Последний шаман Подкаменной Тунгуски - глава10

    ПОСЛЕДНИЙ ШАМАН ПОДКАМЕННОЙ ТУНГУСКИ


   
     Глава 10


   Я медленно возвращался из сибирской тайги 1908 года в кухоньку сельского дома 1985 года, настолько живо я себе представлял рассказ Ивана. Он же молча сидел, глядя куда-то в пространство. Я нарисовал зачем-то в своем дневнике после записи крестик в кружочке, положил ручку, вытянул сигарету из пачки и закурил. Иван тоже взял сигарету, прикурил, и некоторое время мы сидели и молча дымили. Через пару минут у меня получилось выговорить:
- Ну и ну.
   Иван молча докурил, затем бросил в печку окурок, повернулся ко мне, и спросил:
- Ну как? Чего думаешь?
- Ничего не думаю. Я еще не осмыслил. А что же дальше было? Имею в виду, с твоим дедом?
- В тот год он до самой зимы прожил недалеко от места катастрофы, пытался найти хоть какие-то следы. Но не сумел найти ничего. После еще несколько раз приезжал туда в надежде найти хоть что-то, хотя бы амулеты, пусть не все. Сначала он думал, что легко найдет их – помнишь, я говорил, как трудно потерять амулет? – но не находил. Не нашел ни одного.

   Потом пытался отыскать следы своих братьев – шаманов в Верхнем мире – и нашел их души Хеян. Но в Нижнем мире, в Буни, стране мертвых, их душ Беэн не было.  Не было их и в нашем мире и вообще нигде. Вот как это все закончилось. В результате этой катастрофы не пострадал ни один человек, кроме восьмидесяти исчезнувших без следа шаманов. Помнишь, я говорил, что один эвенк не поверил шаманам, и не ушел, остался не очень далеко от места камлания? Он тоже остался жив, хотя ему переломало все кости, но потом поправился. Он и был главным свидетелем того, что случилось, и рассказывал, что было, когда начали приходить исследователи. А мой дед всю оставшуюся жизнь пытался найти какие-то следы от них – и ничего не нашел. Тогда он попытался отыскать древнейшие наши тайники – тоже не получилось. Единственное, что он сумел сделать – это все свои знания передать своему сыну – моему отцу, которому в год катастрофы было два года.

   Местные туда не ходили, опасались. Кому охота идти на место битвы богов! Никаких поисков и исследований никто не проводил. Первая экспедиция пришла туда только через двадцать лет. Там до сих пор ищут то остатки метеорита, то инопланетный космический корабль. Конечно, ничего не найдут.

   Иван замолчал, и принялся хлопотать по хозяйству – ставил чайник, доставал хлеб из хлебницы, вышел на терраску и принес кусок сала, чего-то еще делал – я не обращал внимания. Время было около семи часов утра, уже и хозяйка давно проснулась, и с Иваном о чем-то разговаривали. Я не обращал внимания. Сидел и размышлял. Чувство сопричастности постепенно проходило, и вместе с ним возвращалось критическое мышление.

   Разумеется, я слышал про Тунгусский метеорит. Неоднократно смотрел передачи по телевизору, читал в журналах. Насколько я знал, этим феноменом интересовалась Академия наук, чуть не каждый год отправлялись экспедиции на Подкаменную Тунгуску. Искали обломки метеорита или хоть что-то, измеряли радиоактивность, осушали болота, выкапывали огромные ямы, просеивали тонны земли в поисках хотя бы мельчайших осколков хоть каких небесных тел – и год за годом ничего не находили. Теперь было понятно, почему не находили. Собственно, и метеорит оказался совсем не метеоритом и даже не космическим кораблем с Альфы – Центавра. Все было и проще и сложнее. Главная сложность была в том, что я не мог просто так взять и поверить в битву богов. Несколько дней, что я беседовал с Иваном, неспособны были настолько поменять мое материалистическое  мировоззрение, которое формировалось еще с детского сада. Но было нечто, которое начинало оформляться в моем сознании – я чувствовал, что было и какое то еще объяснение. Иван описал мне это событие со слов своего деда - шамана, человека, умевшего и видеть и находиться сразу в трех мирах. Не верить ему не было никаких оснований, но сам собой в голове всплыл вопрос: а если бы вместо его деда – потомственного шамана там был бы я, чего бы я увидел? Показались бы мне чудовища Нижнего мира, Дябдар и Энекан – Буга, или же я увидел бы толпу шаманов, прыгающих в дыму вокруг циклопического, невероятного сооружения, которое Иван назвал просто большим бубном?

