Командир полка, как он есть

   
      Трудное это дело, полком командовать. Не каждый справится. Надо и начальству нравиться, и с народом контакт поддерживать, а это, в большинстве случаев, совершено противоположно одно другому. Вот и приходится командирам постоянно балансировать на "лезвии бритвы", а это выматывает психологически и физически. Не смотря на большое количество заместителей и помощников, командир всегда один, только он будет нести ответственность за принятые решения, за все, что случится в полку. Каждый человек обладает уникальным характером, свойственными только ему одному особенностями поведения. В условиях жесточайшей психологической нагрузки, эти особенности поведения иной раз перерастают в чудачества, в неадекватные поступки, по которым командиры и остаются в памяти народной. Вот о таких поступках, об особенностях поведения некоторых командиров, с которыми мне довелось служить, я и расскажу.
      
      Наш командир полка был невзрачного вида, похож на очень пожилого человека, и называли мы его между собой соответственно, по отчеству - Лаврентьевич. Хороший был человек, но вспыльчивый. Вот проводит он разбор полетов, и делится своими впечатлениями: "Я заметил, что летчики отодвигают педали и кресла, разваливаются, пытаются вздремнуть...", а из зала подсказывают: "на взлете". Все, разбор сорван, приступаем к расстрелу шутника. Тут достанется всем командирам, про шутника забудут, и долго будет кричать Лаврентьевич про дисциплину и порядок, пока присутствующий на разборе комдив не направит его в нужное русло. Вспыльчивый был командир, но справедливый.
      Как-то полк перелетал на Камчатку. Второй штурман, холостяк, прокобелировал всю ночь, в полете согрелся и уснул. А кабина второго штурмана была расположена в "желудке", то есть в бомбоотсеке самолета, и связь с ним была только голосовая, по СПУ. Второй штурман являлся оператором радиолокационной станции (РЛС), штурман без РЛС не справился, и самолет сильно уклонился от маршрута. После прилета на Камчатку, командир полка в торжественной обстановке вручил этому холостяку 3-е суток ареста, за сон на посту. Обиделся холостяк, разнервничался, самостоятельно уехал подлечить нервы на горячие источники в Малки, где напоролся на командира полка, и получил заслуженную награду - ещё 5 суток ареста за покидание гарнизона. Многовато для одного лейтенанта всего за 2-е суток. Но не пал духом офицер, продолжал осваивать секреты летного мастерства.
      И вот пришло время проявить полученные знания на практике. В полку организовали летную смену, посвященную ночному бомбометанию. То есть все экипажи полка должны были выполнить бомбометание по горящей на земле мишени, которая состояла из бочек с мазутом, которые специально подготовленный человек поджигал перед вылетом, и после этого убегал как можно дальше. Первым шел экипаж нашего холостяка. И так ладно положил свою серию бомб наш герой, что все бочки и погасли. То есть у него результат - "000/000", а остальным некуда прицеливаться. Так была сорвана тематическая летная смена. На разборе полетов старший штурман кричал и ругался, обзывал холостяка диверсантом и саботажником. Командир полка остановил старшего штурмана, поднял холостяка, и сказал: "Посмотрите на этого урода. На перелете уснул, из гарнизона сбежал, мишень погасил. Что мне с ним делать? А делать буду вот что - все взыскания снимаю, за отличное бомбометание объявляю благодарность! А вы, командиры кораблей, за таких штурманов во время войны драться будете. Иди, лейтенант, с глаз моих долой!".
      Вот таким, вспыльчивым и отходчивым, пожилым дядечкой, и запомнился мне первый мой командир полка, который стал потом и командиром дивизии, и в Николаеве летную работу возглавлял, и погиб нелепой смертью от руки грабителя.
      
