Три заметки про уроки педагогического мастерства

Три заметки про уроки педагогического мастерства.

Об умении оставаться правой.

   «Плюс» очень легко меняется на «минус». Свои первые матерные частушки я подпевала на учительских посиделках, посвященных грядущему 8 марта.
Трезвым в нашем коллективе оставался лишь директор. Его домогалась напоить жена – преподаватель технологии, а также каждая из пожилых учительниц. Однако он своим подопечным твердо отвечал:
- Я за рулём.
- За каким?!?
- Рулю коллективом.
   А возвращаясь домой, мы угнали автобус. Добираться всем было далеко за Волгу, по холоду, на другие концы города. Коллективом нашим уже никто не рулил – директор остался в школе. Автобус же, по дороге к мосту, разглядела завуч по воспитательной работе. Транспорт ожидал рабочих, чтобы развести их после смены, либо после гулянки по поводу женского праздника.
   Наверно, увидав компанию пьяных теток, водитель слегка растерялся. Иначе ему в голову бы не пришло нас окликнуть. А уж тут нашему завучу – учительнице русского языка и литературы – оставалось только вытянуть у троечника правильный ответ: «Кого же надо отвезти в центр за Волгу?». Мы быстренько расположились по сиденьям. Слякоть и ветер остались снаружи. В животе сразу сделалось тепло и селёдке, скушанной под водочку, и бутербродам с красной рыбой. Похоже, посреди моста, водитель уже начал подозревать неладное. Но возвращаться не рискнул.
   Высадив учительниц в центре, ученик попросил завуча расписаться в ведомости о нашей доставке. А для нее, в канун 8 марта, уже не было принципиальной разницы – расписываться в ведомости ПАТП или в дневнике.
   Так на моей прежней работе мне был преподан урок педагогического мастерства.
   Сама я до сих пор не умею столь отважно оставаться правой. Поэтому и мои ученики не могут следить за моим рассуждением, бросив все свои дела и оставив сомнения. Как тот водитель. Бросил ведь, когда подобрал нас, каких-то своих бедолаг на промозглом ветру. Чаще всего мои студенты начинают подозревать, что я над ними издеваюсь.



О помощи отвечающему у доски.

- Спасибо за доклад. А теперь скажите мне, к какой группе инфекций по способу их передачи относится СПИД?
- К кровяным.
- Умница! А почему?
- Это потому что он передается внутрь.
 - Это как внутрь?
- Ну, ВНУТРЬ! Неужели Вы не понимаете?
- Не понимаю.
   В этот раз моими учениками были студенты-вечерники, все люди рабочие, у многих – свои семьи. Кажется, у меня имелось моральное право понять и поддержать докладчика.
- Хорошо. Предположим, два человека занимались оральным или анальным сексом, а потом один из них обнаружил, что болен СПИДом. К какой группе инфекций будет относиться СПИД?
- Тогда... Значит, СПИД относится к группе кишечных инфекций!



