Вальтер Шелленберг
(Это адаптированный кусок из романа «Красные пианисты».Издательство «Вече».Москва.2008.)
Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер поручил начальнику 6 отдела РСХА бригадефюреру СС Шелленбергу ликвидировать «Красную тройку» в Швейцарии. Три радиостанции, работавшие на Москву,- две в районе Женевы и одна в районе Лозанны, были обнаружены еще летом 1941 года пеленгаторами дальнего действия с территории Германии. Они пользовались разными шифрами, но в 1942 году агенту Петерсу удалось внедриться в «Красную тройку», точнее-стать близким человеком одной из радисток «тройки» и узнать ее шифр .Когда Гейдрих и Шелленберг стали читать шифровки, то…. Информация, которая шла из Швейцарии в Москву, представляла огромную опасность для дальнейшего ведения войны. Доложили Гиммлеру и поступил приказ : ликвидировать «Красную тройку» любой ценой. Задача была чрезвычайно сложной. Страну нельзя было просто оккупировать. Швейцария представляла собой гигантский узел связи воющей Германии со всем остальным миром, с теми странами, с которыми Германия или уже воевала или не имела дипломатических отношений. Кроме того банки Швейцарии связывали тесные и тайные узы с банками самой Германии , что было важно для всей экономики Германии…
Перед Шелленбергом лежала расшифрованная радиограмма. «ДОРА»? Кто это? Полиция предоставила Шелленбергу список подозреваемых, но он был очень велик…Если бы страну можно было оккупировать, взять всех этих людей и «просеять»,но это невозможно. Уже большой удачой было то, что агенту Шелленберга удалось выйти на одну из радисток «Красной тройки», выдав себя за бежавшего из немецкого концлагеря антифашиста. Но прошло несколько месяцев, а «продвинуться» дальше агенту не удалось. Итальянка Маргарита Боли настолько была осторожна, что и сам факт, как шифр, которым она пользовалась, попал к Петерсу-ее возлюбленному –стал просто счастливой случайностью. Конечно, после того, как установили, что она одна из «красной тройки»,за ней постоянно велось наблюдение, но слежка ничего не дала. «Красной тройкой» руководил опытный резидент-профессионал высокого класса.
Найти этого человека могла только швейцарская полиция, но как заставить ее сделать это?
Шелленберг еще раз пробежал текст последней шифровки, которая попала к нему.
«ДОРЕ.
Каковы планы ОКВ на Восточном фронте в связи с наступлением Красной армии под Сталинградом? Будут ли вестись только оборонительные бои или ОКВ готовит контрудары? Если да, то на каких участках фронта и какими силами?
ДИРЕКТОР.»
Бригадефюрер вызвал дежурного офицера.
-От Массона нет известий?
-Никак нет, бригадефюрер.
-Хорошо. Идите.
Шелленберг уже несколько раз встречался с бригадным полковником Роже Массоном, начальником швейцарской секретной службы. До сих пор он его напрямую ни о чем не просил, а только «готовил почву.».Теперь, когда настало время «собирать урожай», Массон стал уклоняться от встреч.
Шелленберг встал и прошелся по кабинету. Остановился у окна. Белые хлопья снега липли к стеклу, но тут же от тепла теряли форму, медленно сползали вниз, оставляя мокрые следы. От сверкающего белизной кафельного щита струилось тепло…
Начальник 6 отдела РСХА мысленно перенесся в заснеженные приволжские степи, где агонизировала 6 армия фельдмаршала Паулюса.. Несчастные держатся там из последних сил, а тут, в рейхе- измена!..
Почему все-таки Массон так стал вести себя? Неужели разгром 6-ой армии так повлиял на умы швейцарцев.? Напрасно…Напрасно они так думают…У Рейха еще достаточно сил, чтоб свернуть голову еще одному карлику. .
Шелленберг подошел к креслу и опустился в него. Расслабленные кисти ощутили мягкость подлокотников.
Вошел Хользер.
-Штандартенфюрер Пфейфер просить принять его.
-Что-нибудь очень срочное?
-Он говорит, да..
-Передайте ему, что мне надо сейчас побыть одному..Пусть он вам передаст суть.., Впрочем, скажите, что я жду его через час.
Штурмабаннфюрер Хользер был доверенным лицом Шелленберга. Именно ему он поручил несколько месяцев назад найти «дорожку» к Массону. Хользер нашел ее. Ему удалось установить контакты с помощниками Массона, офицерами швейцарской секретной службы Вахлем и Фишером.