   Иван посмотрел на меня внимательно, кивнул, словно ответил на мой невысказанный вопрос, и сказал вслух:
- Давай позавтракаем, и пойдем в школу, печки затопим. Я тебе еще кое-какие мысли свои расскажу.
   Так мы и сделали. Пили чай с бутербродами, разговаривали с хозяйкой о том, какая зима нынче холодная, а дрова дорогие, что наконец у нас в СССР молодой правитель – не чета выжившему из ума Брежневу и больному Черненко…

   Позавтракали, оделись и пошли в школу. На улице было все так же темно, сугробы и нисколько не слабеющий мороз, от которого перехватывало дыхание. Под ногами скрипел снег. Я застегнул все пуговицы, которые были на куртке, и обмотал щеки шарфом. Иван же шел, как ни в чем не бывало.

- Я хочу тебе несколько заметок показать и фотографий. Я очень много думал над этим. То есть, как и что обычный человек, не шаман, увидел бы. Ты ведь и сам об этом подумал?
- Подумал. Я еще не могу точно сформулировать, но что-то есть еще такое, начинает вырисовываться. Например, страх у некоторых шаманов, когда они не могли с собой ничего поделать, очень похоже на испуг, который возникает у людей от инфразвука определенной частоты: точно так же это описывается – смертельный страх, с которым невозможно бороться, только бежать. Некоторые люди умирают – это при частоте около семи герц, если совпадет фаза звуковой волны и сокращений сердца – оно просто лопнет, если попадет в резонанс со звуковой волной. Знаешь, тайну кораблей, покинутых экипажем объясняют именно инфразвуком, который генерируется во время ураганов  подводными течениями между скал определенной формы, по другим теориям, ветром среди скал. Конечно, для этого требуется особые природные условия, ну так и случаи с этими кораблями достаточно редки – но регулярны. Последний случай уже после войны был, годах в пятидесятых – точно не помню, рыболовецкое судно было найдено без экипажа, человек пятнадцать исчезло без следа.
   Иван хмыкнул:
- Однако как ты сразу сообразил. Наверное, с физикой у тебя полный порядок. У меня не один год ушел, чтобы до этого додуматься.
- В пределах двух курсов института. Но это еще не все про инфразвук. Кстати, мы это не учили, это я сам – я был очень доволен и даже, можно сказать, горд собой – во как блеснуть удалось.
- А что еще?
- Сама конструкция этих бубнов – хотя у меня язык не поворачивается их так называть – очень похоже, что у вас, то есть у твоих предков, получились инфразвуковые излучатели. Но и это еще не все. Дело в том, что влияние инфразвука на человека мало изучено, очень опасно. Но кое-что известно, кроме того, что инфразвук может человека напугать и убить: еще известно, что при определенной частоте инфразвук способен вызывать у людей галлюцинации. Не слыхал об этом?
- Я не знал, что это доказано. Предположение слыхал. Но тут важен другой момент: можно ли считать галлюцинацией то, что видит не один человек, а сразу много?
   Я не удержался, и процитировал фразу из мультфильма про кота Матроскина и дядю Федора:
- В общем, конечно, да: «Это гриппом все вместе болеют, а с ума поодиночке сходят».
- Любишь ты посмеяться. Но это правильно. Мне лично кажется, что во время камлания  удары в бубен вызывают особую чувствительность, и мозг человека начинает видеть и чувствовать особо тонко, можно сказать, что экстрасенсорные способности у человека многократно усиливаются. Шаманская сила Мусун и экстрасенсорные способности – одно и тоже, разве что сила Мусун более всеобъемлюща и универсальна. То есть, мое мнение, что происшедшую катастрофу нельзя объяснить только с точки зрения действия сил сверхъестественных или только сил реальных, действующих в нашем мире, типа метеорита. Сейчас расскажу, как я думаю.