      Разные бывают командиры, высокие и толстые, видные и не очень. Вот и нам попался совсем невзрачный, маленький, совсем не уверенный в себе. Попал на должность не по деловым качествам, а по связям. Манерами смахивал на кота Леопольда, прозвище имел "Ляпа". Выйдет, бывало, перед полком, и шепчет что-то себе под нос, постоянно поглядывая на часы. Мы все гадали, может, у него на циферблате распорядок дня записан? Боязливый был, очень к мнению начальства прислушивался, и волновался все время, короче, вносил элемент неуверенности в нашу повседневную службу. Как-то раз решили послать мою эскадрилью на выполнение очень необычного задания. И такое это было важное задание, что контролировать нашу готовность прибыл сам Главный штурман авиации ТОФ, генерал. Я, как штурман АЭ, отрядным бортжурналы подписал, отрядные подписали рядовым штурманам, а меня стал проверять сам генерал. Зрение у генерала было уже слабеньким, показалось ему, что линия заданного пути у меня слабо нанесена, решил он мне показать, как надо маршрут рисовать. Взял карандаш, линейку, и попытался провести прямую линию. Не сложилось, карандаш убежал, и прорвал на карте дырку. Тут генерал взбеленился, и со словами: "все у тебя хреново", разорвал карту пополам. Я не выдержал, в относительно мягкой форме доверил генералу вести эскадрилью в бой, хлопнул дверью, и ушел в штаб АЭ, но новую карту рисовать начал. Прибежал "Ляпа", начал нудить, типа, что это я себе позволяю, как завтра эскадрилья полетит, почему я такой наглый? Посоветовал "Ляпе" успокоить генерала, показал зародыш новой карты, но сказал, что мне достаточно контроля и старшего штурмана, больше генерал мою карту не увидит, попросил мне не мешать. "Ляпа" ушел, Главный меня больше не доставал, слетали мы прекрасно, но после полетов "Ляпа" все же всунул мне выговор за нетактичное поведение. Мелочный он был, и мстительный. И жизнь его наказала, да если бы только его... Сидели на Сахалине, к нам перелетали ребята из Романовки, "Ляпа" был руководителем полетов, и убил экипаж на снижении при заходе на посадку. Сняли с должности, "сослали" в Николаев, кажется, учебный отдел возглавлял. Ничего хорошего о таком командире в памяти людской не осталось.
      
      Как я уже говорил, командиры все разные. В это раз нам попался командир, про которого можно было сказать, что он родился для того, чтобы командовать. И "родословная" была хорошая: суворовец, все должности прошел, академия, спортсмен, в глазах блеск, армию любит, всю службу провел в нашем гарнизоне, обстановкой владеет. Мечта подчиненных, а не командир. Но уж очень хотел стать генералом, что его и сгубило. Власть, предоставленную ему, воспринял за вседозволенность, начал совершать резкие, не всегда адекватные поступки. Допустим, увидев толстого летчика, решил представления на класс не подписывать, пока мы лично ему не сдадим физкультурные нормы. Хорошие требования, правильные, но классность в полку резко упала. Поправили сверху. Опять же к разным напиткам интерес проявил неограниченный, считая, что он во всех видах хорош. А где напитки, где власть, там и совершенно посторонние женщины. Вот и в семье что-то разладилось. И начал командир жить в кабинете. Нам было все равно, где, и с кем, живет командир, но представьте себе состояние дежурного по полку, когда в 03.00 к нему заходит командир полка в очень тяжелом состоянии, и предлагает заняться "армрестлингом". Тут и Главная инспекция МО подкатила. А возглавлял её генерал-лейтенант, начальник ЦБП и ПЛС ДА. Когда мы увидели этого «зеленого» генерала, в шинели, в галифе и сапогах, в ремнях и подпругах, то поняли, что добром это не кончится. Провели с нами строевой смотр, запугали пугливых, насмешили смешливых, отпустили по домам. И все мы знали, что с утра будет тревога, что будем летать 3 дня подряд, и говорил нам об этом, конечно, сам командир. Отпустив нас, домой, готовиться к "войне", сам он весьма качественно "подготовился", и лег отдыхать в кабинете, никого об этом не предупредив. Началась "война". Как и положено, оперативный позвонил командиру домой, но жена ответила, что тот на службе. Подумав, что командир заранее вышел в штаб, оперативный продолжил свои милитаристские приготовления. Представьте удивление руксостава полка, а особенно «зеленого» генерала, когда командир не пришел в полк и через час. На все звонки жена, эта честная женщина, отвечала, что муж на службе, а в полку уже начали подумывать о группах розыска, полагая, что все это козни мирового империализма. Но ещё больше удивился сам командир, когда, выйдя из кабинета по нужде, увидел свой штаб стоявшим на ушах. В общем, скомкано прошло начало активной фазы проверки. Пошли на первый вылет. «Зеленый» генерал выразил желание слетать с командиром. Не знаю, о чем они с командиром весь полет говорили, но на посадке командир "со стуком" приложил самолет к матушке-земле. А на справедливый вопрос генерала - зачем, ответил, что его уже задрали, и вообще, устал он. После инспекции, командира, не дав полковника, перевели на должность с меньшим объемом работы, чтобы, значит, не так уставал. Вот так мы лишились ещё одного командира.
      
