Штык... финка... кинжал...

 
          Во многих национальных традициях находка ножа или иного холодного оружия на улице считается знаком победы, исполнения давних желаний. И независимо от его состояния сулила удачу. Но  только при выполнении определенных ритуальных действий. Если вы нашли на улице нож, необходимо подобрать его и взамен бросить монетку, как бы купить.

          В соответствии с установившимися традициями нельзя дарить ножи и другие острые предметы, это обязательно приведет к ссоре. Их надо продавать, продавать за чисто символическую цену. Считается, что нельзя передавать из рук в руки ножи и острые предметы. Одному надо положить его на стол и только тогда другой может взять его. Возврат складного ножа должен быть произведен в том же виде, что и его передача. Взятый раскрытым нож возвращается раскрытым, а  сложенным – сложенным.

          Но об этих правилах в далеком детстве мы, конечно же, не знали потому как никто нам этого и не объяснял. Видимо и не предполагали старшие о возможностях таких находок. Единственное, что категорически нам запрещалось – это притрагиваться на улице к сложенным в столбик «заговоренным на зло» монетам. «Заколдованным» монетам. А такие, увы, встречались и довольно часто… Но это уже совсем другая тема…

          В степи мы находили очень много необычных вещей и даже не задумывались, как они могли здесь очутиться. Одной из моих находок стал большущий трехгранный штык. То, что эта ржавая кривая железяка и есть штык от винтовки, стало понятно сразу же. Ведь сколько раз смотрели фильмы про Чапаева, про войну. И никаких сомнений, что от «нашей» винтовки. А чья же она могла быть! Хотя сейчас, после поисков в Интернете  я в этом сильно сомневаюсь. Слишком она была  похожа на штык к американской винтовке «Спрингфильд» образца 1873 года. Но это уже сравнение  по памяти…
 
          После целого дня игры в «войнушку» с найденной боевой находкой возник вопрос, где же ее хранить? Принести домой и где-нибудь спрятать от родительских глаз – это нереально. Обязательно найдут такую громадину! Остается одно – заныкать ее где-нибудь на улице. Однако на следующий день тайник под забором хлебозавода оказался пуст. Увели! Кто? Неизвестно. Но ни у кого из ребят на нашей улице при игре в «войнушку» штык больше не появлялся…

          Прошла еще пара лет, и следующей моей находкой стала «финка». Напротив ДК строителей, что на Ленинградском проспекте (ныне Фатали Хан Хойского), находился госпиталь пограничников. Правее него – футбольное поле госпиталя, которое зачастую использовалось для посадки вертолетов при доставке больных в госпиталь с далеких застав. Впоследствии на этом месте будет построена городская больница.  А между госпиталем и футбольным полем шла дорога с невысокими кустами похожими на гранат, ведущая к центральной входу и центральной аллее кладбища.

          И вот, возвращаясь как-то с этого футбольного поля, буквально метрах в пятидесяти от проспекта под одним из кустов заметил сверкающий нож с наборной ручкой из разноцветного плексигласа. «Финка»!

          Как и в случае со штыком понятие «финского ножа», «финки» было у нас также чисто теоретическим. Все слышали о ней, но никто из нас, пацанов, в глаза ее не видел.  Но, чем же еще мог быть «зековской» работы нож с такой красивой рукоятью? Только «финкой»! Наборная рукоять с отполированными пластинами черного, белого, красного и синего плексигласа  отделялась от клинка овальной формы упором – гардой. Плоский стальной клинок ромбовидного сечения больше напоминал форму клинка кортика и имел оригинальную форму острия. Оба боковых лезвия на конце не сходились в одну точку. Они как бы закручивались под углом в 90 градусов в узкое, миллиметра в три жало отвертки. 

          Просмотрев недавно многочисленные сайты с описанием финских ножей, я к удивлению не нашел ничего похожего на  находку полувековой давности. Да и по малым своим размерам она больше походила на сувенир, нежели на классический вариант «финки»… Так что, была эта вещица весьма оригинальной. А качество отделки ее говорило о большом мастерстве неизвестного изготовителя…

          В глубине нашего двора, куда я мигом домчался, сразу же стали собираться ребята посмотреть  находку. Слух о находке мгновенно разнесся по всей улице. Скорее всего, засекли меня, бегущего по улице с «финкой» в руке. Догадаться бы, завернуть ее во что-нибудь, да не во что было. Не замедлили явиться ребята возрастом постарше, тут же пообещавшие мне несколько лет тюрьмы за хранение «финки». И не успел я опомниться от такой неожиданной перспективы, как находка под предлогом  «оказания помощи»  и «спасения от тюрьмы» была отнята.  Только я ее и видел…

          Третья моя находка была в саду молоканского села Владимировка, что в нескольких километрах от города Куба Хачмасского района, где наша семья отдыхала в шестидесятых годах у родственников.

