Методика ратоборства Котёл

И. Лизунов. Методика ратоборства «КОТЁЛ»

На протяжении 13 лет в Общинном Центре педагогики «Спас» велись исследования по изучению и практическому применению русской воинской традиции ратоборства. Плодом совместной работы стала коллективная игровая методика «Котел», направленная на восстановление целостности личности и развитие ее творческих способностей.
Методика основана на древнейшей традиции коллективных воинских игр (забав). Эти игры являлись своеобразной формой обучения и воспитания воинов, способствовали быстрому сплачиванию коллективов (дружин), являлись оригинальным способом «кадрового отбора», а также оказывали благотворное оздоровительное и реабилитационное воздействие.
Их участники в короткие сроки получали не только необходимые навыки рукопашного боя (с оружием или без него), но и отрабатывали в процессе игры взаимодействие, согласованность и взаимопомощь. Игры были разнообразными, их формы постоянно менялись и носили ярко выраженный боевой динамический характер.
В той или иной мере подобные развивающие игры являются неотъемлемой частью любой традиционной воинской мужской культуры и заключают в себе огромный воспитательный потенциал. Естественно, что нас в первую очередь волновала русская воинская православная традиция, приобщение к ней, воплощение ее в обыденной жизни, ее передача и преемственность.
Термин «ратоборство» мы взяли только для того, чтобы подчеркнуть коллективную особенность занятий, и не претендуем на его оригинальность и новизну. 
Сама методика представляет собой мощный игровой психофизический тренинг, за одно занятие восстанавливающий физические силы и эмоциональное состояние личности. «Котел» создает вокруг себя здоровую духовно-нравственную среду (впоследствии – и материальную) и не может мыслиться без неё. Среда, образованная на основе традиционных ценностей, носит воспитывающий, восстанавливающий, развивающий и обучающий характер. Использование психофизических упражнений в игровом контексте в данной методике позволяют также добиться следующего:
• выявлять и снимать стереотипы мышления и поведения, изменять их мотивацию;
• обеспечивать физическую и психологическую подготовку личности к адаптации и адекватному поведению в экстремальных ситуациях, благодаря модельно-ситуационному подходу в проведении занятий;
• снимать стрессовые и депрессионные состояния, внутренние психологические установки и зажимы;
• корректировать взаимоотношения в коллективе, в динамике диагностировать личностные качества человека и его возможности.
В результате комплексного и системного применения методики происходит постепенное восстановление, зачастую «собирание» целостности личности через стимулирование ее творческих способностей. В процессе обретения целостности происходит очищение, оздоровление души и тела.
Практика показала, что «Котел», не являясь законченной школой или стилем боевого искусства, тем не менее, может существовать как самостоятельная оригинальная система обучения рукопашному бою, в первую очередь, групповому (ратоборству). Но мы считаем, что ее основное предназначение – служебное, а именно:  коррекция, дополнение, восполнение и повышение эффективности обучения различным направлениям спортивных и боевых единоборств. В этой же роли методика  может успешно выступать в процессе общей и специальной подготовки личного состава в армейских частях, подразделениях МВД, в различных охранных структурах, в проведении разнообразных психотренингов, в реабилитации как военнослужащих (участников локальных конфликтов), так и всех категорий социально неблагополучных лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.  Она ни в коей мере не подменяет собой основных методов работы в перечисленных выше направлениях, а только  усиливает и повышает их коэффициент полезного действия.
Тем не менее мы уверены, что применение методики «Котел» просто необходимо в обучении групповому рукопашному бою, в подготовке молодёжи к службе в армии, в улучшении морально-психологического климата в воинских коллективах, в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и просто в воспитании мальчиков, в тренингах по сплачиванию групп для работы в экстремальных условиях. 
Впрочем, каждый может почерпнуть из «Котла» те новые формы обучения и воспитания,  которые  повысят  эффективность  выбранной им деятельности.
Так как методика является саморазвивающейся системой и направлена на раскрытие творческого потенциала личности, она не может быть стандартной, унифицированной, законченной. Имея общие организационные принципы, «Котел» везде и у всех разный, имеет свой собственный «вар» (традиционный термин). Это зависит от различных факторов, а именно: от конкретных лиц-участников, территории, целей, установок и задач. Этим  и подтверждается тот исторический факт, что на Руси в любой деревне и городе бились по-своему, но «зело борзо».
«Заварить кашу» (традиц. термин), то есть начать занятия, довольно просто, сложнее организовать и удержать среду «Котла». Несмотря на это, опыт показывает, что это вполне по силам «и старым, и младым», имеющим предварительно какую-либо физическую подготовку или не имеющим ее вовсе.
