Сорок третий вопрос. Что меня тревожит?

Сереженька вечером сидит на полу и изучает новую игру «Лабиринты», которую подарила ему сестричка Настенька. Это очень интересная игра, только одному с ней никак не разобраться! А в это время по телевизору идет старый-престарый фильм «Тайна двух океанов». Про приключения подводной лодки «Пионер» и мальчика Павлика, которому почти столько же лет, сколько и Сереженьке. Поэтому Сереженька одним глазом смотрит в телевизор, а другим – на игру. Отвлекается.
Вдруг на экране все забегали, громко что-то завыло и вахтенный офицер объявил по радио на весь корабль: «Внимание! Тревога! Внимание! Тревога!».
– Папа, а что такое «тревога»? – спрашивает Сереженька. Он знает, что, когда папа был юношей, он много времени провел на подводных лодках.
– Тревога – это значит, что-то случилось, – отвечаю я. – Что-то не очень хорошее.
– Плохое событие?
– Может быть, плохое, а может быть, неизвестное.
– Но события же берутся из головы! А у кого из головы берется плохое событие?
– Во-первых, не у всех события берутся из головы. А только у волшебников. Правильно?
– Правильно!
– А во-вторых, плохое событие запросто могут сотворить злые волшебники! И еще: невнимательный волшебник может думать, что делает что-то хорошее, а на самом деле получается что-то плохое.
– И тогда наступает тревога?
– Да, частенько так и бывает.
– А если я о чем-то тревожусь, значит, я уже не волшебник?
– Пожалуй. А что, например, тебя тревожит?
– Меня? Например, меня тревожит то, что никак не разберусь с этими «Лабиринтами»!
– Значит, с тобой произошло событие: тебе Настенька подарила игру «Лабиринты». Ты хотел начать играть, а оказалось, что в такую игру ты еще не играл! Событие это принесло неизвестность. Так?
– Так!
– И поэтому у тебя сильное желание с этой игрой разобраться?
– Конечно!
– А разобраться с игрой одному – это для тебя потребность или цель?
– Конечно, цель! Я же пока не умею с такими играми разбираться и один не смогу научиться!
– А тут тебе еще и телевизор мешает. Значит, надо позвать кого-то на помощь и выключить телевизор. Или дождаться, когда кино кончится?
– Дождаться, когда кино кончится, и позвать тебя! И разобраться.
– Вот видишь. А это уже план, как тебе достичь своей цели. Верно?
– Верно!
– А потом что будет?
– А потом мы будем разбираться!
– То есть, начнем действовать по нашему плану?
– Ну да.
– А цели мы достигнем в конце концов?
– Конечно, достигнем!
– А это значит, что мы получим результат. Ну, и зачем тебе нужна эта цель, зачем нужен результат?
– Как это зачем? Я научу ребят моей игре и буду с ними играть!
– А ребята?
– А ребята будут радоваться и скажут, что я молодец! И мне будет приятно.
– А это называется признание. Когда все признают, что ты молодец, и тебе об этом говорят.
– А я люблю, когда признание!
– Вот видишь! А потом? Потом ребята станут думать, признают, что ты лучше всех разбираешься в новых играх, и в следующий раз, когда кто-нибудь принесет новую игру, они будут ждать, что именно ты поможешь им с ней освоиться. Верно?
– Конечно.
– А ты же еще тоже эту новую игру не знаешь! Ну, и что ты будешь опять чувствовать?
– Наверное, опять тревогу! Опять случилось событие, которое принесло что-то неизвестное!
– Молодец! Так все и пойдет по кругу: тревога – желание – цель – план – действия – результат – признание и опять тревога.
– Папа, значит тревога – это не просто событие, а начало многих событий, которые случаются со мной! И что, эти события всегда опять приводят к тревоге?
– Верно!
– А почему же тревога все-таки возникает? Что меня тревожит?
– Давай разберемся. Вот скажи, Сереженька, когда ты играешь, когда ты в потоке и чувствуешь себя волшебником, тебя что-нибудь тревожит?
– Наверное, нет! У меня же изобилие!
– Значит, тревога возникает только тогда…
– Когда нет потока! Когда даже нет изобилия!
– Ну правильно! Когда человек чувствует свою бедность, чувствует, что у него чего-то очень мало или вовсе нет.
– Вот я чувствую, что не могу разобраться с игрой в «Лабиринты», не умею, и поэтому тревожусь!
– Но ведь ты много чего не умеешь. Что же ты из-за этого не тревожишься?
– Мало ли, что я не умею! А про игру «Лабиринты» мне уже столько Ренат рассказывал! Он умеет играть, а я нет!
– Ренат умеет, а ты нет… И что ты от этого чувствуешь?
– Я чувствую… Я чувствую унижение! Как будто какое-то препятствие, которое я никак не преодолею! А я ниже этого препятствия! А от унижения я чувствую себя бедным!
– Смотри, что получается. Ты увидел, что у кого-то что-то есть, чего нет у тебя или что кто-то умеет то, что не умеешь ты. Или просто знает то, чего ты не знаешь. Ты чувствуешь унижение – а от него и получается тревога!
– Точно!
– А ведь если бы ты не увидел, что у кого-то есть, а у тебя нет, то и тревоги бы не было! Верно?
– Конечно!
– Значит, ты сравнил и понял, что ты ниже кого-то. Так?
– Так!
– А теперь ответь: что же тебя тревожит?
– Меня тревожит, когда я в чем-то чувствую свою бедность!
– А когда ты ощущаешь бедность?
– Когда я чувствую унижение!
– А откуда берется унижение?
– От сравнения с кем-то! Папа, это такой ответ, что его надо скорее записать в ответную тетрадку!
И вот что мы записали:

Сорок третий вопрос:

ЧТО МЕНЯ ТРЕВОЖИТ?

Ответ:

ТО, ЧТО Я В ЧЕМ-ТО ЧУВСТВУЮ СВОЮ БЕДНОСТЬ!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО Я ИСПЫТЫВАЮ УНИЖЕНИЕ ОТ СРАВНЕНИЯ СЕБЯ С КЕМ-ТО!
 
Новая игра.      Что меня тревожит?    То, что я в чем-то чувствую свою бедность!

У Сереженьки теперь есть еще одна замечательная возможность: по своей тревоге уметь распознать, когда он начал чувствовать себя бедным. Привычка это очень простая и очень полезная: надо только все, даже самые маленькие тревожки вовремя обнаружить.

- Сереженька, а помнишь, мы с тобой читали книгу Сент-Экзюпери о Маленьком принце?
- Конечно, помню! Маленький принц пустился в путешествие со своей маленькой планеты, где у него было очень мало места.
- А помнишь, что было главной опасностью для его планеты?
- Помню. Это были баобабы.
- Давай еще раз вспомним, как Сент-Экзюпери вместе с переводчиком Норой Галь рассказывает о них.
«На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землей, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток: он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это редис или розовый куст, пусть его растет на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать ее с корнем, как только ее узнаешь. И вот на планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. И если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет ее насквозь своими корнями. И если планета маленькая, а баобабов много, они разорвут ее на клочки…».
- Папа, тревожки – это как баобабы, а планета – это что?
- Это может быть твоя мечта. Может быть новая игра. А может быть просто радость. Когда приходит тревога, куда девается радость от новой игры?
- Я понял… Тревога – это как «нельзя». Папа, а для того, чтобы у меня взялось желание, ведь не обязательно, чтобы была тревога?
- А это, Сереженька, хороший вопрос, но только для будущего. Конечно, мы это обязательно узнаем!
- Тогда я буду теперь все время находить маленькие баобабы и как будто выпалывать их! Чтобы всегда была радость от новых игр!

И теперь каждый раз, как только Сереженька почувствует, что он начнет вот-вот тревожиться, потому что у кого-то видит то, чего нет у него самого, он говорит: «Вот, еще один баобаб!». И мы весело смеемся!
Такая веселая получается привычка!


Рецензии