Потребность в конце света

Корни человеконенавистничества: Потребность в конце света

Это крайне незаконченный набросок статьи

Судя по всему, у людей есть потребность в конце света. Об этом можно судить по жанровому составу популярного кино, которое должно действовать на самые общие эмоциональные реакции людей – как-то: посмеяться, повоевать, попутешествовать, бояться, убивать и побеждать. И мы увидим, что значительное число фильмов, выходящих в широкий прокат – про глобальную катастрофу (Терминатор, Матрица, 2012, Хранители, Знамение, День, когда земля почти остановилась,  Звёздный путь, 2012, Армагеддон,  Резидентное зло, 28 дней спустя, доктор Стрейнджлав,   итд.) И хотя в большинстве из них глобальная катастрофа предотвращается, это не должно нас обманывать. Интерес к жизни серийных маньяков связан с тем, что в каждом из нас есть немного серийного маньяка, а не с тем, что мы мечтаем о чистых и спокойных улицах. Мы позволяем этой отрицаемой субличности подняться в начале фильма, с тем, чтобы вместе с полицейскими загнать ее в тюрьму обратно в финале. Можно, конечно, предположить, что у человека есть потребность защитить будущее своего вида как целого, и именно поэтому угрозы всему человечеству его цепляют - похожим образом, как цепляют угрозы Родине.
Но даже если не брать современное кино, не трудно увидеть, что легенды о конце света присутствуют во всей религиозной литературе. Причём о гибели именно всего света, а не отдельного города или страны. (Другой вопрос – это почему так интересны фильмы про зомби и про вампиров – нет ли подавленного стремления к людоедству.)
Стремление к глобальной катастрофе – это не то же самое, что когнитивные искажения в оценке ее рисков, так как последние обычно связаны с нежелание признавать реальный риск, то есть опираются на положительное желание, чтобы мир продолжал существовать.
Потребность в конце света может проявляться в том, что отдельные люди могут целенаправленно стремиться к глобальной катастрофе. Однако это вовсе не является необходимым или достаточным условием реальной деятельности по организации глобальной катастрофы. Многие могут просто подавлять в себе желания гибели, сублимируя их в чтении постапокалиптических книг или в подготовке наборов по выживанию. Другие могут приближать глобальную катастрофу своими действиями, особенно того не желая. Это возможно в двух случаях – или когда человек заблуждается и ставит, например, опасные эксперименты, или когда глобальная катастрофа является одним из вероятных исходов рациональной стратегии – сознание Doomsday machine.

Можно гипотетически выделить следующие причины формирования потребности в конце света.