   Тем временем мы подошли к школе.  Зашли в учительскую, положили свои портфели. Никого еще не было, только одноногий сторож – истопник растапливал печку. Мы отправились в сарай за дровами, помочь ему. Принесли по две охапки в каждый класс, и отправились в учительскую. Иван открыл свой шкафчик, и достал тоненькую папочку, протянул мне:
- На, посмотри. Это тебе я хочу отдать, пусть будет в дополнение к твоим записям. Я свою историю больше никому рассказывать не буду, да и уеду очень скоро на родину, продолжу дело своего деда и отца. А там и рассказать-то некому.
   Я открыл папку. Сверху лежала знаменитая фотография Пляшущего моста. Это была знакомая фотография, я ее видел. Видел я и киносъемку, ее неоднократно показывали по телевизору в научно – популярных передачах. Если вы не видели ее – это совершенно потрясающая всякое воображение документальная киносъемка, сделанная совершенно случайно – мост, раскачанный ветром и впавший в резонансное колебание. Многотясячетонная металлическая конструкция, с дорожным покрытием и машинами,  сначала начала раскачиваться как качели, все сильнее и сильнее, а потом буквально болтаться, как веревочная, перекручиваясь вокруг себя. Ни одной машины уже не осталось на этом мосту, которые смогли, уехали, другие свалились. Несколько раз качнувшись с амплитудой больше ста восьмидесяти градусов, этот мост разлетелся на составляющие в разные стороны.
   Пока я разглядывал эту фотографию, Иван наблюдал за мной. А я тем временем вспоминал известные случаи разрушений от резонансов, начиная от самого первого моста, впавшего в резонанс и рухнувшего от проходившего по нему строевым шагом отряда солдат, до хрустальных бокалов, лопающихся от пения оперных певиц. Несомненно, Иван считал одним из виновников той катастрофы резонанс. Теперь я и сам угадал, о чем он думает. В голове стояла картина, рассказанная Иваном: три соприкоснувшихся мира, две поляны с камлающими шаманами, дым, вздымающаяся волнами земля, вырванное и брошенное вверх болото…  Заключительная стадия катастрофы: прогнувшаяся и распрямившаяся, как удар хлыста,  земля, сбросившая с себя разом восемьдесят человек и повалившая в разные стороны деревья. То, что было Кандыкахом, заполнившее небо и взорвавшееся в этот момент. Я опять видел это во всей подробности.
- Ты думаешь, резонанс – я посмотрел на него вопросительно.
- Да. Точнее, и резонанс тоже. Мне так кажется, хотя я, конечно, не физик.
- Может быть, может быть… Похоже, что кроме этого еще возникла стоячая волна. Вот все это вместе, пожалуй, могло произвести такие разрушения.
- Стоячая волна? - Иван удивленно смотрел на меня - Что это такое?
- Это только мое предположение. Стоячая волна возникает при отражении собственно волны от какого либо препятствия или неоднородности, и наложении этой отраженной волны на саму волну. Если постукивать по краю ведра с водой, можно добиться, чтобы на поверхности воды появились волны, которые не будут перемещаться, а будут стоять на одном месте. Вот это и есть стоячие волны. Это, конечно, не впечатляет, но какой-нибудь палкой можно вверх-вниз так раскачать воду в ведре, что большая часть выплеснется на два метра вверх. Это и есть стоячая волна. Или фонтан, взлетающий вверх от брошенного в воду камня. Ты бросал булыжники в воду? – он кивнул – значит, видел, как вода вверх выплескивается?
- А это разве будет не резонанс?
- Это будет и резонанс, и стоячая волна. Резонанс – это резкое увеличение амплитуды колебаний какой либо системы, при совпадении частоты подводимых колебаний с частотой колебаний самой системы. Я не очень мудрено выражаюсь?
- Нет, нормально.
- То есть в общих чертах получается, что от ударов в эти огромные бубны, которые еще и сами с собой составляли резонансную систему, еще и окружающая природа – болота, озера, поверхность земли или еще что впало в резонансные колебания на частоте инфразвука, или одной из его гармоник. А потом эти колебания, от чего-то отразившись, например от базальтового основания материка, наложились сами на себя и вызвали явление, именуемое стоячей волной…  И эта волна вырвала и бросила вверх болото, людей и разбежавшись по кругу, повалила тайгу? Так?
- Почти.
Иван помолчал немного, и продолжил:
- Еще есть две вещи, естественная и сверхъестественная. Первая вот какая: есть теория, объясняющая катастрофу взрывом газа, выброшенного в атмосферу и взорвавшегося. А я думаю, что так и было, только газа выделилось много меньше, чем получается при расчетах – ведь никто не учитывал того, о чем я тебе рассказал. А в том, что это именно газ взорвался, я нисколько не сомневаюсь, ведь уничтоженный Кандыках со страшным ревом вырвался из под земли, и заполнил собой мир до неба.
   А вторая вещь - сверхъестественная – ты ее можешь, конечно, и во внимание не принимать, но знать о ней должен. Во время камлания шамана седьмого или восьмого уровня его паранормальные способности, или сила Мусун, увеличиваются настолько, что он может взглядом вырвать дерево с корнями. Конечно, специально этим никто не занимается, но бывают непредвиденные ситуации, когда во время камлания шаман набирает столько силы, что ее надо – ради безопасности – куда-то удалить от себя, израсходовать. Такие вот проявления силы ужасны, но, как правило, безвредны.
   А здесь в камлании участвовали восемьдесят человек. Куда делась их сила? Исчезнуть бесследно и безвредно она не могла. В общем, я считаю, что катастрофа это произошла из-за невероятного стечения обстоятельств сразу в трех мирах.
- А газ, значит, в течении четырех – пяти дней собирался в какую-то подземную пустоту – это когда Кандыках в Нижнем мире начал надуваться. То есть в результате камлания, от воздействия инфразвука где-то под землей начал выделяться и собираться газ, со все более увеличивающимся давлением. А газ и сам прекрасно инфразвук проводит. Еще и роль пружины выполняет, накапливает энергию. То есть в нем самом возникла стоячая волна, которая не переносит энергию, в отличие от бегущей, но она ее может накопить, в результате подпитки энергией, ну хотя бы от тех же ударов по бубнам. Ведь они продолжались несколько дней, вдобавок ко всему, еще и резонировали с чем то, может даже с земной корой. Как если прыгать на мяче, сильнее и сильнее, пока он не лопнет. И когда наступил час Икс, этот газ еще дополнительно спружинил, так сказать, подбросил землю, вложив свою лепту в ударную волну, и вырвался на поверхность, сорвав болото. Может, и не одно, потому что там кругом болота. А затем загорелся, взорвался и поджег тайгу. И уничтожил все следы от восьмидесяти человек? Так?
- Думаю, и это тоже. Мне не приходило в голову, что газ может сыграть роль аккумулятора энергии.


