Палубный ученик
Обратно мы плыли по реке с большим комфортом. Но на этом мои путешествия в то лето только начались. Потом мои родители решили, что я уже достаточно взрослый для решения семейных бытовых проблем и отправили в Архангельск по делам Мне нужно было получить багаж, пришедший с Сахалина, и погрузить его на пароход «Юшар», что ходил летом между Архангелском и Нарьян – Маром. Как я умудрился это сделать, помню плохо, однако факт, и в конце июня я с багажом в трюме «Юшара», вернулся к родителям. Такова была краткая прелюдия тех событий, когда я впервые отправился в море на заработки.
Посидев пару дней дома, я заскучал и заявил отцу, что нужно чем – то заниматься и самое лучшее для меня, пойти поработать в море, о чем я с детства мечтал. Отец очень не хотел, что бы стал я моряком, но здесь он почему-то сразу согласился. Как я потом понял, хотел он, чтобы я, хватив фунт лиха, больше об этом и не заикался. Папа мечтал, чтобы я стал инженером. По складу характера он был гуманитарий и настолько, что вбивание гвоздя для него всегда было большой проблемой. А любой технический термин, вроде телемеханики, таил для него что-то загадочное. Во всяком случае, уже через несколько дней я ступил на палубу теплохода «Александр Матросов». Это было детище послевоенных лет, когда морских судов было мало, и их лепили, из чего могли. Этот тоже был слеплен из морского лихтера (баржи), но выглядел вполне благопристойно. Отец проводил меня весьма литературным напутствием, смысл которого был в том, чтобы от работы не бегать, но и на работу не напрашиваться.
Фамилию капитана я не помню, а вот у старпома фамилия была Татаринцев.
Я ему представился и как вежливый и воспитанный мальчик спросил, как его зовут.
«Старпома всегда зовут старпом», - отрубил он, и мне взгрустнулось.
Папа, видимо, дал ему вполне определенные инструкции, это я ощутил уже на следующий день после выхода. Должность моя называлась «палубный ученик», так я был вписан в судовую роль. Паспорта у меня еще не было, его я должен был получить в августе, а было начало июля. И как все это папа организовал – ума не приложу.
Вышли мы в тот же день вечером, но когда я проснулся и вышел к восьми утра на вахту, мы стояли посреди Печоры где-то недалеко от выхода в Печорский залив напротив рыболовецкого участка. Капитан решил добыть семгу, и старпом дал команду спустить вельбот. Вельбот же, как известно, весельный, и весла там разные в зависимости от места, так вот мне досталось самое длинное весло. Я как-то с этим веслом справился.
Но рыбоучасток произвел на меня отвратное впечатление. Грязная вонючая изба, все спят вповалку. Нас угощали рыбой. В одном корыте большая нельма, сваренная целиком, в другом корыте семга, нарезанная кубиками вместе с чешуей. Семга была свежая, и перед употреблением ее нужно было опускать в грязную кружку с рассолом. Я есть не стал, меня тошнило.
Как только мы снялись с якоря, палубная команда стала закрывать трюма. Так трюма давно уж не закрывают, но то, что делали мы, видимо, делали еще в парусном флоте. Поперек горловины трюма лебедкой ставили бимсы – металлические балки с полками, метра через полтора одну от другой. После этого начинался довольно тяжелый для меня процесс кидания лючин. Лючина это такой щит из дубовых досок длиной полтора и шириной один метр. Она увесистая, и их много. Они ложатся на полки бимсов и закрывают трюм. После этого всю конструкцию сверху закрывают двумя брезентами, с боков прижимают металлическими шинами, которые крепятся дубовыми клиньями. Забивать клинья была сугубо моя работа. Палубная команда состояла из молодых и крепеньких парней. Боцмана не припомню, хотя он и был мой основной работадатель, ему было лет сорок, и он мне казался почти стариком. А вот судовой плотник был парень колоритный, этакий качок, тогда, правда, про это не знали, с черной курносой физиономией и фамилией Черномордников. Звали его Вовка, он запросто подтягивался на одной руке и на спор залез на руках вверх на мачту по тоненькому тросу - фордуну. Относились на судне ко мне хорошо, кроме курсанта – практиканта. Он работал в машине. Грузовые лебедки на судне были паровые, и он был кочегаром. Был он старше и здоровее меня, и дело кончилось тем, что он больно врезал мне кулаком, а я огрел его дубовым клином и разбил ему голову.
Жил я в каюте с судовым коком. Это был лысый мужик под сорок. Вечерами мы вели беседы о жизни. Из всех бесед вспоминается только одна, где он излагал свою жизненную линию, и я с ним соглашался. «Брошу плавать, найду женщину, которая бы меня всем обеспечила», - я понимающе кивал головой.
Мы шли с углем в Архангельск. Тот уголь по реке завозили в Нарьян – Мар, а там уже на морские суда переваливали. На переходе у меня было два дела: изредка стоять на руле и все остальное время отбивать киркой ржавчину с грузовых лебедок. Я тупел от этих лебедок и ржавчины, но уже откирковал две из четырех, когда перед приходом в Архангельск, боцман провел из котельной шланг и перегретым паром за час лишил ржавчины две оставшиеся лебедки. Я молча возмущался. Я занимался напрасным трудом и только недавно понял, что все это были проделки моего отца, деда Вали, которого хорошо знал Ваня и только раз видел Игорь. Он подговорил старпома, а тот приказал боцману.
В Архангельске мы стояли долго, разгружали уголь и грузились лесом, бревнами.
С судна меня никуда не пускали. Как – то был очень жаркий день, но боцман не нашел для меня другой работы, как в подшкиперской под полубаком отмачивать уксусом ржавые скобы. Было тяжко, но я терпел.
То было время, когда пьянство было нормой жизни советского народа, а достаточно тяжкая судовая жизнь сама к этому располагала. Помню, отходили с угольного причала на рейд. На мостике – капитан, в машине – стармех, на баке – старпом, на корме – я. На судне больше никого, а те что еще есть, те не в состоянии.С большим трудом выбрал я швартовый конец. Только отдали концы, стали отходить, на причале появился Вовка Черномордников. Пьяный в дым, он шел по краю причальной стенки, но в воду не падал. А когда судно уже на пару метров отошло от причала, он прыгнул и повис на сетке, что вешают под трап на случай падения. Все были заняты, и он провисел там достаточно долго. Вытаскивать этого пьяного битюга на палубу было очень тяжело, но он, зато, во время вернулся на судно, к отходу.
Потом мы с лесом пошли в Мурманск. Была штормовая погода, и мы чуть не потеряли весь лес, что был на палубе, но, крепить палубный груз меня не пустили и отправили на руль, или «в руль», как говорил старпом Татаринцев.
Разгружались в Кольском заливе, в Дровяной губе самостоятельно. Сбрасывали бревна за борт. Палубный лес сбросили быстро, а с тем, что в трюмах, маялись долго.
Во второй половине августа «Александр Матросов» вошел в Печору и в Нарьян – Маре я списался с судна. Само пребывание на берегу вызывало во мне ощущения необыкновенные. В море я больше не хотел и первые полгода хорошо учился.
А когда пришла весна, меня вновь потянуло на старое.
Свидетельство о публикации №209071100636
Про отца трогательно я завидую белой завистью , с какой любовью
и памятью на всю оставшуюся жизнь написаны эти строки........... Детей и внуков большинство любит больше, чем родителей
Людмила Сухарева 26.04.2016 17:55 Заявить о нарушении
Людмила Сухарева 26.04.2016 18:03 Заявить о нарушении