Опять - над облаками! Эфиопский дневник 42

Минуту назад   мчались с морским советником в ГАЗ-69 по песчаной дороге. Машину кидало из стороны в сторону - как по льду… Успели! И вот - сижу  в вертолёте на скамейке у борта … Мощный рёв двигателей заглушает голоса пассажиров… Вертолёт быстро вошёл в нижний слой облаков, и земля скрылась в серой пелене. Он шёл вверх и вверх -  на  высоту Асмары  - 2500 метров.

В открытые иллюминаторы врывается ветер, с каждой минутой он становился всё свежее и свежее. Чувствуется прохлада высокогорья. Стало легче дышать.

Жара отступает – поднимаемся всё выше и выше сквозь облака… Наконец – вертолёт пробил  слой облаков… Исчезла жара. Облака – внизу, ниже нас, а  над нами - голубое небо, сияет солнце. Воздух прохладный, приятный…  Конечно, здесь гипоксия (недостаток кислорода) -   зато нет жары, влажности!   

Хорошо, что успел на этот вертолёт! Ведь следующий рейс - через неделю или позже! На скамейках вертолёта - крепкие, загорелые ребята. Кто из них втащил меня внутрь – сейчас и не понять… Все оживлённо продолжают разговоры,  начатые до моей посадки … Возвращаются в Аддис Абебу из командировок, как и я… Кто-то летит  в отпуск на Родину…

Улетаю из Массавы во время – ведь здесь сейчас африканская зима! А что будет «летом», когда температура перевалит за 50 градусов жары? При той же огромной влажности!

- «Да, сейчас в Массаве зима! Вот летом будет – жарко, и влажность 100 процентов! Самочувствие  как у рыбы в аквариуме…» - говорили попутчики. Земли не видно – внизу сплошные облака, скрывающие горы. Там -     сепаратисты.
- «Повезло! Сплошная облачность! Пролетим в облаках – и не увидят!»  - улыбаются попутчики.   В вертолёте всё та же огромная бочка с горючим…
 
Два месяца в Массаве прошли как мгновенье!  И этот перелёт  всего около часа -  от Массавы до Асмары 80 километров… Под вертолётом в облаках показались вершины гор. Они подступили вплотную… Мы не снижаемся, это горы поднялись к нам!   

Впереди – Асмара… Там нужно пересесть на самолёт в Аддис Абебу… Предстоит встреча с тем,  кто не встретил меня тогда и должен встретить сейчас. В Массаве морской советник при отъезде мельком сказал, что в Асмаре меня «обязательно»  встретят…

Под вертолётом промелькнули знакомые пейзажи окрестностей Асмары – склоны гор, линии траншей вокруг города… Ещё минута, и вертолёт пошёл на посадку… Аэродром… Колёса коснулись земли… Остановились… Стих  рёв двигателей… Это - Асмара!

Открыли дверь вертолёта. Пассажиры вывалили   на поле… Рядом с вертолётом стояло несколько ГАЗ-69.  Улыбались встречающие. Люди приветствовали прибывших. Садились в машины и уезжали в город. Меня встретил тот самый Окунев.  2 месяца назад он не встретил меня в аэропорту,  создав мне этим большие трудности.  К счастью, мне повезло, и удалось выйти буквально «сухим из воды».

На этот раз  Окунев прибыл во время. Простая улыбка, выражение лица - доброжелательное. Непроницаемый «фасад»… Не расслышал по телефону? Забыл или перепутал день в прошлый раз?  Он «простак» или непунктуальный?  Понять это я не смог…
 
По старой привычке к точности в сложных ситуациях – в прошлый раз  я трижды продублировал звонок в Асмару о своём приезде,  по трём разным каналам.  И каждый раз отвечали – «не волнуйтесь, встретим…» Решил вести себя с Окуневым так, как будто и не  было тех сложностей в момент приезда… Спасибо Провидению – оно помогло и предупредило - быть впредь осторожнее…

Поздоровались.
- «Как поездка?» - спросил он.
- «Нормально!» - ответил я.  «Когда смогу улететь в Аддис Абебу?»
- «Если повезёт - как минимум, завтра! Возможно, будет лететь  наш АН-24… А пока – поехали ко мне!» Быстро промчались по шоссе в город. Вот и многоэтажка, в которой живёт Окунев. В застеклённом подъезде – бруствер из  мешков с песком, за ним – охрана, сидят эфиопские солдаты с пулемётом. Поднялись в квартиру.

