12. Горенко-Ахматова. Украинский Фронт

© Dmitry Karateev & Constantin Mohilnik

Видавничий Гурт КЛЮЧ


12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА

Фрагмент исследования УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ

Юпитер, ты сердишься…

Анна Ахматова* родилась в Одессе, училась и венчалась в Киеве, потом стала царскосёлкой, петербуржанкой и даже Анной всея Руси**. На Украину она больше не возвращалась и своё украинское происхождение гневно замалчивала: не дай Бог кто-нибудь вспомнит её урождённую фамилию ГOренко. Напрасно вздыхал по ней за океаном украинский националист Евген Маланюк. В посвящении Анне Ахматовой (Ганнi Горенко) это “Горенко” превращается в “горенько”***

Змарнувала, спопелила
Сніжно-білі свої крила.
Скорчилось і почорніло
Серденько твоє.
Рідна, бідна, смертно-біла,
Ти замовкла й заніміла.
Сестро мила,
Сестро біла,
Горенько моє!

Но не долетали эти стенания до слуха Ахматовой. Говорила так: “Не полюбила я ни тот край, ни тот язык”. Когда верная клевретка и мемуаристка Лидия Чуковская заикалась Анне Андреевне о Шевченко, приравнивая его к Мицкевичу, та молча отворачивалась. Вспоминала: “Едет в Черниговской губернии панский эконом в коляске и в красных перчатках, а 70-летние старухи его прямо в эти красные перчатки целуют. Это их польские помещики испортили. Не то в губернии Тверской – полное достоинство****”. И самого Гоголя звала не иначе как хохлом.
Интересно, что псевдоним “Ахматова” взят Анной Горенко “от бабушки-татарки”. Да ещё и сочинено происхождение от золотоордынского хана Ахмата, того самого, что стоял на Угре против московского князя.
И напрасен зов поэта-украинца:

Якби ж тобі білі крила,
То була б перелетіла
Там, де дзвін годину б’є.
Де Мазепа
Понад степом…
…Горенько моє!

Не прилетит. Непреодолим в украинце восточного вектора
комплекс малоросса. Лучше уж татаркой. В общем, как обижалась Ганна Чубач:

За що ви, люба поетесо,
Так не любили мiй народ?

Нет, не украинский народ не любила Анна Андреевна, а подозрение в нерусскости. Скажут: да ведь и небыло подозрения, никто не считал Ахматову хохлушкой. Это и с образом её никак не вяжется. Поэзию “царскосельской музы” при её жизни причислили к воплощениям русской славы. Русская Идея в лирике Ахматовой – сама собою подразумевается. Без выпячивания и подчёркивания, а просто, как воздух. Потому и неприятно такому человеку признавать в себе начало другой Руси, которая тем и другая, что без Русской Идеи. Татары – это иное. Они для Русской Идеи – отцы посаженные и бабки повивальные. Да кабы и не так, это всё же интересная экзотическая примесь.
Как Пушкина 200 лет зовут африканцем, а был-то он им на осьмушку. А на другую осьмушку – немцем, но так его не зовут. Немец – скучно, эфиоп – романтично. Любое блюдо украсится на вкус острой приправой. Но одна приправа без блюда – это чистокровный африканец, который никаким Пушкиным ни в каком сне не станет.
Так и к Ахматовой Анне пришла однажды Ахматова Раиса, дагестанская поэтесса, да так уж извинялась, хочется сказать по-украински: “бiдкалась”, что носит фамилию великой современницы. А у великой-то современницы это лишь приросший псевдоним, а настоящая Ахматова – Раиса и есть*****. Но это – занудный документальный факт. А факт лирический – русский поэт Анна Ахматова. С татарской прикровью и с ханом Ахматом в прадедах. К Чему же ей хохлацкое “ко”?
И это – не только “личное” поэтессы. Когда украинец – здесь уместно “малоросс” – причащается Русской Идеи, он хочет быть великороссом – и только. Людям, припившимся к водке, не хмельно вино. Им требуется крепость, а не букетливое разновкусье сортов винограда.
Критик Жолтовский обнаружил вроде бы неожиданное сходство в характерах Ахматовой и Сталина. Оставим это уподобление на совести первооткрывателя. От себя же заметим, что Иосиф Виссарионович так же, как и Анна Андреевна не любил своего национального происхождения. С возрастом всё больше. Когда в 30-е годы сталинские льстецы-литераторы составили книгу рассказов о его грузинском детстве, вождь её негодующе похерил. Особенно гневался на своё урождённое имя Сосо. Кричал на кого-то в телефон: “Шьто ещё зA Сосо?!” Много раз его играл в кино грузин Геловани, но когда русский актёр Алексей Дикий изобразил Сталина в театре без акцента, то заслужил за такую сценическую находку августейшую благодарность: “Товарищ Сталин благодарит вас за то, что вы правильно показали его человеком русской культуры”. Любопытно, что и Анна Андреевна посмеивалась над этой его чертой: “Сплясали однажды корифею самый главный грузинский танец с кинжалами, а он и скавказил: я чЕловек русской культуры, мне это чюжьдо”.

Продолжение:   13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56


*  Или Ахметова, как назвал её известный заступник русского языка на Украине, Виктор Янукович
**  Марина Цветаева в цикле “Анне Ахматовой”
***  Горюшко (укр.)
****  Но всё мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
……………………………
И осуждающие взоры
Спокойных загорелых баб. (А.Ахматова, 1913)
   
*****  Ср. у Беллы Ахмадулиной:
Но её и моё имена
были схожи основой кромешной.
Лишь однажды взглянула с усмешкой –
как метелью лицо обмела.
Что же мне было делать – посмевшей
зваться так, как назвали меня?



Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/14/58
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ   http://proza.ru/2009/07/08/809
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ  http://proza.ru/2009/10/30/1417
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ   http://proza.ru/2009/07/17/367
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ.  http://proza.ru/2009/11/03/239
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС   http://proza.ru/2009/07/26/130
6. THESAU-РУСЬ   http://proza.ru/2009/06/26/317
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА – РУСЬ-УКРАИНА   http://proza.ru/2009/07/14/274
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ http://proza.ru/2009/07/30/97
9. ГЕТМАН МАЗЕПА   http://proza.ru/2009/07/19/309
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/20/52
11. КОБЗАРЬ   http://proza.ru/2009/07/15/129
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56
14. ПРИТЧА О ДВУХ ЯБЛОНЯХ   http://proza.ru/2009/10/30/1437
15. РУССКАЯ ИДЕЯ   http://www.proza.ru/2009/10/17/627
16. РУСЬ БЕЗ РУССКОЙ ИДЕИ   http://proza.ru/2009/11/02/1116
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО  http://proza.ru/2009/11/04/177

Фрагменты и примыкающие главы:

17. КОРСУНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. К 1020-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://proza.ru/2009/06/29/98
18. ПОСЛЕДСТВИЕ СТИХИИ   http://proza.ru/2009/06/25/1124
19. ПАМЯТИ КОБЗАРЯ   http://proza.ru/2008/01/12/27
20. ОПЕРАЦИЯ “ВИСЛА” http://proza.ru/2009/06/28/46
21. ВЕТЕРАНЫ    http://www.proza.ru/2008/04/02/656
22. ЗВОНОК ПОДРУГИ ИЗ КИЕВА - МАЙДАНУ 2004 http://proza.ru/2008/02/01/74
23. СМЕРТЬ ВОРОНА http://proza.ru/2009/05/05/37
24. СПОР СЛАВЯН  http://proza.ru/2009/04/17/283
25. ВСТРЕЧА С РУССКОЙ ИДЕЕЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ КОНОТОПСКОЙ БИТВЫ    http://proza.ru/2009/11/06/297
26. ЛЮБИМАЯ СТОЛИЦА   http://proza.ru/2009/11/08/190
27. ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША  http://proza.ru/2009/11/14/244
АННОТАЦИЯ  http://proza.ru/2009/11/13/101


Рецензии
Думаю, для очень многих бегство от своих корней и придумывание нового мифа (неважно какого - русского ли, татарского ли) стало первопричиной творческих поисков, первопричиной тайной, скрытой, но все же обнаруживаемой. Нечто похожее было в жизни Мандельштама, тщательно изживавшего в себе еврея и создавшего себя заново - уже в роли человека европейского, который и античность чувствует как современник, и эпохе Возрождения не чужд. Примеров таких можно найти немало.
Впрочем, я вопринимаю не Ганну Горенко - а Хану Ахматову, русскую поэтессу татарских кровей (куда ж мы без татарских кровей?).
Значит, миф оказался удачным, я в него поверила и что бы не говорили -родилась под Одессой, фамилия на "ко" - не вяжется никак Ахматова с Украйной. Петербург с окрестностями - ее очаг, Фонтанный дом, царскосельские пейзажи. А вернуть Ахматову на Украйну - это так же, как Мандельштам в Варшаве: страх и отчуждение. Не мое, и я нездешний...

Юлия Мельникова   18.07.2009 09:46     Заявить о нарушении
Это верно, как верно и то, что высокий личный миф имеет и низкую общественную составляющую. Здесь это комплекс малоросса, о котором мы напишем подробно на страницах УКРАИНСКОГО ФРОНТА.

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда...

Константин Могильник   18.07.2009 10:26   Заявить о нарушении
Впрочем, Ахматова вообще мифоманка, романтическая сплетница-недомолвщица. Все её стихи, и Поэма без Героя, что это? Не акмеизм - биографический символизм. Намёки, маски, сказки - всё о себе.
Не то Мандельштам. Он творит не миф, а новую реальность. "Еврей нигде не иностранец": античность , Возрождение, Европа, Россия, СССР - всё им воспето - заново создано - воссоздано. Изживал в себе еврея? Изживал в себе ограниченность чем-либо.
В нашем же ограниченном темой исследовании затрагивается лишь одна грань всякого явления, в том числе Ахматовой.

Константин Могильник   18.07.2009 12:43   Заявить о нарушении
Теперь еще ближе подобрались к истокам ахматовской мифологии, но...
Уж чего-чего, а русской идеи в ее поэзии я не вижу. Может, плохо смотрю?
Где русская идея в "Семисвечнике"? Или в "Высоких сводах костела"?
В "Энуме Элиш", наконец?! Нет.
Это тоже самое, как выводить из Мандельштамма польского поэта, аппелируя к "дзенькую, пани"...
Кстати, была в Израиле поэтесса Аня Горенко. Кажется, она уже умерла. Но впервые мне ее имя встретилось в израильском "Некодтаим" -"Двоеточие" - это литературный журнал. В контексте той статьи я решила, что там речь идет об Анне Ахматовой, потому что Горенко короче и проще пишется закорючками, нежели Ахматова. А потом стало ясно: не она.

Юлия Мельникова   06.11.2009 10:53   Заявить о нарушении