К нам приезжают, живут некоторое время, учатся, а затем, возвращаясь домой, «варят» самостоятельно, чтобы через некоторое время встретиться вновь,  уточнить, подправить методику занятий  по мере возможностей, сил и желания.
Чтобы овладеть методикой «Котел», вначале надо осознать и прочувствовать, какое место в ней занимают такие фундаментальные понятия, как традиция, вера, игра, движение, творчество, коллектив, среда,  и какую роль они издревле играли в воспитании и обучении воинов. Поэтому мы избрали в дальнейшем свободное повествование, где возможны отступления, философские обобщения и размышления, ибо как говорили древние: «как ты думаешь, так ты и воюешь». 
Традиция и вера
По сути, испокон веков на Руси существовала одна главная и основная  традиция – держаться за Веру и жить по ней. Исповедание этой православной веры накладывало обязательство защищать ее. С молоком матери человек впитывал очевидность, что Русская земля вся под Богом, и является основанием Его престола. Для него это была такая же реальность, как небо, поля, леса, звезды. Все это слилось во единое: вера, земля, русскость; преобразилось и вылилось во все времена сердцем понятное, что если ты русский, то обязан стоять за Веру, этим самым ты и защищаешь свою землю. А если ты защищаешь свою землю, то и ограждаешь, и сохраняешь свою Веру. «Встань за Веру, Русская земля!» Кратко, просто и понятно. А кому непонятно, то и объяснять бесполезно. Здесь не рассудок должен работать, а сердце отзываться.
Традиция жизни по вере, защита ее и своего Отечества явило истории огромное воинство Христово, подвизающееся на разных поприщах: кто в стенах монастыря, молясь за весь мир; кто на поле брани, кладя душу за други своя; кто в мирной жизни, в своих трудах славя Бога. Поэтому нет русской воинской традиции без Веры и без защиты Отечества. Это свет, путь, который выводит воина: одного на дальнейшее служение, другого – в Царствие Небесное.
Русская воинская православная традиция и ее боевые системы глубоко культурны. Они «вырастают» из земли, обычаев, других традиций, вероисповедания народа. Вера является стержнем, мировоззренческой составляющей, пронизывающей любую систему, без нее система не одухотворяется, не является действенной, потому что только вера разрешает основное противостояние: жизнь или смерть. Традиция – это древо жизни. Оно растет, раскидывает свои ветви, приносит плоды на протяжении веков. Корни уходят в далекое прошлое, но продолжают питать своими соками все сущее. «Корни есть у меня, слава Богу, жив я!» - гласит народная мудрость. Подруби корни, засохнет древо, и даже если оно  некоторое время еще будет зеленеть, – оно уже мертво. Так и люди, суетящиеся и толкущиеся, как рой комаров, в этой мимолетной жизни, забывающие, кто они и откуда. Живы ли они? Корни дают внутренний стержень, основу, постоянство, привычку, порядок в душе и теле. Как растет дерево, так и развивается традиция. Оставаясь сама собой, она впитывает в себя все новое, перерабатывая и преображая его. Это жизнь, а жизнь никогда не останавливается, течет и изменяется. Да, да, жизнь быстротекуща, и это приносит печаль. Она временна. А время от Авраама до настоящего дня промелькнуло, как миг. Но традиция замедляет время, пресекая суету, упорядочивая хаос, устанавливая свои ритмы жизни. 
Сегодня многие традиции неумолимо иссякают. Уже произошла подмена русского образа жизни. Под натиском чужих эрзац-культур кругом безудержно разливается чуждый дух. Но все же свою исконную традицию можно восстановить. Если ты берешь корешок, то из него опять может вырасти дерево. Если ты берешь традиционное начало и из него начинаешь выращивать древо традиции, то оно обязательно вырастет, лишь бы не нарушить сущность, естественность, органичность в ее развитии. Надо понимать, что эта традиция будет осуществляться в новой среде, в новых проявлениях. Но суть традиции останется, хотя внешняя форма может измениться. Современная жизнь требует и современных форм жизни, а многие формы прошлого уже ушли безвозвратно. Восстановить их невозможно, да, наверное, и не нужно. Через наши традиционные боевые системы мы должны возродить наш дух и укорениться на пути воинского служения. «Здесь Русь, здесь русским духом пахнет!» Внешние формы могут меняться, содержание – никогда!
Боевая традиция несёт в себе огромный пласт опытного коллективного знания, купленного кровью, потом, страданиями. Почему же мы с таким легкомыслием относимся к боевым традициям нашего героического прошлого? Время изменилось? Война стала другой? Оружие стало совершенней? Но настоящий воин во все времена должен уметь, если это понадобится, отбирать жизнь у врага лицом к лицу, глаза в глаза, подавляя его своим духом, непоколебимостью в своей правде. «За правое дело стой смело, своей головы не жалей, но и чужой не милуй!» На все века и на трепет всех народов русская штыковая атака будет оставаться высшим проявлением русского воинского духа.