Жена Окунева – приветливая симпатичная молодая женщина – предложила пообедать. Ничего не оставалось как принять приглашение. Она рассказывала о жизни в Асмаре. В городе несколько госпиталей  - они перегружены ранеными в этот период… Была операция Красная Звезда – как говорили об этом «на кухнях»… Хирурги работали по 12 часов – посменно… Рассказал в нескольких словах о Массаве… Окунев добавил, что  только в Асмаре есть итальянский магазин, в котором можно купить итальянскую серебряную цепочку – прямые поставки из Италии.  Все побывавшие в Асмаре делают там покупку.
 – «Обязательно пойдите туда – иначе жена Вам не простит! В Аддис Абебе таких нет!» – завершила  Окунева  свой совет.

Окунев предложил проводить меня в магазин, что бы я не путался в большом городе (более полумиллиона жителей).  Зарплату мне доставили в Массаву, я был «при деньгах», так что можно было идти. Прошли по широким тенистым улицам. Раскидистые деревья, масса зелени. Везде патрули. Вот и центр. Много магазинов, в которых продают мебель, одежду… Мало посетителей.

Вот итальянский магазин. Продавец позвал хозяина, который очень приветливо встретил нас, заявив:
- «Мой магазин к Вашим услугам!»
- «Покажите серебряные цепочки…» - попросили мы.

Хозяин начал подробно рассказывать историю этих цепочек. Он рассказал:
- «Эти цепочки изготавливают из серебряных старинных австрийских талеров времён королевы Марии Терезии. Для  них применяли серебро особого состава, добываемое в средневековой Европе. Сейчас штольни, в которых добывали это особое серебро, истощены… И поэтому цепочки делают из тех старинных талеров». 

Он добавил:
- « К сожалению, сейчас магазин распродал все цепочки!   Нет ни одной для продажи.  Зайдите через пару недель! Возможно, к тому времени поступит новая партия товара из Италии… Или  через  месяц!» - добавил он.   

История цепочек рассказанная хозяином, вызвала у меня улыбку… Сомневаясь,  что  можно найти  в наше время  такое огромное количество  старинных талеров,   что бы изготовить из них то неисчислимое количество итальянских цепочек, которыми заполнены прилавки магазинов, вероятно, не только Востока, но и всего Мира… Но об этом  не стоило говорить…  Окунев тоже  улыбался…
Так же очень смешно для меня звучало приглашение - зайти   через пару недель в магазин.  Я случайно попал в  этот город – на день! Ведь завтра  улечу из Асмары, что бы никогда в неё больше не возвратиться!  Но не стал объяснять продавцам ситуацию и разочаровывать их, а ответил с улыбкой:
- «Спасибо за приглашение! Обязательно через пару недель, может чуть  позже  -  зайду в магазин… Ждите!»  На улице с Окуневым посмеялись над моим обещанием зайти в магазин…

Возвращаясь, заглянули в пару других магазинов – там продавали кресла, торшеры, трельяжи, картины и многие другие изделия с эфиопской тематикой… Всё очень красивое и дорогое… Но всё это было мне не нужно! Даже  если  и найдёшь деньги, что бы купить такие громоздкие вещи – как их везти  домой, в Союз? Нереально!

На следующее утро поехали прямо на аэродром… По телефону на деловые темы, о полётах не принято  говорить… Соблюдали осторожность… Увидев машину Окунева, охранник сразу открыл железные ворота и молча пропустил нас на аэродром. Мы прибыли во время – там уже собралась вся группа моих вчерашних  «вертолётных» попутчиков. Среди них был и тот молодой мужчина, который собирался  завтра лететь в отпуск в Москву.  Все радостно приветствовали друг друга. В такой обстановке люди быстро знакомятся друг с другом. Попрощался с Окуневым. Я на него не сердился.

На краю поля стоял грузовой АН-24. По опущенному  хвостовому трапу в кузов въехала    пара легковых автомобилей. Пилоты наблюдали погрузку. Затем  пригласили войти пассажиров. Мы расселись на скамейки вдоль бортов самолёта. Я сел рядом с «завтрашним отпускником», собирающимся в Москву.

Подняли трап. Взревели двигатели. Самолёт слегка потряхивало при разгоне. Взлёт!  Прощай – красивый город Асмара! Ещё 800 километров, короткий перелёт – и Аддис Абеба!


Рецензии
Каждую главу читаю с трепетом.
Нет цены Вашим воспоминаниям, Гавриил.
Светлого настроения и добрых дел.
С теплом,
Илана

Илана Арад   13.07.2009 06:31     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за высокую оценку описания моих мытарств по Эфиопии...
С наилучшими пожеланиями и теплом, Гавриил

Гавриил Иваниченко   14.07.2009 06:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.