      В соседний полк перевели из Острова нормального летчика. Работал он заместителем командира АЭ, потом командиром АЭ стал, в академию заочно поступил, прошел должность заместителя командира полка, и был назначен на освободившееся место командира полка. Причем все прошло очень спокойно, тихо так, без всякой подковерной борьбы. И в полк вошел он, как говорится, как " патрон в патронник", очень нам понравился. Особенность у него была, волосы выпадали клочьями, стал он голову брить, очень этим местом на Котовского был похож. Стали мы с ним летать в одном экипаже, оба пришли с Ту-16, вот вместе и осваивали Ту-22м2. Все было хорошо, но его "тыл" подвел. Чтобы не множились слухи, собрал он нас, управление полка, и сам рассказал, что жена полюбила другого, он разводится, а летчика этого, которого жена полюбила, переводит в Приморье, по личной просьбе. Очень порядочный поступок, мы ещё больше его зауважали. Переехал командир в однокомнатную квартиру, стал жить один. Мы всегда знали, куда можно зайти, когда праздник заканчивается, а душа продолжения требует. Командир был парнем видным, спортивным, ничто человеческое ему было не чуждо. А это не нравилось некоторым начальникам, но командир за свое право на личную жизнь твердо стоял. Но чувствовал, что это добром не кончится. Как-то я его спросил, когда "полковника" будем обмывать, на что получил четкий ответ, что "полковника" скоро обмоем, но не долго он это звание проносит. Все так и случилось. "Полковника" дали, но на очередной ВЛК списали с летной работы, якобы барокамеру плохо переносит. Вот так мы опять лишились командира, причем хорошего, а казино в городе Рыбинске получило начальника службы безопасности.


Рецензии
Да, Вы очень точно подметили, насколько командир полка не простая должность. Приходится каждый день сдавать экзамен перед сотнями пар глаз своих подчинённых. В моём командирстве я наделал много ошибок, но были и поступки, которыми мой личный состав гордился. Вот для примера один из них:
2) "Василич, по поводу "Ваших лётчиков". Как бы Вас не критиковали, согласны мы с этой критикой или нет, я в таких случаях отвечаю, он мой командир, случилось бы, я за ним в бой пошёл бы без размышлений, хороший он или зашкаливает у Василича, мне по фигу, что о нём говорят, он мой командир и точка!.

Рассказываю им, любопытным, один случай, в котором сам участвовал. Помните, когда в Острове нас пришли отлупить колами скобари к офицерскому общежитию, вечером, после службы? Когда стало понятным, что драку избежать не возможно, КОМАНДИР ПОЛКА её возглавил, скомандовал "А ну погнали их мужики!". И гнали мы эту шоблу с колами до самого города! Помните?! Спрашиваю, осуждающих Вас, а ваш командир на такое был способен?! Возглавить драку своих молодых офицеров с местными хулиганами? Конечно же им нечего сказать..."
Мин Херц, написав мне про драки, ты мне напомнил эпизод, который был до вас, году в 83-84. Я ещё был зам по лётной у Мордовалова. Из-за того, что количество драк в гарнизоне и вообще беспорядков в ночное время резко увеличилось, начальник Политотдела полковник Калмыков Виктор Иванович предложил на выходные с пятницы по воскресенье выделять дополнительный патруль ночной из добровольцев