1. Детские травмы и ненависть к родителям.
2. Потребность отомстить обидчикам. Всепоглощающая ненависть также создает стремление уничтожить мир, так как уничтожив весь мир, заодно уничтожаешь и объект своей ненависти. Когда у нас был пожар в подъезде, в коптерке оказался заблокирован лифтер и ему, как ему казалось, никто не помогал. Когда он вырвался наружу, у него было желание кинуть , как он сказал, «атомную бомбу в спасателей».
3. Садизм и мазохизм. Опасной чертой также является садизм, то есть способность человека получать удовольствие от страданий других людей или от умерщевления их. Часто садизм является искажённой формой сексуальности. Можно вспомнить и мазохизм – как получение удовольствия от причинения вреда себе, или как способ привлечь внимание своей ужасностью. Гипотетически и садизм, и мазохизм могут побудить человека к некому глобально деструктивному поведению.
4. Не считание себя человеком. Разделение на себя и обычных людей, «быдло». При этом каждый думает, что он особенный. Разные ролевые игры или религиозные отождествления могут этому способствовать. Грешат этим и некоторые трансгуманисты. За счет разделения на свой -чужой получается, что чужие имеют отрицательную ценность – то есть чем меньше их, тем лучше. И если я считаю себя не человеком, то и обычные люди для меня – не люди, то есть имеют отрицательную ценность.
5. Бредовое отождествление с дьяволом, Гитлером, антихристом  и т. п.
6. Любовь к катастрофам как перверсия сексуальности. Катастрофа как космический оргазм.
7. Врождённый или социально приобретённый интерес к убийствам и войне.
8. Депрессия, ощущение бессмысленности всего и потребность в самоубийстве. Осознание бессмысленности всего также важный источник человеконенавистничеста. Марк Аврелий – «Ты хоть лопни, а дела людей будут всё те же». Человеческая жизь имеет ценность тогда, когда любишь людей, хотя бы кого-то одного, хотя бы себя. Тогда и другие люди ценны, потому что они могут быть родственниками или друзьями любимого или просто за счёт генерализации. Осознание бессмысленности всего означает осознание и ощущение отсутствия каких-либо ценностей, что означает вседозволенность. Особенно остро это переживалось в 19 веке. Раз Бога нет, значит можно убить. Наука является источником этого осознания бессмысленности, так как становится понятно, что все цели человека - секс, самосохранение – эволюционно и социально запрограммированы – и понятно, как это произошло – но откуда взять новые цели, не понятно. Даже если сказанное является сильным упрощением эволюционной психологии, нам здесь это не важно, так как мы здесь исследуем только влияние таких упрощённых наукообразных мыслей на человека, а не истинность или ложность самих этих мыслей /см. мой текст «Зачем задавать вопрос зачем» – для более подробного обсуждения проблемы целей./
9. Утрата ощущения ценности человеческой жизни – например, в толпе. Преступное бездействие так же может быть связано с равнодушием к людям. И попустительство глобальной катастрофе также может к ней привести.
10. Религиозные мотивы. «Если эти суки не любят моего Бога, то надо взорвать мир, и пусть они у него попляшут на сковородке.» http://en.wikipedia.org/wiki/Doomsday_cult
11. Стремление к власти над миром также является потенциальным источником глобального риска. Во-первых, потому что захват мира - это всегда глобальная война. Во-вторых, любой фактор, действующий на весь мир, глобльно опасен. В-третьих, борьба за власть над миром может включать в себя глобальный шантаж - то есть создание оружия судного дня и требование всем подчиниться. Власть над миром это стратегия: всё или ничего. Возникновение двух и более шантажистов с оружием судного дня ведёт к патовой ситуации, когда применение его фактически неизбежно.
12. Мизантропия. Необходимое условие глобального человеконенавистничества – философский склад ума, то есть способность  широкому взгляду на мир. Интерес к глобальным проблемам. http://en.wikipedia.org/wiki/Misanthropy
13. Склонность к генерализации – переход от ненависти к отдельным индивидам к классам индивидов – скажем, ненависть ко всем мужчинам из-за неудачного любовного опыта.
14. Несчастная любовь. Может включать в себя весь комплекс негативных чувств – потребность в мести, перверсию сексуальности, утрату смысла жизни, утрату ощущения ценности других людей, кроме любимых.
15. Усталость от жизни, равнодушие к чужим чувствам.
16. Абсолютный эгоизм
17. Любовь к чему-то другому более сильная, чем к людям – фанатичные защитники животных.
18. Ощущение социальной отвергнутости.
19. Скука
20. Притягательность опасности, любовь к экстриму.
21. Потребность в свободе – конец старого мира означает рождение нового.
22. Танатос – предложенное Фрейдом стремление к смерти, которое может быть формой запрограммированного «апоптоза» отдельных людей в старости.
23. Интерес к смерти – инстинктивная потребность следить за источником опасности, описанная Дольником.
24. Потребность спасти мир – но чтобы спасти его, нужно сначала создать угрозу Потребность спасти мир максимально цепляет чувство собственной важности – ибо что может быть круче? Кроме того, угроза миру максимально цепляет любые другие эмоции, ибо это угроза всем остальным ценностям, которые есть (любви, искусству, природе)– что активно используется в кино.
25. Философская мизантропия в духе Шопенгауэра – идея о том, что небытиё лучше, чем бытиё.
26. Молодёжные субкультуры, пропагандирующие разрушение. Готы, панки, постапокалиптика. Обусловленная эволюционной психологией потребность в бунте, в революции, в смене старого вожака и создании новой иерархии, а также освоения новых пространств. Пример с микробами у Еськова – в начале плавающие в толще воды микробы научаются выделять липкое вещество, слипаются и всплывают, в результате чего благодаря альтруистичному поведению индивидуумов выигрывает группа. Затем в этой группе появляются те микробы, которые экономят на слизи, их становится всё больше и в конце концов группа тонет
27. Разочарование и потребность в доказательстве собственной правоты. Пример К.
28. Экзогуманизм – если уничтожить человеческий разум, он не сможет колонизировать галактику, и тогда на миллионах других планет разовьются собственные уникальные формы разумной жизни, которые иначе будут истреблены распространением человечества.

