Туберкулез

        Гриппом переболело все общежитие. В этом году – фестиваль. Не время для болезней. Но грипп свалил и Нину. Неделя, две и так – целый месяц. Температура спала, но появилась общая слабость в организме. Нина поднялась с кровати, опираясь руками о ее спинку. “Совсем ослабла я, - подумала она, - Андрею надоело мучаться со мной”.
Нина и Андрей поженились в марте. Оба были студентами пятого курса. Руководство института выделило им отдельную комнату в общежитии. Собрали по три рубля с каждого, купили картошку, селедку, соленые огурцы и еще кое-что. Стол выглядел нарядно. Платья белого у Нины не было. Годы были не те. Продукты все еще выдавались по карточкам, денег нехватало. Была у Нины серая юбочка и белый мамин жакетик. Накануне свадьбы Нина привела все впорядок. Еще раз погладила юбку и жакет. К воротнику белой старенькой, но еще крепкой блузочки пришила черный бантик. И получился праздничный костюм. Отец Нины во время войны погиб, их у мамы четверо. “А костюм, как костюм, чем не свадебный?”, - думала Нина. Да, мужчинам проще. Один костюм на несколько лет на все случаи… У Андрея был коричневый совсем приличный костюм. И на свадьбе они оба выглядели празднично. Свадьбу отпраздновали, а грипп все напутал. Только бы жить да радоваться. А радость она ведь тоже по людям ходит, но Нина так долго болела, что Андрею порой казалось, что она никогда не выздоровит. Сначала ему было жалко ее, а после показалось, что он устал. И Андрей испугался этой мысли, ведь он так любил ее, свою челноглазую Нинку.
Но вот, вроде бы настало улучшение. Нина поднялась, стала понемногу ходить по комнате. Но силы все-таки не возвращались. Истощенный организм трудно восстанавливался. Пришлось снова обратиться к врачу. Врач студентческой поликлинники направил Нину на рентген. Консультация, как консультация, не более.
Нина сидела на кожанном диване около рентгенологического кабинета. Когда подошла ее очередь, она поднялась с дивана и с легким волнением направилась к кабинету.
- Давно болеете? – Озабоченно спросил рентгенолог, рассматривая ее легкие на экране рентгенологического аппарата.
- Я почти здорова. Но только гриппом долго болела.
- Одевайтесь, - сказал ей врач, сев за стол, и обратился к медсестре: - Напишите направление в Ленинские Горки.
По поведению Нины врач догадался, что она ничего не подозревает о своей болезни. У Нины установили туберкулез легких. Но как сказать ей об этом? В желании облегчить ее состояние врач завел разговор о различных болезнях, поинтересовался как здоровье ее близких, узнал, что Нина недавно вышла замуж.
- Пока  вам не следует иметь детей, - как бы продолжая свои мысли, посоветовал врач.
- Почему? – Испуганно спросила Нина, - что со мной, доктор?
Несколько минут врач молча смотрел на Нину. “Какая она худенькая, прямо прозрачная. Замужем…Ну куда торопятся?!… Туберкулез… Как сказать ей об этом?”…
- Подождите, пожалуйста в коридоре, я напишу вам направление.
Нина вышла, снова села на диван, задумалась. Через несколько минут в коридор вышла и медсестра:
- Вот вам направление в противотуберкулезный санаторий.
- Как, почему? У меня туберкулез?… Нет, нет, что вы! – И Нина расплакалась.
Медсестра испугалась ее реакции и поняла, что допустила оплошность. Нина не знала, что у нее туберкулез. Медсестра попробовала ее успокоить, а Нина все рыдала и рыдала…
Казалось, что весь мир изменился. Она возвращалась в общежитие, а ей хотелось убежать, убежать от Андрея, от самой себя. “Не может быть, - думала она, - теперь понимаю, почему врач хочет встретиться с Андреем… но ведь он сказал, что ничего страшного нет… Что сказать Андрею?… Война… Война всему виной… Мы голодали…Андрей… Все кончено”…
- Сегодня вас выписывают, - встретив Нину во дворе санатория, обратилась к ней старшая сестра, - вас уже ждут.
- Меня ждут? Кто, где? – Заволновалась Нина.
Сестра показала взглядом в сторону главного корпуса.
“Господи, Андрей, откуда он знает?…Он приехал за мной” – И она побежала к Андрею. На полпути остановилась, испугавшись своего порыва. В эту минуту Андрей обернулся и, заметив ее, тоже бросился к ней : “Ну, здравствуй!” Он обнял ее и несколько секунд не выпускал из своих объятий.
- Я знала, что ты приедешь, - шептала она…

 06.10.1987 год.


Рецензии