    Пришли наши коллеги – преподаватели. При них про камлания и шаманов говорить было как-то не ловко. Иван взял из папки журнал «Техника – молодежи», №4 за 82 год, и открыл рубрику «Вокруг земного шара». Там была коротенькая заметка под названием «Морская ГЭС» где говорилось, что в Норвегии спроектировали особую волновую электростанцию. Суть ее в том, что перед берегом на морском дне  особым образом укладываются бетонные плиты, чтобы сконфигурировать нужным образом фронт волны, в результате чего он приобретает сферические очертания, и образует собой подобие линзы. Эта линза как бы соберет волну, и, соответственно, ее энергию в точку, образуя мощный кулак, способный забросить воду на высоту до ста метров. Далее вода заполняет специальный приемный бассейн, и используется как на обычной гидроэлектростанции. В городе Хакадале началось строительство крупномасштабной модели для окончательной проверки проекта.
  Я только головой покивал.
  Иван журнал этот сунул обратно в папку, закрыл ее, и отдал мне.


_________


Начались занятия. История Ивана не давала мне покоя. Кое-как провел положенные уроки. После пятого урока пошел в учительскую, Иван ждал меня:
- Через час в город отец ученицы,  Тани К-й, поедет. Я попросил, тебя возьмет, чтобы не лезть по сугробам через лес. Да и вещи с собой забери.
- Вещи?
- Ну да. Книги там, одежду. Чего тебе, возвращаться охота? Да и некогда будет. Пойдем, я тебя провожу.

   Пока Иван про вещи не сказал, все как-то не совсем настоящим казалось. А вот напоминание о вещах очень сильно отрезвило: еще несколько дней назад говорил он мне, что меня в армию заберут. А теперь вот вещи советует увезти, чтобы не возвращаться за ними. Получалось, что если это правда, то и все остальное тоже правда. Только теперь я и начал осознавать, что я теперь знаю.

   От этого осознания чего-то огромного не хотелось говорить. Кроме того, добавлялось знание ближайшего будущего, кардинально меняющего жизнь человека – имею в виду армию, куда я и должен был попасть в самое ближайшее время.

   В учительской мы сидели вдвоем, больше никого не было. Я молча курил. Спрашиваю Ивана:
- Ты адрес написал мне свой?
- В папке, запиши еще пару адресов моих знакомых, мало ли чего.
Он продиктовал мне адреса, я записал. Он записал мой адрес.

Мы оделись и пошли. На квартире я собрал все, что успел привезти из дома, в основном книги.

   Посидели, поговорили ни о чем, минут через десять приехала машина. Я попрощался с Иваном, попрощался с хозяйкой, сел в машину и уехал.


_________


   Далее со мной все было в точности, как и предсказал Иван, я уже писал об этом: приехав домой, обнаружил повестку в военкомат на завтрашнее число. Отслужив, вернулся, но в гости к Ивану как-то не получилось поехать. Первое время я собирался в году по два раза, потом все реже и реже. На мои письма он не отвечал, не знаю, по какой причине. Может быть, они просто не доходили - в стране уже вовсю шла перестройка, почта работала, прямо скажем, неважно.
   От него писем я тоже не получал.

