Нефедов А. И
«В начале июля 1928 года в Харьков приехал Алексей Максимович Горький. Тысячи харьковчан встретили писателя. На привокзальной площади состоялся митинг, на котором с приветственными речами выступили представители советских организаций, литераторы, рабочие, школьники. Выступил и 14-летний пионер Толя Нефедов. Подстриженный и загоревший мальчуган в белой рубашке с красным галстуком говорил сердечно и тепло.
- Мы вас очень любим, дорогой Алексей Максимович, - сказал он. - Все любят ваши книги - романы, повести, рассказы, сказки и очерки. Они учат нас уважать труд, ненавидеть дармоедов, быть патриотами советской Отчизны...
Алексея Максимовича взволновала эта коротенькая речь. Он подошёл к Толе, крепко обнял и поцеловал мальчика, а когда подошли машины, чтобы ехать в город, посадил его рядом с собой.
3 дня пробыл Горький в Харькове, и все эти дни вместе с ним был и Толя. Алексей Максимович не отпускал его от себя. Толя был и на торжественном заседании в городском профсаду, где проходило чествование Горького, и на вечере в клубе писателей. Горький много беседовал со своим юным другом и как-то спросил у него:
- Толя, а ты вот скажи мне, кем ты хочешь стать ? О чём мечтаешь ?
- Хочу быть лётчиком, - быстро ответил Толя. И этот ответ не был случайным. Анатолий посещал кружок авиамоделистов, вместе с другими ребятами из школы конструировал и строил модели планеров.
Алексей Максимович выслушал Анатолия и сказал:
- У нашей Родины много друзей во всем мире, но и немало смертельных врагов. Капиталисты готовы в любую минуту сделать нам любую подлость, чтобы задушить государство рабочих и крестьян. Нам нужна сильная, смелая и самоотверженная Красная Армия для защиты завоеваний Октября. Но для того, чтобы стать достойным защитником, нужно настойчиво учиться. Без этого нельзя стать полноценным лётчиком.
...Шли годы. После успешного окончания харьковской семилетней школы № 30 перед Анатолием встал вопрос: что делать дальше ? Он и его старший брат Дмитрий, окончивший на год раньше школу, хотели поступить в авиационное училище, но не позволял возраст.
- Нужно немного подрасти, - с доброй улыбкой говорил им полковник. - Ничего от вас не уйдёт. Годика через 3 приходите к нам и, если хорошо подготовитесь, обязательно примем вас и научим летать на самых лучших самолётах.
Анатолий и Дмитрий поступили на завод "Серп и молот". Старший стал слесарем, младший - токарем. Работали и учились. Днём - завод, вечером - аэроклуб...
"Вспоминая свою юность, - писал позже Анатолий Иванович, - я прежде всего вспоминаю свой коллектив, который дал мне путёвку в жизнь. Это коллектив инструментального цеха дважды орденоносного завода "Серп и молот". Вспоминаю своего первого учителя и наставника мастера Томаха. Он меня научил профессии токаря - инструментальщика. Я очень полюбил эту профессию. Любил свой станок, свой коллектив.
...В жизни я многое видел, но где бы я ни был, всегда с огромной теплотой и сердечностью вспоминаю свой родной завод, свой инструментальный цех".
С детских лет Анатолий мечтал о подвиге. На всю жизнь ему запомнились слова из горьковского рассказа "Старуха Изергиль": "В жизни... всегда есть место для подвига".
Настойчивость, воля, трудолюбие и большие способности помогли двум молодым рабочим стать хорошими специалистами, успешно закончить аэроклуб и по комсомольской путёвке поступить в 1934 году в Роганское авиационное училище. Дмитрий стал авиационным техником, а затем военным инженером. Анатолий - лётчиком» [1].
Окончил среднюю школу, работал токарем на Харьковском заводе «Серп и Молот». Окончил Харьковский аэроклуб.
В РКВМФ с 1935 г. Окончил Харьковскую военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей. Член ВКП(б) с 1939 г.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром отряда 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи 61-й истребительной авиационной бригады ВВС БФ. В воздушных боях сбил 2 самолета противника лично и 1 в группе.
2.02.40 г. при возвращении с боевого задания спас экипаж советского самолета, упавшего на территории, занятой противником.
21.04.40 г. старшему лейтенанту Нефедову Анатолию Ивановичу было присвоено звание Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 475.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. В июне-июле 1941 г. командовал 5-й эскадрильей 5-го иап ВВС БФ.
8.07.41 г. 5-я эскадрилья вылетела с аэродрома Хаапсалу на штурмовку колонны противника в районе Пярну. Над целью капитан Нефедов был тяжело ранен в голову осколком зенитного снаряда. Раненый, он сумел посадить самолет на свой аэродром.
После излечения был направлен в Военно-Морскую академию, которую окончил в 1943 г.
В 1943-45 гг. был помощником начальника, а затем начальником штаба 27-го иап ВВС ВМФ. Награжден орденами Красного Знамени и Отечественной войны 1-й степени.
Всего совершил 247 боевых вылетов, провел 113 воздушных боев, лично и в группе сбил 13 самолетов противника. Защищал небо Ленинграда, вёл бои под Перекопом, принимал участие в сражениях за Севастополь и Керченский пролив, воевал за Новороссийск, в небе Заполярья и Дальнего Востока.
После войны продолжил службу в ВВС ВМФ. Был заместителем командира по огневой и тактической подготовке 329-го иап ВВС ЧФ.
С 1949 г. - начальник КП ПВО Черноморского флота, в 1951 - 56 гг. служил начальником штаба авиационного полка ВВС Северного флота.
В 1955 г. награжден орденом Красной Звезды.
С 1956 г. - начальник штаба ряда дивизий ПВО в Заполярье и Прибалтике.
С 1962 г. полковник Нефедов в запасе.
В последние годы он работал в специализированном конструкторском бюро при Харьковском заводе "Электромашина". Коммунисты неоднократно избирали его секретарём парторганизации. Он принимал активное участие в работе ДОСААФ.
Умер 29.09.73 г.
Герой Советского Союза (21.04.40). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.
Литература:
1. Герои Советского Союза Военно-Морского флота 1937-1945. – М., 1977. С.340
2. За мужество и отвагу. – 2-е изд., перераб., доп. – Харьков, 1984. С.259-260
Примечания:
[1] http://airaces.narod.ru/winter/nefedov.htm
Свидетельство о публикации №209070900261