О встрече с учителем
   
   Историю про СПИД, относящийся к группе кишечных инфекций, я однажды пересказала соседке по даче. Сюда я приехала выкопать свеклу и уже успела сходить в лес за грибами, попить с соседкою чаю и вспомнить с десяток особо талантливых ответов юристов и менеджеров на занятиях по ОБЖ или экологии.
- Нет, Таня. А всё-таки много и от учителя зависит.
- От какого учителя? На работу приходишь – у порога встречают: «Татьяна Юрьевна, можно вам реферат сдать?» «Конечно, девочки. Проходите, готовьтесь. Будете его защищать» «Так его что ещё и читать надо было?» Уходят. Прихожу на следующий день – здороваются те же самые девочки. И такое же удивление. И так – месяц. День сурка!
- Это-то я знаю. Сейчас профессия такая новая есть – писать контрольные и рефераты студентам. Ты вон, и сама объявления даешь.
- Даю. Но хотя бы прочитать свой реферат они могли?
- Могли. Но все-таки многое и от учителя зависит.
В подтверждение правоты, соседка взялась рассказать об учебе своей дочери:
-  Вот моей Иришке совсем не давалась физика. Учила дома – учила, до часу ночи с ней сидит, но всё равно, говорит, ничего не понимаю, хоть убей! А тут наша классная Светлана Георгиевна и объявляет нам на собрании, что после девятого класса у них профильное обучение вводится. Будет обычный класс, физико-математический и гуманитарно-педагогический. А Иришка у меня девочка тихая, куда ей в педагогику соваться, сейчас же такие дети – забьют.
- Ага, - поддержала я тему,- Забьют и не заметят. У меня одна знакомая завуч так и говорила: «Вхожу, - говорит,- в класс, как дрессировщик в клетку с дикими зверями»
- Вот. Сейчас и к маленьким-то страшно подойти. Такое ответят! Вот забирала племянника из садика. Сделала там, в раздевалке мальчику замечание, чтобы громко не кричал. Так он знаешь, что мне сказал?
   Я предположила про себя, что у Иришки в детском саду был гораздо меньший словарный запас. А может быть, он и сейчас не намного увеличился. Раз еще и в десятом классе ей не стоило близко подходить к современным детям.
- Ну?
- Я, говорит, папе пожалуюсь, чтобы он тебя от****ил! Так и сказал.
- Ага. Это у них с воображением теперь плохо стало. Телевизор много смотрят, на компьютерах играют. Вот и повторяют непонятные слова, потому что свои придумывать разучились. Толи дело, у моей подруги дочка воспитателям говорит: «А я убью тебя и совочком закопаю. Будешь грязная лежать»
- Вот, и я о том, – какие сейчас дети пошли! Никак нельзя было Иришке в гуманитарно-педагогический. Хотя она у меня все сочинения на пять писала. Из одной книжки перепишет, из другой – и напишет на пятерку. Тут классная наша, Светлана Георгиевна и предложила нам идти в физико-математический класс. А как, спрашиваю, Иришке в физико-математический, если она физику не понимает? А вы, говорит, попробуйте. Не получится, так вернетесь в обычный. Только там не так сильно давать будут, а девочка у вас умная. Спасибо ей, уговорила нас. Так и подали мы заявление в физико-математический. Это я к чему говорю – что многое и от учителя зависит. В том году пришла к ним новая физик – Анна Борисовна. Физику она начала с ними с самых азов повторять. Иришка говорит, так объясняла хорошо, что даже всем дуракам понятно было. (Я воздержалась от уточнения, откуда в физико-математическом классе взялись дураки?) И как у Иришки физика пошла! Она мне с каждой самостоятельной работы пятерки приносила. А работы эти они, почитай, на каждом уроке писали.
- Ага. Хороший преподаватель должен уметь дать и должен уметь взять.
- Вот и я  о том. И слушали они с открытым ртом. И так полюбила Иришка ее предмет, что пошла после школы в наш институт. И его с красным дипломом закончила  - ни разу с физикой проблем не было.
- Здорово! В аспирантуру не пошла?
- Что ты! Она ведь у меня тихая девочка. Но зато из их выпуска кто куда устроился, а ее еще на четвертом курсе позвали в КБ «Луч» работать. Вот как ее Анна Борисовна научила! Только она не успела выпустить их класс. Уволили ее из школы.
- Почему?
- За пьянство. А вскоре после этого она умерла. Иришка с классом ходили на похороны. Так она рассказывала, что у нее в квартире даже мебели не было. Только ящики. И на ящиках она спала.
   Так, через забор на даче, я услышала о встрече ученицы с учителем, а заодно обнаружила, что Иришка во время, свободное от молчаливой прополки грядок, работает ценным инженером КБ.
   Мою соседку не удивляло, что Анну Борисовну уволили из школы за пьянство. Даже если и по собственному желанию, без записи в трудовой книжке о статье. Не возмущало ее по настоящему и то, что в доме у учительницы не было мебели. Хотя не успела бы она всю пропить. Сначала успешно работала в школе, а вскоре после увольнения умерла.
   Родители учеников уже давно приучились видеть нас бедными, изматывающими нервы, оплакивающими свою жизнь, огрызающимися на работу. Пусть, не настолько возмутительно бедными. Пусть, не спившимися. Пусть, не умирающими. Вопрос меры.
   А их дети - подростки, даже в отборном физико-математическом классе, великолепно берут на прицел вымученную строгость или улыбку.  И боекомплекты передают от поколения к поколению: доска, натертая свечкой, ассортимент надписей на столах, спички в замочной скважине, духовое ружье из корпуса шариковой ручки... А, не поделившись с ними своим сегодняшним благополучием, ты никакой класс к его успехам - там, за экзаменами, за окончанием ВУЗа - не поведешь. Не поверят. Упрутся. Даже боекомплект не достанут. И сегодняшний урок им будет не нужен.
   Вот у Иришки «минус» очень легко сменился на «плюс». Каким чудом?

               
зима – 2007-2008


Рецензии