Когнитивные искажения, влияющие на глобальные катастрофы, могут проявляться в следующих ситуациях:

1) Предварительная экспертная оценка.
2) Стратегическое планирование или конструирование устройства
3) Поведение операторов установки или правителей страны в момент начала критической ситуации
4) Психология террористов и других лиц, сознательно стремящихся уничтожить мир.

В целом этот вопрос можно обозначить как «Глобальные риски и принятие решений» Здесь должно учитываться, что одни когнитивные искажения легко вычитаются путём усреднения мнений экспертов, а другие складываются. Таким образом, надо исследовать весь процесс – от возникновении в обществе запроса на предотвращение риска и возникновения идеи о том, что та или иная деятельность может быть опасна, через то, как это проходит через препоны клановой борьбы и бюрократии, как влияют рыночные отношения на искажение истины, как наконец осуществляется процедура принятия решения на высшем уровне (здесь может быть полезна книга Spaceflight and the Myth of Presidential Leadership
amazon.com > Spaceflight-Presidential-Leadership-Roger-Launius > Dp > 0252066324 а также работы каннемана по групповым когнитивным искажениям Даниел Канеман. Робкие решения и смелые предсказания. http://www.proza.ru/2009/05/29/499) плюс закон мёрфи, принцип Питера и тд, а также всё, что наработано в РТД по теме мегапроекты но применительно к мегапроектам по предотвращению глобальных катастроф , затем исследования того, как принимаются ошибочные и нежелательные решения в духе начала первой мировой войны ( Барабара Такман, Герман Кан) или же псевдо рациональные, но на самом деле убийственные решения ( Кан – DM)

Затем описание того, как принятые решения не исполняются – о чём любит говорить Малинецкий. Можно также исследовать то, как государство реагирует на странные проекты, находящиеся на грани известного и неизвстного – на примере уфологии. Роль секретности и дезинформации. Наонец, можно исселдовать как гогсударство реагировала на приближающиеся угрозы катастрофы – например, угрозы войны. Или вспышка свиного гриппа в 70 е годы.

Суть в том, что по мере накопления данных, государство вынуждено было принимать меры, но часто или запаздывало, или реагировало слишком сильно, что затем опять приводило к запаздыванию. В конечном счёте, когда данных становилось очень много, - это означало , что катастрофа уже началась – война, наводнение, и здесь государствопереходило к оперативному реагированию и к операторской работе, которая имеет свои искажения.

**


Отдельно стоит вопрос моральности
Моральный человек должен разумно, самосогласованно действовать в интересах общества и всех людей. Моральность является тем, что уравновешивает все проявления человеко ненвистничества, а также способствует сознательному искоренению когнитивных искажений. Противоположностью моральности является эгоистическое потакание себе, а также предпочтение краткосрочных целей долгосрочным. Известный деятель Лайтман рекламирует, что альтруизм является средством от конца света. Альтернативной точной зрения является концепция Назаретяна о религиозных корнях войн.

**

Далее я честно расскажу о том, как я чувствую в себе потребность в конце света (написано в авг. 2008г)
Во мне борятся две части – с точки зрения одной человеческая жизнь бесконечно ценна, другая желает миру гибели. Та, которая ценит жизнь, подавляет ту, которая желает миру гибели. Нет сомнения, что и у других людей могут быть такие субличности, которые желают уничтожить мир. Поэтому в этой статье я исследую генезис желания уничтожить мир. Это желание особенно опасно, так как люди обычно находят способы реализации своих целей. Кроме того, они могут реализовывать свои цели неосознано.

Когда мне было шесть лет, я был в детском саду на пятидневке – то есть фактически в интернате. Детский сад я ненавидел, поскольку я был самым слабым в группе и все меня обижали. Родители мои были в разводе, и у них не было времени много со мной общаться. Мама брала меня домой на выходные, а по средам меня брали на ночь к себе бабушка с дедушкой. Даже сейчас я чувствую гнев, когда пишу об этом.

Поскольку я был слаб и не способен к дракам, мне назначали самые худшие роли в играх! То есть роли кардинала решилье, фашистов и гитлера. Здесь можно фантазировать на тему, что в результате у меня возникло определенное самоотождествление с гитлером. Кроме того, меня не допускали до игрушек. Я компенсировал это тем, что создавал длинные фантазии или истории, которые рассказывал сам себе. Истории эти представляли собой разные сражения, что, в общем, естественно для мальчика.

