3. Охота

Почти сразу же, по приезду в сахалинский посёлок «Рыбное», я познакомился там с одним из коренных местных жителей – гиляком по имени Геннадий Майдан. Он был приблизительно одинакового возраста с нами и жил один в старом, покосившемся от времени бревенчатом домике. Гена был довольно оптимистичным парнем и всегда как - то ненавязчиво приходил на помощь в трудную минуту. Был он невысокого роста,худощавый,но крепкий,с присущей его рассе приплюснутым носом и узкими карими, излучающими добро, глазами. Не знаю, почему из всех нас он хотел дружить только со мной, и когда ребята в шутку сказали ему, что у меня в августе день рождения (я родился в феврале), он подарил мне шикарную, по тем временам гитару,сделанную на Ленинградской фабрике музыкальных инструментов. Я был в шоке и просто не мог сказать ему, что его обманули, тем более, что тогда в бывшем СССР, такую гитару достать было практически невозможно, но взамен подарил ему свои часы, которые к моему великому счастью, ему очень понравились.

                В доме у Гены, даже по тем временам, было более, чем скромно. На
деревянной стене висели два одноствольных ружья, в тёмном углу домика стоял
топчан, заменяющий ему кровать, а на нём - пара старых шкур, уже и не помню каких животных, которые служили ему, как я думаю, и матрасом и одеялом.  Посередине стоял небольшой столик, несколько старых стульев, печка типа буржуйки, пара аллюминиевых кастрюль и чугунная сковородка.  Это маленькое однокомнатное убежище, не имевшее даже  туалета и умывальника, было всем его имуществом.

               Часто встречаясь с ним на берегу Охотского моря, то бишь, Амурского лимана, я рассказывал ему об Узбекистане, где я родился и вырос и о республиках и городах в которых побывал. Гена был всегда благодарным слушателем, никогда не перебивал и только по его часто вспыхивающим глазам я мог видеть, насколько ему это было интересно. О себе он почти никогда ничего не рассказывал, но я чувствовал, что его жизнь никогда не была сладкой.

               И вот однажды Гена пришёл к нам в общежитие и кивком головы попросил меня выйти, а у нас в это время была грандиозная гулянка с нашими девушками, песни под гитару, анекдоты, и, увидев его все стали кричать, что он тоже просто обязан выпить с нами.  Гена выпил пол стакана спирта, взял кусочек хлеба и вышел, я за ним, недоумевая, что с ним могло произойти.  Мы присели на деревянных ступеньках общежития, и тут он сказал, что хочет как-то отблагодарить меня, за моё дружеское расположение к нему и, зная, что мы скоро уедем, он решил подстрелить медведя и подарить мне его шкуру на долгую память о нашей дружбе.   Единственным условием было то, что мы должны пойти на охоту вместе, он - проводником и охотником, а - я как бы для подстраховки.
             Он сказал, что отлил 10 свинцовых жаканов для охоты и у него ещё есть несколько пачек патронов с дробью на уток и гусей.  Предложение было таким заманчивым, что я не мог не согласиться и тут же представил себе, удивлённое лицо своего отца, который поймёт, наконец, что я уже давно не мальчик, а настоящий мужчина!..

           И вот в субботу в 5.30 утра мы с Геной, с маленькими рюкзаками и с ружьями за плечами, пошли увязая в песке, в сторону близлежащего леса.  Была уже середина сентября, утро свежим и прохладным, но, разогретые быстрой ходьбой, мы ничего не чувствовали, к тому же у меня перед глазами настолько явно маячила медвежья шкура, что я даже почти не замечал ни первых признаков надвигающейся осени, ни раздавленной нашими ногами иссиня- чёрной голубики и я даже не удивлялся тому, что в лесу было необычайно тихо, потому что летние пернатые уже улетели на юг.

           Отшагав без перекуров добрых 3-4 часа, мы решили передохнуть, и  Гена мне стал рассказывать, что он из семьи потомственных охотников и даже сам уже успел убить несколько медведей простым охотничьим ножом. А я,слушая его истории, жадно вдыхал  пьянящие ароматы хвои и запахи влажной земли, невольно любуясь суровой, но такой необыкновенно красивой и девственно-чистой природой, под суетливой беготнёй ласковых, золотых и, казалось, повсюду проникающих солнечных лучей.   
           Гена, заметив, что я его не слишком внимательно слушаю, словно издеваясь надо мной, вдруг промолвил:  - Вот ты служил в армии, а хочешь поспорим, что я стреляю лучше тебя!  Я принял вызов и мы стали стрелять жаканами по шишкам сосен и елей, по - моему у нас получилась ничья, и мы, мирно пожав друг другу руки, решили соснуть на часок.
 
           Меня разбудил какой то хруст, но я, подумав, что это Гена, сходив по нужде, возвращается назад, даже не раскрыл глаз и только потом, когда совсем близко раздался треск, я открыл глаза и увидел спящего рядом со мной потомственного охотника, а напротив, всего лишь в нескольких метрах от нас, принюхивающегося и глядящего прямо на нас огромного бурого медведя.  Осторожно толкнув локтём спящего Гену, я подтянул к себе ружьё, начисто забыв, что оно не заряжено, да и жаканы мы все расстреляли.., стал ждать развития событий.  И они последовали с такой быстротой, что я, даже при всей своей врождённой реакции, сам толком и не смог понять, что же тогда произошло...

Генка вскочил, и очутившись почти нос к носу к приближающимся к нам медведю, схватил ружьё и рванул от него так, что только пятки засверкали, я - за ним,  и думаю,что расстояние, которое мы прошагали в течении 3 – 4 часов, мы покрыли за 20-30 минут. Патронташи были на нас, ружья в руках, а рюкзаки...  На следущий день мы всей бригадой ходили их искать, но не нашли...   А ночью мне снился плачущий медведь, которого отец выдрал за то, что он потерял две шкуры...

         Единственное объяснение, которое мне приходит в голову, это то, что бедный мишка сам от неожиданности испугался и побежал в другую сторону, потому что, если бы он побежал за нами – он бы легко нас догнал, медведь может достигнуть скорости 60 км. в час, а человек,даже чемпион мира по бегу, бежит почти вдвое медленнее.

         Так что могу вам честно сказать, что лучшей охоты у меня в жизни не было! Что же касается шкур, то все остались при своих. И разве это не самое главное?  Но если вы меня спросите – испугался ли я?  Твёрдо отвечу - НЕТ!  Может быть потому, что времени не было. Поэтому от всей души желаю всем вам счастливой охоты!  И желательно в стрелковом тире!..


Рецензии
Яков, этот замечательный рассказ подарок для меня. Я родилась и жила некот. время на Сахалине г. Оха, и гиляки мне очень знакомы).
Спасибо Вам, всего доброго.

Галина Геро   29.05.2022 09:06     Заявить о нарушении
На это произведение написана 31 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.