          Собирая в саду для бычка Мишки упавшие с дерева абрикосы, я заметил в земле около забора странную штуковину, немного выступающую из земли. Раскопав, вытащил ржавую железяку, которая после очистки оказалась старым (старинным) кинжалом. С клинком и рукоятью из одного куска металла, но без каких-либо накладок на рукояти. Абрикосы и голодный Мишка были тут же забыты. Такая находка! И как было не начать метать кинжал! После просмотра «Великолепной семерки».  Это же не перочинный ножичек завода «Металлист», а настоящее оружие! Метнул несколько раз в какой-то вкопанный в землю деревянный столб. Два неудачных попадания, а после третьего броска – промах. И кинжал исчез! И главное, ведь видел, куда он летел,  а его там нет! Всю землю перерыл, часа два искал… Нет его! Как сквозь землю провалился!

          Долго я потом ломал голову над его исчезновением и вообще не мог понять, как в саду русских молокан мог появиться кинжал – оружие кавказских народов? Потом встретилась информация, что якобы на этом месте раньше было лезгинское село Куснет. Ну, тогда вроде бы все встает на свои места. Но перед тем как писать об этом просмотрел в Интернете несколько статей о кинжалах. И оказывается, лезгинские кинжалы совсем другие, с более длинным клинком и долами (канавками) с каждой стороны для облегчения веса. Дагестанские, грузинские и армянские кинжалы тоже иной формы и размерами больше. А находка моя больше всего походила на короткий (425 мм) и широкий кинжал нижних чинов черноморского казачьего войска, служивший русским армейским оружием с 1840 по 1904 год. Но опять-таки, черноморского! Так что, история этого кинжала до сих пор остается неразгаданной.

          Что же общего между этими  разными находками? Все они случайно попали в руки, но ни одна из них в руках этих надолго не задержалась. Первая – на день, вторая – на час, третья – и того меньше. Хорошо это или нет, были эти находки действительно случайными, или несли какое предзнаменование, на эти вопросы ответа у меня нет… Что было бы, если зная особенности ритуала находок, я бы бросил на землю монетки..?




          Upgrade  04 февраля 2013 года


          Первоначальная идентификация найденного штыка с очень похожим штыком к американской винтовке с самого начала вызывало у меня массу вопросов, основной из которых – как она могла очутиться в наших местах?

          В процессе подготовки публикации «О русском штыке замолвите слово» (здесь будет находиться ссылка на эту незавершенную работу) еще раз внимательно просмотрел на форумах фотографии  различных штыков,  описание их конструктивных особенностей - количество граней клинка, форма и размеры шейки штыка (позволяющей отвести клинок штыка в сторону от траектории полета пули).

          Однозначно могу только сказать, что относительно большая шейка штыка-находки полностью исключает отнесение его к знаменитой трехлинейке, имеющей очень короткую шейку. Это дополнительное отличие. Основное – различное число граней лезвия штыка. Находка была с тремя гранями.

          Из других штыков к русским винтовкам по форме и размерам шейки наиболее близкими к штыку-находке являются штык к пехотной винтовке системы Бердана (№ 2) образца 1870 года и русский штык к стрелковой винтовке образца 1856 года (применяемый и с пехотной винтовкой образца 1858 года).

          Но штык к пехотной винтовке системы Бердана (№ 2) образца 1870 года – четырехгранный, что сразу же исключает отнесение находки к этому типу оружия.

          Русский же штык к стрелковой винтовке образца 1856 года, как и штык к винтовке «Спрингфильд» образца 1873 года со схожей по форме шейке, также имеет трехгранный прямой клинок. И вероятность появления его в виде находки намного превосходит возможность применения американских винтовок в Закавказье.

          Что и позволяет отнести находку именно к этой разновидности русских штыков.


Рецензии
Генадий, кто из подростков не мечтал быть обладателем финки. Была такая мечта и у меня. И вот однажды, как и Вы, я нашел финку, а где и при каких обстоятельствах, теперь не помню. Помню, что финка была именно такой, какой Вы описывает найденную Вами, она тоже была с наборной ручкой. И, возвращаясь вечером с занятий в техникуме тихими и безлюдными улицами, я сжимал рукоять финки в руке, держал её наготове. Как бы я поступил, если бы мне встретились хулиганы, не знаю, но финка придавала мне смелости. Потом финка куда-то запропастилась, а вскоре я окончил техникум и вступил во взрослую жизнь без этих глупостей.
Успехов
Вадим

Вадим Прохоркин   15.02.2013 17:35     Заявить о нарушении
Видимо, все рукоятки финок на зоне делали по одному неписаному стандарту. Мода такая была...
Тот куст, под которым я нашел сей раритет, помню очень хорошо...

С уважением,

Генадий Леонов   15.02.2013 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.