Памяти Нортона Насименту

                Памяти Нортона Насименту

Этого бразильского актера мы уже никогда не увидим.  В 2003 году ему сделали операцию – трансплантацию донорского сердца. Сниматься с такой болезнью было бы слишком тяжело – большая нагрузка. Но все-таки он продолжал работать. 21 декабря 2007 года в Сан-Паулу в возрасте сорока пяти лет актер скончался - острая сердечная недостаточность, развившаяся на фоне легочной инфекции. Он был адептом Церкви возрождения Христа, помогал нуждающимся, участвовал в телевизионной акции в поддержку трансплантологии. Его последней ролью на телевидении стали съемки в новелле прошедшего года "Maria Esperanca" на канале SBT.

Трудно бывает выразить свои впечатления – актерский ли это талант, интересная роль, энергетика или харизма… что именно впечатлило, оставило след в памяти? Незаурядный незабываемый след. Может быть, даже лицо – лицо человека светлого, доброго, тонко чувствующего? В сочетании с внешними данными атлета.  Для определенных ролей это бывает решающим фактором – некое физиономистическое, энергетическое попадание, соответствие.

В России телезрители видели Нортона Насименту в двух теленовеллах: «Новая жертва» и «Шикинья Гонзага». «Новая жертва» - образец качественного психологического детектива, одна из лучших бразильских теленовелл, эталон во всех отношениях. Роль Сиднея не была очень важной и значимой для сюжета этой теленовеллы, но сам актер запомнился. В нем чувствовался потенциал для глубоких интеллектуальных ролей. И в роли исторической личности, музыканта Жоакима Каладу, в мини-новелле «Шикинья Гонзаго» он смог его реализовать.

«Шикинью» можно критиковать за съемки, подбор некоторых актеров, но сценарий этой тридцатисерийной исторической мини-новеллы – на мой взгляд, плод кропотливого труда одаренной, грамотной группы авторов. И результат мне очень понравился – пересматривала сериал несколько раз. Это стоит того даже только ради музыкальной составляющей. Бразилия XIX века. Становление национальной музыкальной культуры в общем русле расширения «географии музыки»: не только Италия, Франция и Германия – центры музыкальной цивилизации. Славянские, скандинавские страны, Латинская Америка развивают свои национальные традиции, дают миру новые имена, направления, стили, шедевры.

Первая известная миру бразильская женщина-композитор и дирижер, Франсиска Эдвижес Невес Гонзага, как личность сформировалась под влиянием своего друга и наставника, Жоакима Каладу. Об историческом персонаже можно судить по воспоминаниям современников, мемуарам, документам. Но Каладу, герой теленовеллы, конечно, домыслен и дофантазирован сценаристами. Никто не может в точности оценить меру его влияния на Шикинью, глубину и силу его чувств к ней (если они действительно были с его стороны, как это показано в фильме). В теленовелле он – светлая цельная личность. Талантливый учитель, человек, хорошо чувствующий тенденции времени, умеющий дать нужный совет начинающему музыканту, предостеречь от возможных ошибок. О его собственном творчестве на основе услышанного в фильме судить трудно – Каладу фигурирует в первую очередь как идейный вдохновитель, учитель Шикиньи, просветитель, пропагандист и духовный лидер круга передовых музыкантов, искателей новой волны в искусстве. У многих из них – негритянская кровь, как у самой Шикиньи, именно на основе народных африканских напевов и ритмов и создавалась профессиональная бразильская музыка, сочетающая европейские традиции формы с национальным внутренним содержанием и наполнением.

Но роль актера заключалась еще и в том, чтобы передать внутренний драматизм персонажа: эволюцию его чувств – от дружеских, товарищеских до безответной влюбленности в главную героиню теленовеллы, угрызения совести, приведшие к разрыву с женой, матерью его детей. И именно в этот момент он умирает. В фильме – еще достаточно молодой, в расцвете лет. Как и некоторое время спустя – сам актер Насименту.


Рецензии