Кроме того, я мечтал о том, чтобы началась атомная война. Я хотел, чтобы в результате этой войны детский сад был бы разрушен, и я бы вырвался из него на свободу. В конце концов, атомная война – это единственный шанс на свободу для приговоренного в пожизненному заключению. Детский сад я определенно воспринимал как тюрьму.

Как-то я был в гостях у Маши Цигаль, нам было тоже лет по шесть. Мой папа был тогда женат на ее матери. Она рассказала мне способ исполнять желания - надо начать кружиться на месте и загадать желание, и тогда оно исполнится. Моим желанием было -чтобы началась война.

В чьих-то воспоминаниях о 22 июня - а меня всегда итнтетерсовал именно этот день – я прочитал о том, как молодая девушка, узнав о начале войны, шла по городу, который выглядел почти как обычно– ехали трамваи – и понимала, что все теперь изменится и началась совсем другая и новая жизнь.

Разрушающий танцующий шива не менее важен созидающего начала – без него ничего нового не может сформироваться. Смерть – это свобода.

Вместе с тем, мое желание атомной войны еще не было желанием полной гибели всего. Ведь я собирался пародоксальным оразом выжить в ней. Это желание появилось, как генерализация ненависти к конекретным людям - или к группе людей, внутри которой я занимаю низкий статус.

Когда я пишу эти строки в соседней комнате пара занимается сексом, и я это слышу. В моей жизни секса не было давно, и мне грустно от этого. Но абсурдно обвинять именно этих людей в том, что у меня секса нет, причины во мне и в устройстве мира, в котором я живу, а не в них. Соотвественно и ненависть свою мне надо обращать или на себя, или вообще на мир. В первом случае возникает одна из форм саморазрушительного, то есть суицидального поведения. Во втором - ненависть относится ко всему миру. И в обоих случаях это мятеж против Бога. Как фильм Берталлучи – «Последнее танго в Париже» начинается с кадров, где человек кричит – «проклинаю Бога!» и проклинает он его потому, что умерла его жена.

И здесь мы приходим к следующему важному источнику стремлению уничтожить всё - это ситуация, когда главная цель абсолютно недостижима. В этой ситуации агрессия не может быть направленно ни на кого лично - кого обвинить , что люди смертны – а она направлена бесцельно на все, что попадется или на мир в целом. И такое поведение вполне рационально – если ты заперт в ящике, из которого нет выхода, то единственным выходом будет его трясти и пинать, надеясь, что он развалится.

Осознание бессмысленности всего также важный источник человеконенавистничеста. Марк Аврелий – «Ты хоть лопни, а дела людей будут всё те же». Человеческая жизь имеет ценность тогда, когда любишь людей, хотя бы кого-то одного, хотя бы себя. Тогда и другие люди ценны, потому что они могут быть родственниками или друзями любимого или посто за счёт генерализации.

Осознание бессмысленности всего означает осознание и ощущение отсутствия каких-либо ценностей, что означает вседозволенность. Особенно остро это переживалось в 19 веке. Раз Бога нет, значит можно убить.

Наука является источником этого осознания бессмысленности, так как становится понятно, что все цели человека - секс, самосохранение – эволюционно и социально запрограммированы – и понятно, как это произошло – но откуда взять новые цели, не понятно. Даже если сказанное является сильным упрощением эволюционной психологии, нам здесь это не важно, так как мы здесь исследуем только влияние таких упрощённых наукообразных мыслей на человека, а не истинность или ложность самих этих мыслей /см. мой текст «Зачем задавать вопрос зачем» – для более подробного обсуждения проблемы целей./

Парадоскальным образом утвердение о бессмысленности всего трансформируется в сознании людей в ощущение того, что это плохо. /а значит, есть потребность иметь смысл, и она не удовлетворена /. И раз смысла нет, то все достойно, согласно этому ощущению, уничтожения.

Всепоглощающая ненависть также создает стремление уничтожить мир, так как уничтожив весь мир, заодно уничтожаешь и объект своей ненависти. Когда у нас был пожар в подъезде, в коптерке оказался заблокирован лифтер и ему, как ему казалось, никто не помогал. Когда он вырвался наружу, у него было желание кинуть , как он сказал, «атомную бомбу в спасателей».

Преступное бездействие так же может быть связано с равнодушием к людям. И попустительство глобальной катастрофе также может к ней привести.