Но традиции не уходят одни. Они уносят за собой своих носителей и с ними традиционные методы обучения и воспитания. Порассуждаем об этих трудностях.
Человек трехсоставен: дух, душа и тело. Любая традиционная система учитывает эту особенность и включает в себя духовную, психологическую и физическую подготовку. В современных спортивных и боевых системах этот подход нарушен. Религиозная (духовная) подготовка (практика, жизнь) отсутствует в принципе. Упор делается на физическую и психологическую  с их составляющими крайностями: излишним атлетизмом и неразумной работой с изменёнными состояниями сознания. Где дух, пронизывающий, скрепляющий, руководящий и направляющий тело и рассудок?! Он подменяется установками сознания, идеологией, самостью. Но дух не есть идеология или набор личностных характеристик. Дух может быть только духом веры, где веры нет, там происходит истощение и замирание духа или его замещение. Воин должен быть «вдвойне» верующим человеком, потому что его жизнь всё время находится на грани, на острие. Он всегда должен быть готов отдать свою жизнь за другого, положить свою голову на алтарь Отечества, принести себя в жертву, исполняя тем самым свой воинский долг.
Без веры сознательно сделать это невозможно. У одного летчика-фронтовика навсегда остался звенеть в ушах предсмертный крик его командира в эфире перед тем, как он направил свой самолёт на таран: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Да, можно заморочить голову разной «идеологией», подвергнуть людей массовому психозу и фанатизму, увлечься порывом другого человека и невольно самому совершить героический поступок. Но только пламенный и ревностный дух истинной веры давал нашим воинам, казакам такую высочайшую воинскую добродетель – желание, жажду отдать свою жизнь за Веру и Отечество.
Вспоминается случай времён Великой Отечественной войны, рассказанный очевидцем. Он был свидетелем, как выступали в поход репрессированные ранее казаки из одной высланной станицы. Их наконец-то допустили до призыва, и они с песнями и громким гиканьем конным строем выдвигались за околицу. Всеобщий настрой был таким радостным, что очевидец удивленно спросил у провожающего деда:
«Чему это они так радуются, все же не гулянье, а на войну идут, могут убить?» Старый казак в свою очередь с недоумением ответил: «Так ведь умирать же едут за Русь Святую, сынок!» О дальнейшей судьбе тех казаков рассказчик не знал, но эта картина осталась в его сердце на всю оставшуюся жизнь. Такое отношение к собственной смерти  возможно лишь, когда живешь и воюешь, питаясь духом веры. Сегодня вера ослабла – ослабло и воинство, и казаки перестают быть рыцарями веры.
Говоря о воинской традиции, мы убеждены, что религиозная подготовка должна быть основополагающей. Это стержень, на который нанизывается всё остальное. Имей веру и живи по ней. Исполняй заповеди, соблюдай церковный устав, соответственно своему воинскому образу жизни, участвуй в таинствах, молись и уповай на Всевышнего. Только вдумайтесь в глубину пословицы: «Казачья доля – Божья воля!». Ну, нельзя веру заменить «психологией»! Как нельзя духовный внутренний настрой заменить установками сознания, а молитву – аутотренингом. Народная мудрость гласит: «Молись Богу – от Него победа!» А раз Он даёт победу, значит, всё к Нему, через Него и Им. Поэтому в боевой традиции духовная доминанта пронизывает всю систему сверху донизу, связывая все уровни подготовки в единое целое, но назначая каждой ступени свой чин, определяя её меру.
