Ласточка Дали

 
   

Ласточка Дали
 
 

Сальвадор Дали был королем сюрреалистов. А Гала – его королева. Кто был главным в этой семье – большой вопрос. На родине Дали, в Каталонии, сохранилось несколько зданий, в которых эта необычная семейная пара пыталась строить свое семейное счастье. Одно из них – замок Pubol.
 
 Единственная, на мой взгляд, стоящая вещь в замке Pubol – обеденный стол из черного дерева. Этому столу лет триста – четыреста. Он словно хранит тепло человеческих ладоней прежних хозяев – крышка стола отполирована ими до блеска. Замок был построен в X1V веке и принадлежал баронам Пуболя.  Когда Сальвадор купил замок для Галы, здание почти разрушилось. Дали сделал ремонт, но уютнее здесь не стало. Супруги Дали не любили людей и считали, что на всем белом свете есть только два достойных человека – Сальвадор и Гала. Их любовь никого не согрела.
Сейчас замок мертв. Я чувствовал себя здесь неловко даже на кухне. В детстве Сальвадор мечтал стать поваром. Став взрослым, он панически боялся заходить на кухню. В нем было много странного. Чтобы обратить на себя внимание женщины – Ласточки (Галарина, сокращенно Гала – в переводе с каталонского означает «ласточка»), он резал бритвой щеки и мазался… козьим дерьмом. Однажды Дали въехал в самый шикарный отель Барселоны на белом жеребце – чучело этой лошади по сей день стоит в замке. Он гулял по городу, надев вместо шляпы на голову двухметровый батон. Сальвадор мог позволить себе любые шутки, ибо он был королем художников.
Дали   мечтал быть королем. Настоящим. Настоящий король Испании пожаловал ему титул маркиза. Маркиз Сальвадор Дали называл свою жену Галу, урожденную Елену Дьяконову, бывшую супругу поэта Поля Элюара и любовницу основателя сюрреализма Макса Эрнста, «моя королева». Замок  Pubol, названный так по имени каталонского городка (pubol – тополь), он подарил жене. В последние годы жизни они редко бывали вместе, и Дали мог приезжать в замок только по разрешению королевы. В одной из комнат была его мастерская. Гала, которая почти на десять лет была старше гения, боялась, что он умрет раньше, и у нее кончаться деньги. Поэтому Дали много работал.
Стареющая королева не могла смотреть, как время  стирает с ее лица следы молодости: все зеркала в замке были прикрыты кусками материи.  Ее раздражали чугунные ребра батарей отопления, и Дали  спрятал их в короба, сплетенные из ивовых веток. Сальвадор лично сделал золотые краны в ванной комнате. Стараясь угодить королеве, он купил настоящий трон, на котором она любила сидеть возле небольшого пруда. 
Дали и Гала решили, что они будут похоронены в этом замке. Королева лежит под массивной плитой в бывшей кладовке – прохладном и мрачном подвале. Два года после ее смерти Сальвадор жил в Pubol как затворник, пока едва не погиб при пожаре, получив серьезные ожоги. Человек, превративший свою жизнь в увлекательную пьесу, похоронен в театре города Фигерес, который он при жизни превратил в музей. В одном из полутемных залов нет ничего, кроме плиты с надписью «Сальвадор Дали. 1904 – 1989». Именно здесь покоится художник, «непохороненный», согласно  завещанию, которое Дали менял несколько раз. После смерти они так и не остались вместе… 
Дали настаивал на том, чтобы в музее посетителям ничего не объясняли. Он приходил в бешенство, читая рецензии на свое творчество.
Искусство надо чувствовать. Посетив  Pubol и музей в Фигересе, у меня сложилось впечатление, что я побывал в логове монстра.
Искусство создает любовь.  Дали никого не любил, кроме себя и Галы…

 

Барселона – Пуболь - Фигерес


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.