В разговоре он пытался выяснить, что известно им о «красных передатчиках» на территории Конфедерации
-Но швейарцы не «отнекивались»
- У нас нет таких данных…
-На территории Швейцарии действует разведывательная группа, работающая на Кремль..
Тогда «нейтралы» спросили Хользера.
-Зачем русским разведчикам посылать шифровки из Берлина в Женеву или Базель,и не проще ли им посылать их прямо в Москву?
-У Хользера на это не было ответа. Когда в руки Карла Беккерта попали радисты в самом Берлине и в Брюсселе, то сам факт этот говорил о том, что дело не в мощности радиопередатчиков. Из Брюсселя до Москвы было еще дальше, чем из Женевы до Москвы…Шелленберг тоже терялся в догадках. После того, как и Берлин, и Брюссель, и Париж «замолкли» навсегда, из Швейцарии шли шифровки, следовательно, крупная шпионская сеть, обезвреженная во многих европейских странах, сохранила в самом рейхе очень важные источники информации, а их радиостанции в недосягаемой Швейцарии.
Так как Хользеру не удалось ничего узнать о красных передатчиках в Конфедерации,то надо было Шелленбергу «выходить»прямо на Роже Массона. Подвернулся случай. Начальник отделения РСХА в Мюнхене доложил Шелленбергу, что в швейцарское консульство в Баварию прибыл новый сотрудник некий Моэгрели, консультант по импорту. По данным СД Моэгрели был офицером швейцарской секретной службы. Дослушав рапорт, Шелленберг тотчас же принял решение….
Через несколько дней к Моэгрели в мюнхенской пивной подсел бедно одетый старик. .Он долго копался в карманах, пока наскреб мелочь на кружку пива. Когда официант отошел, он наклонился к Моэгрели.
-Вы из Швейцарии?...
-Откуда вы это взяли?
-Господин, извините, но «ваш» бернердейч-на нем говорят мои дети,- они, к счастью в Швейцарии, пожалуйста, передайте им это письмо…Ради Бога, передайте…От этого зависит моя жизнь…
Моэгрели сразу же заподозрил недоброе и решительно ответ руку незнакомца, ,но «старик», изловчился и сунул конверт в карман швейцарцу.Тут же к ним подскочили трое, сидевшие за соседним столиком.
Схватили Моэгрели за руку, который попытался вытащить конверт из кармана и вернуть его…Мелькнул «блиц»-их сфотографировали. Тут же хозяин пивной и «свидетели» заявили, что видели «своими глазами», как этот «немец», по фамилии, как оказалось, Фишер, передал конверт иностранцу. .Моэгрели тут же увели. В конверте оказались сведения «для служебного пользования»..
Швейцарский консул тут же заявил протест- дипломатическая неприкосновенность! На что немцы ответили, что идет война с большевизмом, и эта война ведется в интересах всех европейских наций, а на изменников дипломатическая неприкосновенность распространяться не может… Это как раз тот случай. Дело сразу же передали в военный суд, а приговор -смертная казнь!
Все осложнялось еще тем, что Моэгрели принадлежал к известной и очень богатой швейцарской семье.И Массон получил приказ, во чтоб это ни стало вызволить поручика. Так состоялась эта встреча Шелленберга с Роже Массоном.
Небольшой немецкий городок на границе с Швейцарией. В номер горного отеля, в котором остановился бригадефюрер, вошел довольно моложавый мужчина, в хорошо сидящем костюме-было видно, что он к нему привык больше, чем к военной форме. По фотографиям, которыми располагал Шелленберг, Массон за эти три года совсем не изменился, и он тут же ему сказал об этом..
-Конъяк, чашечку кофе…?
-Я прибыл сюда не за этим, бригадефюрер.
-Понимаю…Тогда лучше нам пройтись…Горный воздух швейцарских Альп- чистый бальзам. Нет, записывающей аппаратуры здесь нет. И все-таки…»на воздухе» лучше…
-Даже если у вас здесь есть аппаратура, мне нечего скрывать, мой визит санкционирован генералом Гюсаном,- заявил Массон
-Это замечательно, что ваш главнокомандующий в курсе.. И все-таки я предлагаю, давайте пройдемся…
Они направились вдоль горной речки к мосту- пограничный переход.
-Завидую вам, бригадный полковник…Вы через какое-то время перешагнете этот мост и будете в благословенной Богом Швейцарии, а мне придется…возвращаться в Берлин и там…я не жду ничего хорошего…
-Что же так пессимистично?
-Почему же пессимистично? Это-реальность…Германия ведет титаническую борьбу и, если говорить напрямую, то мы, немцы, надеемся на то, что вы- не на стороне большевиков…
-При чем здесь большевики и Швейцария?