Вера в Бога рождает доверие к людям, поэтому вера является также средством передачи опыта, проверенного, закреплённого в традиции. Вы перенимаете боевой опыт, полностью доверяя ему и тому, кто его вам передает. Чем крепче ваша вера, тем больше и надёжнее вы усваиваете передаваемый вам опыт. А получив свой личный опыт на основании переданного, вы двигаетесь дальше самостоятельно.  Другими словами, сама  традиция основана на вере. На вере в опыт предков. Традиционный метод обучения прост: старший говорит, а младший все воспринимает на веру; старший делает, а младший повторяет. Здесь огромна роль личного примера. В традиции нет места критическому восприятию нового. Надо помнить, что все проверено и выверено ранее и не нами. Изучаемое не анализируется умом, а «слагается» в сердце. Обучение, а значит, и воспитание (они в традиции неразрывны), зиждутся на уважительном отношении старшего и младшего. Старший учит и бережет младшего, младший перенимает опыт и слушается старшего. В такого рода отношениях безусловен авторитет старшего, как носителя коллективного знания. Он и знает, и делает. Поэтому «не поклонишься – не научишься», - наставляет пословица, в которой скрывается глубокое понятие ранга, рангового и иерархического сознания. Не наше дело рассуждать в процессе обучения, правильно это или неправильно, эффективно или нет. Сначала повтори, освой, перейми, выводы придут сами и позднее. Познание в традиции имеет характер «живого» знания, то есть полученного и проверенного опытом. Все должны понимать, что старший, в первую очередь - это  человек бывалый, а не «балобол», носитель и хранитель знания, а не информации. Ведь в бою важно не то, что вы читали или слышали, а то, что вы конкретно умеете делать и применять в соответствии с ситуацией. Здесь действует принцип наполненного сосуда: перельешь – разольётся и пропадёт. Вы вмещаете ровно столько, сколько в вас можно вместить. Старший определяет уровень восприятия младшего, его вместилище. И здесь очень важен момент доверия к тому, кто передает, и к тому, что и сколько вам дают. Совопросничество, дискуссия, постоянное оспаривание исключаются. Всё это является психологическим тормозом, блокировкой передачи знания, да и сама передача вряд ли может состояться. Неполнота, отсутствие целостности после передачи опытного знания в подобном случае – плод неправильной позиции младшего. Те разрозненные знания, которые он все же смог вместить, не станут взаимодействовать друг с другом. Сама познаваемая боевая система не станет живой, а значит, рабочей.
Старший в передаче опыта уподобляется сеятелю. Он разрыхляет почву и сеет семя, которое будет прорастать внутри младшего по мере его сил и возможностей.  Старший подготавливает почву, вкладывает семя и указывает путь. Он не только учит, но и воспитывает. Воспитывает мужчину, воина Христова. Младший идет воинским путем, как по дороге спасения. Меч из орудия возмездия постепенно превращается в оружие спасения, преображаясь в крест тяжелого воинского служения.
Но общество служения стремительно уходит, его выдавливает общество потребления. Это свершившаяся очевидность. Тем не менее, есть люди, в которых корни еще окончательно не засохли, и они тянутся к живительным сокам традиции (пусть даже на уровне бессознательного и интуитивного).
Трудности в обучении и
воспитании воинской традиции.
В современную эпоху тотального рационализма и крайнего индивидуализма традиционный подход, основанный на вере, принято считать устаревшим. Веру заменило научное знание, а мгновенный доступ к информации обесценил труд познания. Все можно узнать и присвоить, а надо прожить и овладеть. Критический подход и его плоды – сомнение и индивидуализм, бесконечный анализ разрушают целостность, наносят невосполнимый урон обучению традиции. Вроде всё просто: слушай старшего и делай, как он. Это не бездумное копирование, не надо опасаться потерять свое лицо, ты все равно не будешь повторять заданные действия буквально, так как у тебя своя конституция тела, свои способности и возможности. В твоей динамике ты останешься собой, у тебя сохранится свобода творчества. Так как старший показывает правильность движений и действий, перенимая естественно и органично, ты сам начнешь видеть причинно-следственные связи. Суть предмета откроется тебе постепенно, по мере правильного продвижения в заданном направлении. Но современный человек нетерпелив. Он требует объяснения и результата здесь и сейчас. У него нет уважения к авторитету вообще. Отсутствие ранга позволяет оставлять последнее слово за собой, он имеет свое собственное мнение во всем, даже в том, чего не знает и не пережил. Дух сегодняшнего времени, дух упрощения и примитивизма, уродливая однобокость развития накладывают отпечаток на всю личность человека и сказываются на его обучении.
Человек не живет глубиной, жизнь, выстроенная в сторону потребления и комфорта, опошляет его, делает ненужной потребность задумываться. Недоразвитость чувств человеческой души сегодня поражает.  Неспособность к самопознанию, к изучению собственного духа, движений сердца заставляет его скользить по поверхности, быть хладнокровным в поиске истины. Человек не напрягается, он ленится, чужд вообще какому-либо познанию, не связанному с личным удовольствием. Он тщательно избегает напряжения духовных и физических сил своей личности. Эта комфортность души делает многих неспособными к научению. Личность современного человека разбросана, растрепана, не может собраться в единый сосуд, становится аморфной и бесформенной. Все эти особенности крайне осложняют передачу живого знания,  необходим фундамент – личный духовный опыт обучаемого. Верующему человеку, живущему духовной жизнью, гораздо легче передать свой внутренний опыт, ведь старший должен подобрать ключик к душе младшего, настроить свой «передатчик» на его волну, найти нужные слова и образы. Несмотря на градацию духовного опыта, он должен выйти на тот уровень взаимопонимания, найти тот язык, на котором младший сможет понять его. Сейчас это крайне сложно, и требует большого искусства доверия, но все же доверие быстрее возникает между людьми верующими.