   К восьмидесятилетней годовщине катастрофы я не успел сделать ничего, даже обработать свои записи.

   К девяностолетней годовщине, несколько оправившись от перестройки и всевозможных кризисов, начал обработку своих записей, и вновь попытался найти след Ивана Тойто в Эвенкии, по всем трем адресам. Честно говоря, делал я это достаточно вяло, и видимого результата почти не получил, кроме одного.

   В самом начале я написал, что мы с друзьями пытались  придумать и провести какие-нибудь эксперименты,  способные подтвердить рассказ Ивана Тойто. Лично я в нем нисколько не сомневался, но мои знакомые, кому я пересказал историю Ивана, отнеслись по разному, разделились на два лагеря.  Была большая проблема в сложности изготовления хоть какого-либо аналога устройств, которые Иван называл «большой бубен». Подобный опыт был бы слишком дорогостоящ, и требовал бы массу времени и людей. Уменьшить же размер его не представляется возможным, ибо в таком случае мощность инфразвукового излучения будет слишком мала, оно просто затухнет в земле. Кроме того, природные условия могли оказаться несоответствующими. В результате оказались бы потрачены огромнейшие средства на опыт, который ничего бы не объяснил и ничего не доказал. Но это лучшее, что может быть, потому что если подобный эксперимент окажется удачным – это будет означать катастрофу, аналогичную той, что произошла на Подкаменной Тунгуске 30 июня 1908 года, пусть и в тысячу раз менее слабую – этого с избытком хватит для уничтожения и нас самих, и части окружающей природы. Мы решили, что лучше быть сомневающимися, но живыми, чем убежденными, но мертвыми.

   С учетом всего этого, мы решили только попробовать вызвать механическим путем на болоте стоячую волну. Подходящее болото нашли в Окском заповеднике. Болото представляло из себя почти правильный овал размером около пятисот метров на триста.
Было это болото сверху заросшее мхом и какой-то травой, лежащей ковром толщиной метра два, под которой была вода или какая-то болотная жижа еще несколько метров, наши шесты до дна не доставали. Сверху на траве лежала клюква. Все это вместе при ходьбе колыхалось, наводя на нас, городских жителей, животный страх.
   В середине болота был как бы островок, с десятком двухметровой высоты сосенок среди кочек, которые, если наступить на них, за две-три минуты тонули. Сядешь на такую кочку отдохнуть – и через минуту сидишь в луже.
   То там, то тут из нутра болота выходил вонючий болотный газ. Болото жило, и не хотело никаких экспериментов. Тем не менее, мы решились.
   Не буду описывать, каким образом мы проделали этот опыт – он оказался смертельно опасным. Суть его в том, чтобы вызвать концентрическую волну, направленную к центру болота, чтобы вся энергия волны сошлась в одном месте. Это получилось у нас после четырех часов безуспешных попыток. В результате весь островок, который находился в середине, диаметром метров восемь, вырвало из болота, и подбросило вверх, после чего эта масса тяжело плюхнулась вниз, и разошедшейся от нее волной двоих из нас бросило в трясину. К счастью, все закончилось благополучно, но таких опытов мы больше проводить не пытались. Добавлю еще, что в нашей компании скептиков с этого момента не стало.

_________


   К столетней годовщине катастрофы на Подкаменной Тунгуске я, наконец, выполнил обещание, данное Ивану Тойте больше двадцати лет назад: я обработал свои записи, и сделал их достоянием общественности. Как вы помните, Иван и это мне предсказал.

   И самое главное: наконец я дождался ответа из Эвенкийского муниципального района – так теперь называется Эвенкийский автономный округ – от самого Ивана. Он теперь шаман, приглашает в гости. Никаких следов своих предков он так и не нашел, как не нашел и амулеты с Дябдаром, но, как пишет, почти нашел древнейшие тайники, спрятанные чуть не тысячу лет назад. В самое ближайшее время я поеду к нему, и тогда, по приезду, продолжу свой рассказ о Иване Тойто, о его предках, о секретном знании древних шаманов и их происхождении. Даже без древних тайников, того, что знает и помнит Иван, хватит не на одну книгу. И эти его знания вполне способны если не перевернуть, то изрядно обогатить и дополнить наше представление и знание о мире.

   И, хотя Иван сказал так о своем отце, сейчас я говорю о нем:

Иван Тойто –

Последний шаман Подкаменной Тунгуски.


Рецензии