Способность противодействовать катастрофе также связана с настроением. Чем хуже моё настроение, тем менее мне хочется помогать другим людям, а когда мне особенно плохо, я откровенно желаю смерти себе и или всем окружающим.

Опасной чертой также является садизм, то есть способность человека получать удовльствие от страданий других людей или от умерщевления их. Часто садизм является искажённой формой сексуальности. Можно вспомнить и мазохизм – как получение удовольствия от причинения вреда себе, или как способ привлечь внимание своей ужасностью. Гипотетически и садизм, и мазохизм могут побудить человека к некому глобально деструктивному поведению.

Более целенаправленной формой ненависти является месть. Месть станет актуальным фактором, например, в ходе большой войны.

Принц Флоризель пишет: Самый главный мотив религиозный, я боюсь. Если эти суки не любят моего Бога, то надо взорвать мир, и пусть они у него попляшут на сковородке.

Стремление к власти над миром также является потенциальным источником глобального риска. Во-первых, потому что захват мира - это всегда глобальная война. Во-вторых, любой фактор, действующий на весь мир, глобльно опасен. В-третьих, борьба за власть над миром может включать в себя глобальный шантаж - то есть создание оружия судного дня и требование всем подчиниться. Власть над миром – это стратегия: всё или ничего.

Возникновение двух и более шантажистов с оружием судного дня ведёт к патовой ситуации, когда применение его фактически неизбежно.

Кроме того, чем больше людей, тем меньше ценность человеческой жизни. Толпа вызывает желание стрелять в нее из автомата.

Наконец, человеку свойственно преодолять свою природу. То есть человек выходит за свои пределы с помощю орудий, медитации, познания удалённых объектов. В результате иногда человек начинает считать себя не-человеком.
 За счет разделения на свой -чужой получается, что чужие имеют отрицательную ценность – то есть чем меньше их, тем лучше. И если я считаю себя не человеком, то и обычные люди для меня – не люди, то есть имеют отрицательную ценность.

Большую часть детства и юности я не считал себя человеком и конептуально ненавидел людей. Я считал себя представителем уникального особенного класса существ, только случайно оказавшегося в человеческом теле. Люди раздражали меня своей биороботностью – то есть предсказуемостью реакций и зацикленностью на низших потребностях. В семнадцать лет я написал роман «Исчезновение», в котором все люди внезапно исчезали, и я оставался на планете один. Похоже на начало фильма «Я – легенда».

Неоходимое условие глобального человеконенавистничества – философский склад ума, то есть способность  широкому взгляду на мир.

Кроме того, здесь проявляется моя склонность к коллекционированию -  в данном случае разных сценариев вымирания.

Я люблю наблюдать за разворачивающейся опасностью, я люблю коллекционировать, я люблю открытия огромных масштабов, и, наконец, я люблю научную фантастику, равно как и дешевую популярность – ну как я могу не заинтересоваться глобальными катастрофами?



**

«Боевики действительно салафиты, но их главная идея это джихад - священная война как путь духовного очищения. Жить моджахедом, терпеть лишения и умереть в бою — вот их цель, а независимость Чечни их давно не интересует.» http://burtin.livejournal.com/15606.html#cutid1

Доп. Литература:

А.П.Назаретян. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории.
Юдковски. Э. Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков. http://www.proza.ru/2007/03/08-62

Алексей Турчин.  Список возможных ошибок в рассуждениях о глобальных рисках.
http://www.proza.ru/2007/06/08-21








Почему смерть интереснее жизни? Потому что смерть включает в себя всю полноту возможного опыта, в том смысле что после смерти может быть всё что угодно - потому что мы не знаем, что будет после смерти.


Рецензии
В последней части (где о собственном опыте) частично повторяется то, что уже говорилось выше ("Раз Бога нет, значит можно убить", эволюционные корни целей и т. п.). Надо бы её подсократить.

Демид Морозов   17.07.2009 18:18     Заявить о нарушении
Да, знаю, текст ещё очень сырой и писался в два приёма, отсюда и повторения.

Алексей Турчин   17.07.2009 21:52   Заявить о нарушении
Несмотря на "сырость", очень интересно.

Особенно - ауторефлексивная часть. Спасибо за искренность. Местами и себя вспоминал)

Василий Пономарев-Полянский   14.10.2009 22:36   Заявить о нарушении
да, писал в особо депрессивном состоянии :)

Алексей Турчин   15.10.2009 01:14   Заявить о нарушении