Традиция выражается в определенном образе жизни, укладе, который постепенно «вываривается» из соответствующей среды обитания. Сегодня для нас традиция стала экзотикой по причине изменения образа жизни. В процессе обучения постоянно возникают вопросы: почему так, а не иначе? Они оправданы, хотя  не должны превращаться в пустое интересанство, из-за которого теряется суть. Тем не менее, все же приходится слишком много объяснять, – ведь мы люди другой эпохи. Важно определить меру этого  интереса, чтобы он не мешал усвоению. Занятия не должны превращаться в простую лекцию или развлекающее зрелище. С другой стороны, современный человек все воспринимает головой (рассудком), а не сердцем. Поэтому вербальный метод обучения остается очень важным, хотя в ратоборстве обучение происходит не только на словах и наглядном демонстрировании, но и через ощущения, чувства, установки сознания, образы, схожесть внутреннего опыта. Старший во внутреннем опыте ищет общее, и если находит, то младший понимает, принимает и приобщается. Слова (объяснения) в таком случае могут иметь второстепенное значение, тем более, что сегодня идет повсеместное искажение корневого значения слов и люди в буквальном смысле перестают понимать друг друга, вкладывая в одно и то же слово разное содержание. Особенно это касается духовно-нравственных понятий и представлений.
Современный уровень обучаемости вообще очень низкий из-за отсутствия мотивации, познавательного интереса, глубины и постоянства. Трудности в обучении связаны с сегодняшней духовной неустроенностью и недостаточностью. Личность катастрофически перестает быть творческой, творчество замирает в современном человеке, оно угнетено и завалено поведенческими и рассудочными стереотипами, навязанными модой, телевизором, средствами массовой информации, пропагандирующими потребительский образ жизни. Человек мыслит штампами, выдержками из роликов и рекламы. Творческий мыслительный процесс заменяется скачиванием информации и принятием подготовленных чужих решений.
Сегодня сохранить традицию может только вера. Мы, как люди православные, должны изучать воинскую православную традицию. Она заключается не только в изучении и овладении боевого опыта прошлого, но и в служении Богу и людям, а не самому себе. В воинской традиции надо тоже подвизаться, это такой же подвижнический труд. Но это начинают понимать лишь те, кто уже прошел определенный путь. Глубина понимания раскрывается в процессе, надо идти. В жизни важен процесс, движение. Если ты взялся, то неси. Неслучайно воина иногда называли яремник, то есть взявший воинское ярмо. Если воин падает и погибает, в этом нет ничего необычного и удивительного. Это простые понятия  воинской морали, которые перекликаются со словами апостола Павла,   что все мы рабы «неключимые». То есть, что я должен сделать, я сделал, и нет для меня за это никакой награды. Я ступил на путь воинского служения и обязан служить. Что же необычного в простом понятии воинского долга? Я обязан служить верой и правдой, по чести и совести.
Воин в первую очередь предназначен для того, чтобы сохранять бытийность, закон и порядок, данные Богом. Поэтому он страж. Порядок должен сказываться на внутреннем устроении воина, где  все должно быть в гармонии и согласии. Если он приводит в порядок себя, то это изменение сказывается и на окружающем его мире. С приведением в порядок себя воин познает, каким должен быть порядок и вовне. И он должен стремиться к этому. Он не может быть равнодушным. В нем горит воинский дух – дух горения, дух порядка и желания послужить. Сегодня подобные рассуждения  могут показаться недостижимо высоким идеалом, но это ничего не меняет, каждый мужчина  должен к нему стремиться.
Наличие тысячелетнего аскетического опыта православной церкви не позволит нам сойти с ума на этом пути, попасть под власть нечистых духов. Глядя на языческие, оккультные и современные школы боевых искусств, где основной акцент ставится на работу с сознанием, на  развитие экстрасенсорных способностей, выявление  скрытых возможностей человека, мы видим печальные плоды.    Эти люди, не подготовленные духовно, самонадеянно «работают» со своим сознанием. Не зная себя, они взламывают психику другому, стараясь залезть в его душу. Это потенциальные сумасшедшие, духовно погибающие люди. Не сама рукопашка свела их с ума, а неправильная ориентация в выборе духовных начал. Все это можно отнести и к практикующим восточные культы. Люди идут не тем путем, но их можно вернуть, упредить, и вместо боевого восточного ритуала показать свое, здоровое, правильное и духовно полезное. Это ответ и некоторым священникам нашей церкви, которые кидаются в крайность и не благословляют вообще заниматься боевыми искусствами. Не понимая особенностей всего воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом церкви.