_Полковник! Не надо говорить мне, что вам не известно о «красных передатчиках» на территории Конфедерации..
-Допустим, что мне кое-что известно…
-Ваш долг помочь нам…
-Почему? Мы- нейтральная страна…
-Да, Швейцария нейтральная страна, но как только дела на Восточном фронте у нас осложнились, так вы распустили своих резервистов…Вы что же, свой нейтралитет хотите защищать только от нас..?
-Нет, почему же. Мы готовы защищать свой нейтралитет от любого агрессора. Но содержание армии ложится тяжелым бременем на бюджет…
-Да, я знаю. .У вас сейчас под ружьем около ста тысяч, а было в четыре раза больше еще год назад…
-Вы хотите мне показать, как хорошо работает ваша разведка? Это я знаю.. Короче, что вы хотите?
-Мы НАСТОЯТЕЛЬНО просим вас ликвидировать «красные» передатчики и всю шпионскую сеть красных на вашей территории.
-Не принимаете ли вы любительские радиостанции за вражеские- "красные", "зеленые", "синие" передатчики?…
-Полковник!…У вас ДВА красных передатчика в районе Женевы и один в районе Лозанны. Мы засекли их давно пеленгаторами дальнего действия.
-Но Конфердерация не располагает пеленгаторами…
-Этот вопрос мы решим немедленно! Шесть машин вам достаточно?…И наш персонал…
-Хорошо. Но персонал будет швейцарский, мы не можем позволить военнослужащим другой державы действовать на нашей территории..
-Но у вас нет обученного персонала.
-В качестве инструкторов,я полагаю, главнокомандующий генерал Гюсан согласиться взять ваших инструкторов.
-Это уже хорошо..
--У меня к вам тоже есть вопрос,- обратился Массон к Шелленбергу.
-Я весь внимание…
-Поручик Моэгрели..
-Завтра поручик будет на свободе…
Казалось тогда Шеленбергу встреча окончилась его полной победой, но вот уже два месяца, как швейцарцы никак не могут приступить к обучению своих военнослужащих на немецких пеленгаторах. А Массон стал избегать встреч. Тогда Шелленберг решил обратиться к Гиммлеру.
Несмотря на тревожные сводки с Восточного фронта, Гиммлер встретил своего любимца Шелленберга в хорошем расположении духа.
-Вальтер! Я получил сегодня письмо от жены, она пишет , что у нас в Баварии лежит чудесный снег. Вот я и подумал, не провести ли мне новый год с семьей в баварских Альпах?…Мне осторчертела эта берлинская слякоть….
-Это было бы чудесно, рейхсфюрер, но у меня к вам есть «дельце»..
-«Дельце?» Излагай..
-Нейтралы что-то стали «мудрить»..-И Шелленберг, не таясь, поделился своим опасениями по поводу «Красной тройки»и Массона.
-Это нахальство! Мы дали им отличные пеленгаторы…
-Вот именно?
-Есть предложения?
-Надо им показать «кулак!»
-Что ты имеешь в виду конкретно?
-Необходим приказ генеральному штабу за подписью фюрера об оккупации этой страны.
-Нападение на Швейцарию? Сейчас, когда под Сталинградом?...Фюрер не пойдет на это..
-Действительно, фюрера будет нелегко уговорить, поэтому я и обращаюсь именно к Вам, рейхсфюрер…
-Но сейчас у нас нет свободных войск.
-Они и не нужны. В Баварии стоят две пехотные резервные дивизии. Мы создадим перемещение этих воинских масс.. Некоторым частям выдадим форму горнострелковых войск, но штаб горнострелкового корпуса генерала Дитля должен, хотя бы часть штаба, переместиться из Норвегии в Баварию В Норвегии ведь сейчас делать нечего..…
-Совсем неплохо задумано, -Вальтер..
-Я устрою утечку информации, она попадет к Массону и Гюсану…
-Хорошо!- сказал Гиммлер.
-О том, что этот приказ будет «бумажным» будем знать только фюрер, вы и я…
-А начальник генштаба генерал Цейцлер?- спросил Гиммлер.
-Я бы никого из военных не посвящал в эту тайну. Тайна имеет ту особенность, что она остается тайной, когда ею владеет самый узкий круг лиц.
-Пожалуй, ты прав, Вальтер…А мне придется на Новый год отправиться не в Баварию, в Растенбург( Ставка Гитлера в Восточной Пруссии).В связи с событиями под Сталинградом он решил, что его присутствие в Ставке в эти дни крайне необходимо.
Свидетельство о публикации №209070900187