Путешествие в Саров-2008

...


Вспоминая написанный мной 07 ноября 2006 года рассказ о святом городе Сарове  вновь хочется повторить слова Сергея Александровича Нилуса: «Кто не был в Сарове, с верой в Серафима, кто не дышал напоенным его молитвой Саровским воздухом, тот не поймет и не оценит Сарова, хотя бы описанного и гениальным словом, хотя бы изображенного и гениальной кистью».
Великое в малом, 27 сентября 1901 года.

По воле Божией наше  второе путешествие в Саров пришлось на 11 декабря 2008 года – день беседы преподобного Серафима Саровского  с Николаем Александровичем Мотовиловым о цели христианской жизни в лесу, неподалеку от Саровской обители в 1831 году:  «Это было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящего близко к берегам ее. Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

- Господь открыл мне, - сказал великий старец, - что… вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у многих… спрашивали...  Но никто не сказал вам о том определительно. Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро - вот тебе и цель жизни христианской… Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они сами по себе, однако не делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжении Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего… Вот почему Господь Иисус Христос сказал: всяк, иже не собирает со Мною, тот расточает…

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжении этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.
- Как же стяжание? - спросил я батюшку Серафима. - Я что-то этого не понимаю.
- Стяжание все равно что приобретение, - отвечал мне он, - ведь вы разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или наживание, денег, а у дворян сверх того - получение почестей, отличий и других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже капитал, но только благодатный и вечный…

Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит: "… в нас действуют три воли: 1-я - Божия, всесовершенная и всеспасительная; 2-я - собственная своя, человеческая, то есть если не пагубная, то и не спасительная; 3-я - бесовская - вполне пагубная. И вот эта-то 3-я - вражеская воля - и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа. 2-я - собственная воля наша научает нас в услаждении нашим похотям, а то и, как враг научает, творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. 1-я же - воля Божия и всеспасительная в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для Духа Святаго...»

- Каким же образом узнать мне, что нахожусь в благодати Духа Святого?

- Это, ваше Боголюбие, очень просто! Потому-то и Господь говорит: вся проста суть обретающим разум... Да беда-то вся наша в том, что сами-то мы не ищем этого разума Божественного, который не кичит (не гордится), ибо не от мира сего есть...
Я отвечал:

- Все-таки я не понимаю, почему я могу быть твердо уверенным, что я в Духе Божием. Как мне самому в себе распознать истинное Его явление?
Батюшка Отец Серафим отвечал:

- Я уже, ваше Боголюбие, подробно рассказал вам, как люди бывают в Духе Божием... Что же вам, батюшка, надобно?

- Надобно, - сказал я, - чтобы я понял это хорошенько!..
Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою!.. Что же ты не смотришь на меня?
Я отвечал:

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли!..
Отец Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше Боголюбие! И вы теперь сами так же светлы стали, как я. Вы сами теперь в полноте Духа Божиего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.
И приклонив ко мне свою голову, он тихонько на ухо сказал мне:

- Благодарите же Госпада Бога за незреченную к вам милость Его... я только в сердце моем мысленно Господу Богу и внутри себя сказал: Господи! Удостой его и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостоиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей! И вот Господь исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же не благодарить Его за этот неизреченный дар нам обоим!.. Это благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией... Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто и не убойтесь - Господь с нами!

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговенный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека, с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом, и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня, и великого старца...

- Когда Дух Божий снисходит к человеку и осеняет его полностью Своею наития, тогда душа человеческая преисполняется неизреченною радостью, ибо Дух Божий радосто-творит все, к чему бы Он ни прикоснулся…»

В 2006 году на Ближней пустыньке на средства благодетелей и прихожан был построен и освящен деревянный храм в честь Сошествия Святаго Духа. Но ни в 2006, ни в 2007 году 11 декабря не служили, только в 2008 году в День Сошествия Святаго Духа на прп. Серафима Саровского и Н.А. Мотовилова была отслужена Божественная литургия. После службы священнослужители и прихожане совершили Крестный ход вокруг храма.

Радостно нам было присутствовать на праздничной службе, во всем ощущалось Батюшкино благословение.

Народ медленно расходился по домам и мы отправились к Святому камню, на котором прп. Серафим простоял в молитве на камне 1000 дней и ночей, отмаливая пред Господом свое «непослушание» – отказ от назначения настоятелем Саровского монастыря.

Дальше наш путь лежал через вековой сосновый бор на Дальнюю пустыньку батюшки Серафима, где живя в 1804 году и с 1807 по 1810 год, Батюшка совершал подвиг молчальничества, и на святой источник Серебряные ключи.

После посещения святого источника о.Владимир благословил нас на трапезу, а затем показал храм в честь святого великомученика целителя Пантелеимона – первый храм построенный на средства благотворителей и жителей города на территории 50 клинической больницы и освященный 16 октября 2004 года.

Посещая этот храм в 2006 году в канун 300-летия основания Саровской пустыни Святейший Патриарх Москвовский и всея Руси Алексий II сказал: «Болящие находят здесь утешение, а врачи подкрепление духовных сил».

Стараниями прихожан храм благоустраивается и благоукрашается, новое паникадило и подаренные иконы радовали глаз. Строится отдельно расположенная крестильня…
Весь день батюшка Серафим вел нас по своим родным местам, но настал вечер - закончилось наше вторе путешествие, но память о нём останется с нами и надежда побывать в городе Сарове еще раз.

Взяв благословение написать этот рассказ, я надеюсь, что тот кто прочтет его захочет побывать и в Дивееве, и в Сарове, как я, когда в 1999 году впервые прочла «Великое в малом» Сергея Нилуса…

Адрес храма в честь святого великомученика целителя Пантелеимона: 607190, Нижегородская обл, г.Саров, ул.Зернова, 72 стр.34. тел. 8-83130-5-08-50


09.07.2009 г. Басова Е.К.


...


Преставленный выше тест был оформлен в виде полноцветного буклета (фото)
подарен настоятелю храма целителя Пантилеимона города Сарова о.Владимиру.

Преподобный отче Серафиме моли Бога о нас!

...


Рецензии
Спасибо Вам.

Вита Лемех   06.03.2010 13:43     Заявить о нарушении
Во славу Божию!

Елизавета Басова   06.03.2010 13:50   Заявить о нарушении
Опубликовала фотографию.
Так выглядел буклет подаренный о.Владимиру настоятелю больнмчного храма в честь целителя Пантелеимона в Сарове.

Елизавета Басова   06.03.2010 14:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.