Как делаем мы?
Для примера приведем организацию начала и конца каждого занятия по ратоборству. Они начинаются с обряда. Всегда надо помнить, что суть обряда – молитва, а не просто внешний ритуал. Ратоборцы выстраиваются в линию перед воинским иконостасом (иконы Спасителя, святых покровителей воинства и самих воинов). Зажигается лампада.
После того как все перекрестились и сделали поясной поклон, начинается специально подобранное воинское молитвенное правило. Его поют все вместе, громко, по правилам, в унисон, в течение 5-7 минут. Молитвенное пение сопровождается поклонами. После молитв, в которых испрашивается помощь о научении, выражается просьба к Господу о даровании знания и силы для единения и изучения ратного дела, ратоборцы окропляются святой водой кропилом из  общей братины (чаши). Это делает кашевар (старший, проводящий занятия, то есть «варящий кашу», «котел»). После происходит обряд братания. Все поочередно  обнимаются друг с другом (братаются) и лицом к лицу просят друг у друга, называя каждого по имени, прощение за возможные синяки и шишки. Тут же происходит знакомство и запоминание, если человек пришел на занятие первый раз. Затем все становятся по кругу, слушают правило будущей забавы (воинской игры), предлагаемой кашеваром, уточняют условия (куда и как можно бить, а куда нельзя). Затем, обнявшись за плечи, с громким криком-выдохом стремятся к центру круга …, и начинается живой коллективный бой!
Теперь постараемся разложить вводную часть занятия на элементы, чтобы объяснить необходимость обряда для понимания современным человеком, сориентированным на научные знания и обладающим рассудочным  мышлением. Каждая боевая система (особенно традиционная) должна включать в себя контроль сознания, динамику (движение), дыхание, звуковой ряд (пение или проговаривание), видеоряд (наглядность). Это имеет практическое значение. В идеале боец должен осознанно двигаться, в ритмичном соответствии с движением дышать, единовременно наблюдая и контролируя обстановку, при этом уметь слышать, запоминать и говорить. При таком условии максимально задействован мозг человека, и он может сознательно управлять всеми силами своей души и тела, или, другими словами, привести себя в оптимальное боевое состояние. Конечно, для достижения такого уровня нужны время и навык, так как неминуемый выброс адреналина в мгновенно сложившейся экстремальной ситуации или в нервной предбоевой лихорадке, или в тягостном ожидании неизвестного зачастую путает все карты, и человек перестает контролировать себя в полном объеме. Сегодня существует множество различных специальных методик регулирования дыхания, усиления концентрации внимания, соединения движения с пением и проговариванием текстов, непонятных мантр, звуков, подбор ключей  сознания через формирование определенного образа и т.д. и т.п. Но посмотрите, как все просто и естественно учитывает традиция.
Напомним, что сутью обряда является молитва. Чтобы привести себя в молитвенное состояние, надо с психологической точки зрения включить процессы саморегуляции. Успокоиться внешне и внутренне, отбросить, отсечь ненужные мысли и течение образов. Настроиться, вызвать в себе необходимые чувства (смирение, покаяние, благодарение), осознавая, к Кому ты обращаешься.
Сконцентрировав внимание на словах молитвы, понимая, что ты говоришь, перевести внимание в сердце, ибо оно является центральным духовным органом в человеке, и оттуда взывать к Всевышнему, несомненно веря, что ты получишь просимое, если на то будет Его святая воля. Молитва, а точнее молитвословие, сопровождается поклонами, которые с психофизической стороны, являются удивительной по своей функциональности формой единения сознания и тела. Песнопения всегда являлись дыхательными энергетическими упражнениями. В процессе пения важна четкая артикуляция. В результате происходит набор положительной энергетики, имеют место элементы самовнушения, задаются определенная установка сознания и необходимый эмоциональный фон, исключающий отрицательные эмоции. Совокупность этих действий приводит к тому, что ратоборцам после молитвенного пения не надо разминаться в общепринятом смысле. По мере привычки «включение» и «настрой» происходят очень быстро, что является важнейшим фактором психологической подготовки бойца.
Конечно, для воцерковленного человека такие объяснения являются «мирским мудрованием». Он знает, что молитва в первую очередь предназначена для испрошения у Бога милости и благословения, что она так же необходима для духа, как воздух для тела. Если есть молитва – дух живет, а нет – он умаляется, и человек постепенно умирает, становясь живым мертвецом. Воин молится о сохранении своей жизни, о даровании знаний, успехов в его воинском ремесле.
