пользоваться другими выразительными средствами, чтобы слушателям не было скучно. Артикуляция имеет большое значение. Во время игры затрачивается физическая сила, особенно, если это большие механические органы.
- В каких городах играли? И сильно ли отличаются друг от друга органы в разных залах?
- В Москве соответственно. Так особо по России еще мало, где играл. Недавно ездил в Днепропетровск (Украина), был в Кирове и Набережных Челнах. За границу ездил вместе со своим преподавателем. Он вывозит весь органный класс в поездки, цель которых познакомить музыкантов с наибольшим числом различных инструментов. Мы были в Германии, Голландии, во Франции. Мы ходим в церкви, играем на разных органах. Естественно, это большой опыт. Потом, когда приезжаешь куда-то с концертом и нужно быстро приспособиться к новому органу, этот опыт очень помогает.
- Акустика в органных залах особенная…
- Потому что при строительстве чаще всего учитывается, что там будет находиться орган, или же для органа подбирают помещение с соответствующей акустикой. Чаще орган «подгоняют» под помещение в акустическом плане. Вот у нас в Пицунде, например, орган находится в храме, там отличная акустика. Это православный храм, которые в советское время был превращен в склад, а монахов разогнали. Потом в 60-е годы прошлого века власти решили, что все-таки нужно в этом помещении разместить что-то культурное, и сделали концертный зал. Поэтому в этом православном храме сейчас концертный зал: поставили орган, рояль в алтарь. Во время грузино-абхазской войны там ничего не пострадало, потому что Пицунда не находилась в зоне боевых действий. Люди ходят на концерты с удовольствием, в основном отдыхающие. Сейчас это средоточие культурной жизни тех мест. Вчера у меня там был концерт.
- А бывает исполнение на органе в четыре руки?
- Часто орган выступает как аккомпанирующий инструмент со скрипкой, с голосом, с роялем. В четыре руки мы играли с Юрийчук Надеждой в Днепропетровске, она была у вас в прошлом году на органном фестивале. Мы исполняли переложения фортепианных произведений для органа, ведь специально написанных пьес для органа очень мало.
- В наше время есть композиторы-органисты?
- В Московской консерватории есть композитор Дианов. Еще есть Кикта, кстати существует органный конкурс его имени. Пишут потихоньку, хотя до Баха им, конечно, далеко.
- Порой музыканты рассказывают невероятные вещи, которые имели место во время концертов. Случались ли у вас во время исполнения курьезы?
- Бывает. Орган зависит от электричества (в нем есть мотор, который качает воздух, и подает его в трубы), и однажды во время концерта в Пицунде его выключили. Вдруг, бац, все, выключили свет. Слава богу, концерт подходил к концу и этот момент был не очень заметен. Случаются и другие курьезы. У нас есть ассистент, который выдвигает регистры. Иногда он заслушивается или забывает вовремя сделать то, что нужно. И во время игры начинаются какие-то переговоры.
- Какую музыку слушаете, кроме тех композиторов, которые являются частью вашей профессии?
- Не попсу. Нравится джазовая музыка, старые французские шансонье – Пиаф, Азнавур.
- Говорят, все органы отличаются друг от друга. Даже те, что сделаны одной и той же фирмой. Что скажете о сочинском?
- На органах фирмы «Ригер-Клосс» мне уже приходилось играть. Они более-менее похожи. Такой же, как в Сочи, орган есть в Набережных Челнах и в городе Белая Церковь, что неподалеку от Киева. Так что, можно сказать, мы знакомы.
Свидетельство о публикации №209070800426