И стоя перед полком , спросил: "КТО ПОЙДЁТ ПЕРВЫМ? " Строй молчал. И тогда я понял, что должен сделать первый шаг, ведь я вёл секцию каратэ в гарнизоне. Короче - вышел, говорю: "Мне нужно ещё пять добровольцев. Пять человек вышло: 4 офицера, 2 прапорщика. Жаль не запомнил их фамилии, кажется один из них Иван Фомичёв.

В общем, за ночь мы погасили шесть экцессов. До прямой полноценной драки не дошло, но на грани было, и даже чуть " помахаться" пришлось.

Больше наш пример никто не поддержал. Не нашлось смелых... Жалко, вашего курса тогда ещё не было. А насчёт той драки у общаги - я ведь чисто случайно туда на машине подъехал. Сначала ещё мелькнула мысль, патруль вызвать, чтобы порядок навёл, а потом понял - не успеет. Пришлось давать команду "ФАС" и самому её исполнять. В общем, спасибо, что напомнил этот случай. Короче - это здорово, когда есть что вспомнить. Обнимаю, привет нашим !!!


Полковник Чечель   06.07.2017 23:43     Заявить о нарушении
Дополню по катастрофе Шиколая отрывком из моей повести "Сахалин":

А если вообще говорить об этом нашем походе на Сахалин, то я в который раз думаю, какой всё же не предсказуемой бывает наша жизнь. Не пройдёт и двух десятков лет, как при руководстве полётами однокашника Саши Лепаловского, который дал снижение экипажу ТУ-16 капитана Шиколая до 700 метров, тот умудрится «размазать коробочку» на 15 км шире и врезаться в вершину сопки высотой 704 метра как раз недалеко от тех мест, где мы гуляли по Сахалину. А одной из способствующих причин этого печального события явилось одно слово «Быстро» снижайся до высоты 700 метров». Вот он и доснижался «быстро». Нет такого слова в Обязательном Перечне Типовых Команд и Запросов. Есть слово «снижайся» или «занимайте эшелон», но нет слова «быстро». В который раз этот случай говорит - «В АВИАЦИИ НЕТ «МЕЛОЧЕЙ»», всё написано кровью.

Пройдёт всего 19 лет, я став лётчиком Морской авиации, буду совершать облёт самолёта ТУ-16 в гарнизоне Монгохто, с высоты 11000 метров увижу весь остров как на ладони и сразу вспомню этот наш школьный поход по Сахалину. А на следующий день, улетая, как оказалось, на Джиду вместо аэродрома Белая, оставлю Сахалин под правым крылом и навсегда попрощаюсь с ним.

Да, как много интересных и ярких событий хранит память. Очень хочется пожелать, чтобы нашим детям, внукам и правнукам тоже было что вспомнить, сидя у камина долгими зимними вечерами. На этой оптимистичной ноте позвольте на сегодня с вами проститься, господа, бо «настало утро, и Шахеризада прекратила дозволенные речи!» Благо Дарю за внимание...

Так вот делать в этой катастрофе крайним к-ра полка не совсем корректно. Был бы в экипаже грамотный штурман, подсказал бы: "К - р, скорость велика, держи на развороте крен 60, чтобы вписаться в коробочку, и поскольку в облаках займи на всякий случай 750 метров. Бережёного Бог бережёт - сказала монахиня, одевая призерватив на свечу".

Полковник Чечель   07.07.2017 15:08   Заявить о нарушении
Если бы Ляпа руководил полетом экипажа как положено,
а не целовался и обменивался новостями с прилетевшим
полковником ЛЮФ, то ничего бы и не случилось. Мой брат
был на КДП в этот момент, и оценивает ситуацию однозначно
- полетами никто не руководил,ни командир полка, ни
старший штурман, оба целовались со своим бывшим командиром
полка ЛЮФ.