Призвавши помощь свыше, духовно укрепившись, попросив друг у друга прощение, ратоборцы вступают в бой. Хотя он и ведется в виде игры, тем не менее, атмосфера этого боя очень реальная. Удары руками, ногами и головой сыплются как из рога изобилия. Стоять невозможно – собьют и затопчут. Броски, сбивания, опрокидывания… и никаких средств защиты! Ковры, маты, татами отсутствуют в принципе. Какая голова (рассудок) сможет выдержать натиск схватки, когда решение надо принимать в доли секунды? Само тело – этот удивительно тонкий организм – хочет жить и само себя защищает. И голова в этом смысле здесь занимает хоть и главенствующее положение, но все же не имеет абсолютного значения. Победу дает Господь. Обеспечивает победу правое дело. «За правое дело стой смело!» Православный воин, вступающий в бой, не думает о победе. Будет она одержана или нет, это уже не его дело. Он отдает ее на волю Божию. Дело воина биться, как говорят, «стоять», а если его выбили, то он не плачет в раздевалке от досады, гнева и жалости к самому себе, а смиряется, встает и опять идет в круг. Не думая о победе, он освобождает свой мозг и сердце от ненужных размышлений и чувств. С психологической точки зрения ратоборец перекладывает весь этот груз на Бога. Он психологически освобождается от всего ненужного, и это дает возможность сконцентрироваться на настоящем и раскрепоститься. Поэтому, если даже говорить о вступительной части занятия, мы видим наличие всего комплекса воздействий на тело, психику и дух человека, необходимого для обучения любой боевой или спортивной системы. То же самое можно сказать и о концовке занятия.
Двухчасовая, очень динамичная игра-бой заканчивается. Каждый получил «под завязку». Всеобщее возбуждение достигло своего предела, и под команду кашевара начинается «выход из боя». Братание на кругу, построение, благодарственная молитва  Богу, что «никого не повредили, и никто не повредился», окропление святой водой, прощение обид у каждого. При всей кажущейся простоте дело это нелегкое. Во-первых, сразу трудно успокоиться и хотя бы организованно построиться. Во-вторых, надо петь, а «дыхалку сбило». В-третьих, прося прощение, надо назвать каждого по имени, а имя от перевозбуждения забывается, даже если ты знаешь человека много лет. В-четвертых, в кратком обсуждении на кругу надо собрать «мозги в кучу», а они «не собираются». Опять нужна саморегуляция, опять нужны время и навык. Занятия заканчиваются братским чаепитием – этой прекрасной расслабляющей, доверительной формой общения друг с другом, предназначенной для прямой воспитательной работы.
Смотришь, все вроде естественно, ничего необычного, но самое удивительное, что любое действие в традиционном обучении многофункциональное и многосмысловое. Здесь все учтено и выверено до мелочей. Именно славянская культура, мировосприятие, глубоко одухотворенное православием, породило такую  форму. Поэтому неудивительно, что будучи глубоко религиозным по своему психотипу, русский человек и взращивает такие соответствующие ему боевые системы. Для примера возьмем какую-нибудь восточную систему. Она «сделана» под восточного человека, и дело здесь не только во внешнем заимствовании. У всех у нас две руки и две ноги, туловище и одна голова, и двигаются они по одинаковым законам. Но если мы будем перенимать систему полностью, то мы должны будем перенять весь пласт восточной культуры, духовность, религиозные ценности,  поменять свое мироощущение, склонности, характер. То есть, практически изменить свой генетический код, предрасположенность, изначальную заданность, что сделать очень трудно, да и зачем? Это все равно, что поменять свое лицо, сдвинуть свое сердце! Все наше, что Господь вложил в нас, изначально находится внутри нас. Задача традиционного обучения - разбудить эти дары, и они сами проявятся в натуре человека.
Но современному человеку приходится все время объяснять и многословить, особенно людям нецерковным или недавно пришедшим к вере, а то и просто «условно» верующим. С другой стороны, именно эти объяснения являются постоянной «боевой» катехизацией, так как они ведутся в воинском ключе. Для таких людей это привлекательно. Мы показываем прямую связь веры и традиции с наукой, современной жизнью. В результате возникает много вопросов, не относящихся напрямую к ратоборству, что дает нам возможность на базе занятий проводить воспитательную работу. Мы показываем молодым людям «путь меча», и они через это находят дорогу к храму.
Важно приучить ратоборцев к молитве. По мере их роста приходит осознание, что без молитвы воин перестает быть воином Христовым. Духовная жизнь является такой же неотъемлемой частью ратоборства, как и физическая. Посещение богослужений, исповедь, причастие, молитвенное правило, постоянное, пусть даже маленькое, ущемление личных желаний, борьба с греховными наклонностями так же необходимы, как и постоянное посещение занятий.  Ведь как говорили древние, настоящим воином достоин назваться не тот, кто победил тысячу врагов, а тот, кто победил себя. А это без веры сделать невозможно. Данная параллель с духовной жизнью предлагается начинающему, и через некоторое время он начинает понимать, что боевую традицию нельзя перенять без жизни по вере. Сама традиция становится как бы миссионерским инструментом.
Молодые люди легко увлекаются, им интересно. Правда, для них воинские обряды и обычаи являются в большей мере экзотикой. Они быстро начинают носить крест, покупать молитвословы, разучивать необходимые молитвы. Некоторые начинают читать утреннее и вечернее правило, ходить вместе с нами в церковь, но как только дело доходит до непосредственной работы над самим собой, отступают или плавают на поверхности, исполняют внешний обряд, не изменяя образа жизни. На этой ступени духовного развития без  священника не обойтись.
Где, как не в ратоборстве, понимаешь, что плоть немощна, а дух животворит. Дух определяет боевую готовность тела. Духовное делание самое трудное, потому что с ним связана перемена жизни, приложение огромного труда. Не каждый может идти по столь сложному пути. Легче просто отжиматься от пола, подтягиваться на турнике, бегать по 15 км и биться вдурную в спарринге. Люди всегда выбирают более легкий путь. Это главная особенность в овладении методикой традиционного ратоборства. Данную особенность мало кто осознает по-настоящему, еще меньше старается осилить. Боевой аспект воинского внутреннего делания для многих  кажется непонятным и, как следствие, мыслится неважным. Как правило, почти все не видят в этом сочетании конечного плода. А он многолетен, венец жизни.

Наши особенности.
Говоря о воинской традиции, мы стараемся выделить в ней общие начала, то, что присуще всем русским традиционным системам рукопашного боя. Это в первую очередь мировоззренческие начала: защита Веры и Отечества, служение Богу и людям, воспитание мужчины-воина, защитника. Во-вторых, говоря о традиции воинских коллективных игр, мы берем во внимание сам принцип, а также общие методы обучения и воспитания, закрепленные в традиции. Их смысл подробнее будет раскрыт позже. Существующие традиционные системы, сложившиеся и сохранившиеся на конкретной территории, мы не рассматриваем, так как они уже достаточно описаны. Мы говорим о традиции в широком смысле слова. Многие боевые техники ушли в прошлое со своей эпохой. Мы говорим о восстановлении традиции воинского духа, выраженном в служении, о  традиции воспитания русского православного воинства. При этом подчеркивая, что эта традиция глубоко религиозна, и без понимания этой особенности все попытки ее восстановления тщетны. Военные есть и будут, но земное воинство, как тень воинства небесного, исчезнет. Аналогия: Россия, хоть униженная и оскорбленная, существует, но Русь Святая умаляется. Российская армия, хотя урезанная и сокращенная, имеет место быть, но русское воинство истощается. Мы обращаем внимание на то, что русский воин обязан быть воцерковленным, то есть быть человеком, живущим по уставу православной церкви. Это является необходимым условием для его боевой подготовки. Православие не есть просто культурологическая особенность русской цивилизации, а жизнь по вере. Христианство не просто изучается как культурная традиция, им надо жить.
Выводы
Воинский путь есть путь, приводящий воина к Богу. Конечная его цель – спасение. Антиномия воинского дела заключается в том, что воин вынужден не только забирать чужую жизнь, но и отдавать свою. Не только должен сражаться, но и обязан спасаться в религиозном смысле слова. 

• Как  сохранить и приумножить ту молодую поросль, которая уже выросла в церковной ограде?
• Как привести будущих воинов к Богу, ведь невольник – не богомольник?
• Как вернуть  на истинный путь воинов, запутавшихся в сетях псевдоправославных, оккультных, восточных и языческих духовных практик?
• Как восстановить и вернуть в строй воинов, прошедших горнило испытаний?
Помимо своего прикладного аспекта, на решение этих вопросов  и направлено применение методики «Котел». Но для этого мы должны рассмотреть, какое место в данной методике занимает такое понятие как игра, и в чем ее суть. 


Рецензии
очередной "истинный путь" придуманный жрецами?

Ижэн Сорокина   27.07.2009 07:14     Заявить о нарушении
скорее казаками.

Андрей Сигутин   27.07.2009 12:29   Заявить о нарушении
когда говорят об истине - всегда настораживает: кому это выгодно...

Ижэн Сорокина   28.07.2009 08:19   Заявить о нарушении