Безмв   07.07.2017 16:27   Заявить о нарушении
Вы знаете, виноват прежде всего экипаж, именно он допустил главную ошибку, что не вписался в БК. А мозгов подстраховаться, занять 750-800 метров, не хватило. Хотя согласен, что сделать эту ошибку ему "помог" РП, заставив снижаться в спешке, а в этом случае вероятность ошибочных действий увеличивается непредсказуемо и лавинообразно.

У меня за 37 лет лётной работы всяких ОСП было вагон и "маленькая тележка" , в том числе и связанных с плохой работой ГРП. Меня снижали на ТУ-134, от которого я чудом сумел увернутся. Однажды ночью свели с АН-12, только благодаря моей осмотрительности столкновения не произошло. Однажды на учениях мой полк свели лоб в лоб на одних эшелонах с 20 СУ-24.(в каком-то из рассказов это случай описан, как мы разошлись). Однажды докладываю: "На третьем", - а РП п/п-к Коренев мне выдал: "Постой пока там" --- в общем, когда всего часть всяких ОСП, что были, пересказал Василию Васильевичу Ершову, когда делились с ним лётным опытом, он воскликнул: "Слава Богу, что меня он избавил от таких приключений ".

Так вот, уже с должности зам.комэски я ни одному слову РП не верил на слово, и никогда от него помощи не ждал, а проверял полученную от него информацию всеми доступными мне способами, а всё потому что однажды ночью на ИЛ-28, частично по вине РП п/п-ка Новикова, умудрился даже потерять пространственную ориентировку. Хорошо, штурман-инспектор полковник Ерёменко не увидел, как я тогда обосрался, а заметил только что мы резво пересекли три занятых другими самолётами эшелона.

Резюме, которое я всегда вдалбливал в головы своих пилотов: "Грамотный командир экипажа ошибку РП исправить может, но никакой безупречный РП не в состоянии исправить ошибку экипажа, если там командир или штурман - "дятел" - есть такая птичка - " долбоёб" называется. Звучит грубо, но суть верна. Испытатели никогда ни на кого не надеются, а рассчитывают только на себя. Вот к их эталону и надо стремиться.

С ув. ВВЧ

Полковник Чечель   07.07.2017 22:14   Заявить о нарушении
Ясно, что слова насчёт "дятла" ни в коей мере не относятся к экипажу Шиколая, я его просто не знал, а вот то, что дежурный штурман мог и обязан был подстраховать командира, раз тот обнимался с ЛЮФ, что по человечески можно понять,( но оправдать с точки зрения исполнения обязанностей РП), для меня это АКСИОМА. Дежурный штурман обязан был, видя , что командир отвлёкся, взять контроль за воздушной обстановкой на себя, а не сидеть на КДП балластом. Тем более - это не полёты, а перелёт одиночного самолёта.

Во всяком случае так было заведено у меня в полку. Бывает, при руководстве полётами полка иногда приходилось отвлекаться, вдруг Командующий на провод вызовет, или ещё какая - нибудь "гайка" вылезет как у начальника гарнизона, так мой старший штурман не сидел балластом как узкий специалист, а не дожидаясь моих указаний , сразу меня подстраховывал, беря под контроль свой и мой экран РЛС.

Кстати, когда мне в полк дали двух молодых штатных РП, капитанов, Володю Королякова и Володю Борисова, с должности командира корабля и имеющих нулевой опыт в руководстве полётами, я, понимая какая на мне лежит ответственность как на командире полка, который отвечает за всё, научился с воздуха контролировать всю работу ГРП, и не раз поначалу приходилось исправлять ошибки ребят пока они стали "зубрами". Так это не потому, что я такой "вундеркинд", а сама жизнь заставила овладеть этим навыком.

Полковник Чечель   07.07.2017 23:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.