38-й вопрос. Чем богатый отличается от бедного?

С того вечера, когда Сереженька решил советоваться с дедушкой Сергеем, который знаком ему только по фотографии, что-то изменилось.
Раньше Сереженьке было не очень интересно, что происходило давно. Ему интересно было только то, что происходит сейчас и что будет завтра. Мы, конечно, читали вместе вслух книги, где события происходят давно, много лет или даже столетий назад. Но для Сереженьки эти книги были тоже как сказки. Например, Сереженькина любимая книга Валентины Осеевой про девочку Динку, которая жила в Самаре сто лет назад, была как будто про девочку, приключения с которой происходят сегодня. А вот другая книга Осеевой про Васька Трубачева Сереженьке была неинтересна. Там было написано, как ребята учились в старой школе, как они дружили и ссорились, и как потом началась война.
Сереженька никак не мог представить, что все так на самом деле и было. И война была по-настоящему, и маленьким ребятам приходилось в ней помогать взрослым тоже по-настоящему.
Сереженька раньше никогда не видел никакой войны.
А вот дедушка Сергей видел. И для него это была никакая не сказка...
…Мы с Сереженькой гуляем вдвоем по зимнему парку. Сереженька задумчиво останавливается у большого дуба и долго смотрит вверх, где между черных заснеженных веток видно голубое небо.
– Папа!– говорит Сереженька. – А зачем нам помнить про войну? Зачем читать про нее книги, смотреть кино? Мы же не хотим, чтобы она снова была! А раз я про нее думаю, то получается, что я ее как будто хочу.
– А разве ты про нее думаешь, Сереженька?
– Думаю… Я смотрю на фотографию дедушки, а он мне как будто рассказывает, как было трудно. И теперь я про это часто думаю.
– Сереженька, скажи, а вот этот дуб, что он такое?
– Как это: что такое?
– Ну, дуб – это ветки с листьями, ствол или корни?
– Ветки – это дуб, ствол – это тоже дуб, и корни тоже…
– Все вместе или по отдельности? Ветка дуба – это дуб?
– Нет, не дуб. Это дубовая ветка. Дуб – это все вместе. И корни, и ствол, и ветки с листьями.
– Ну, а наша семья? Это ты, я, или дедушка?
– Наша семья – это мы все вместе!
– А если дедушки или бабушки нет больше – они уже не наша семья?
– Конечно, семья! Мы же их помним!
– У тебя было два дедушки: дедушка Сергей и дедушка Георгий. И две бабушки. Бабушка Галина сейчас живет с нами, а бабушки Тамары тоже больше нет. Но мы с мамой их помним.
– А я тоже помню! Потому что видел их на фотографиях. А с дедушкой Сергеем даже советуюсь!
– Но ведь их дедушек и бабушек ты уже не помнишь? И пра-пра-пра-дедушек и бабушек тоже?
– Не помню… А они тоже жили когда-то?
– А как же? Они жили, воевали, терпели поражения и побеждали. Если бы в глубокой древности в какой-нибудь битве с кочевниками погиб твой пра-пра-пра-пра-дедушка, ни меня, ни тебя бы на свете не было! Но он выжил, победил, вот мы и родились! Как же мы могли бы жить, не будь наших предков?
– Папа, а я знаю! Они – как корни у дуба! Сверху не видно, а в земле глубоко-глубоко!
– Да, очень похоже… История – как земля. Чем дальше в прошлое – тем глубже в землю уходят корни…
– Папа, дуб – это дерево. А наша семья – все-все, кто в ней, как называется?
– Это называется род. Мы с тобой и мамой – ствол дерева, ветки – это будущие наши дети и внуки, а корни – наши предки. И когда какому-то корню больно было в прошлом, мы сегодня чувствуем эту боль и чувствуем благодарность.
– Потому что они выдержали и не погибли?
– Конечно!
– А иначе бы весь дуб засох и погиб! И поэтому, наверно, я и вспоминаю про войну: дедушке было трудно, а он все выдержал!
– Молодец!
Мы с Сереженькой идем какое-то время молча. Каждый думает о своем. Потом Сереженька говорит:
– Значит, когда я вспоминаю наш род, я набираюсь сил? Как дуб от земли через корни? Ведь я горжусь моими предками! Они же были победители!
– Они совсем не обязательно всегда побеждали. Но, раз мы живем сегодня, предки наши в конце концов побеждали обязательно!
– Здорово! – говорит Сереженька. – А богатыми тогда почему же они не все были?
– Хороший вопрос! – говорю я. Я даже немного растерялся. – А почему ты так думаешь?
– Ты же сам рассказывал! И бабушка…
– Сила духа и богатство, Сереженька, это не одно и то же…
– Я знаю! Богатство – это изобилие. Но ведь оно есть у каждого! А чем же богатый человек отличается от бедного? Раз они оба победители.
– А когда у тебя есть изобилие? Когда ты постоянно в потоке?
– Когда я играю! Когда я играю, у меня сколько хочешь может быть того, что я хочу!
– Это ты здорово сказал! А чего может быть сколько хочешь?
– Того, чего никогда не было! Чудес и разных хороших вещей! Потому что я волшебник!
– Но раз их никогда не было, значит, они как листья у дуба. А где у него листья?
– Наверху! Там, далеко! В будущем!
– Значит, в будущем находится то, чего никогда не бывало? А в прошлом?
– А в прошлом то, что уже было.
– Получается, когда ты играешь в интересную игру, в ней обязательно случится то, чего еще не было? А в неинтересную – то, что тебе хорошо известно?
– Вот поэтому я и не люблю играть в войнушку с ребятами! Все равно наши победят.
– И получается, что прошлое не для игры, а для памяти. Чтобы в нем, как от корней, набираться силы и гордости. А для игры что?
– То, что будет завтра! Будущее!
– Так где же изобилие, где поток? Где богатство?
– Конечно, в будущем! Где мы еще не бывали!
– А чем богатый человек отличается от бедного? Где он ищет Деньги?
– Тем, что богатый играет! И все время ищет Деньги в будущем!
– А бедный?
– А бедный, наверное, в прошлом! Он смотрит, что он хорошо умеет, и от этого и хочет получить деньги. Он не играет, а работает.
– А почему?
– А потому что они так решили! Папа, это надо обязательно записать:
И мы записали:

Тридцать восьмой вопрос:

ЧЕМ БОГАТЫЙ ЧЕЛОВЕК ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ БЕДНОГО?

Ответ:

БОГАТЫЙ ИГРАЕТ, А БЕДНЫЙ РАБОТАЕТ!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО ОНИ ТАК РЕШИЛИ!

 
Новая игра. Чем богатый человек отличается от бедного? Богатый играет, а бедный работает!

Этот ответ для Сереженьки был очень трудным. Получается, что те, кто работают, всегда бедные? А зачем же они тогда привыкали работать?

- Сереженька, ты любишь работать? – спрашиваю я.
- Я люблю играть! – честно отвечает Сереженька.
- А трудиться ты любишь?
- А разве работать и трудиться это не одно и то же?
- Давай посмотрим. Вот ты строишь домик из своего конструктора. Ты работаешь?
- Нет, я играю.
- А приходится тебе потрудиться, чтобы его построить?
- Еще бы!
- А когда мы с тобой моем посуду и убираем Сплюшкины следы – мы работаем?
- Нет, мы играем. А то бы было очень скучно и неинтересно.
- А ты при этом трудишься или нет? Может быть, бездельничаешь?
- Конечно, тружусь!
- А когда мы ищем ответы на хорошие вопросы?
- Мы трудимся! И играем! А не работаем.
- А вот когда Васек Трубачев со своей командой помогал взрослым на войне – он работал или нет?
- А я не знаю… Но ведь, наверное, тогда было не до игры?
- А как ты думаешь?
- Я бы на его месте играл в специальную игру. Опасную и трудную. Но все равно игру! А он как делал?
- Ну, тебе же неинтересно читать про его приключения… Это было так давно.

Конечно, уже через пять минут мы начинаем читать вслух книгу «Васек Трубачев и его товарищи». Оказывается, это такая интересная книга!
А когда приходит черед второй части: «Отряд Трубачева сражается», в самый разгар чтения Сереженька неожиданно заявляет, что Васек со своими товарищами богатый, а все фашисты бедные. Потому что они работали-работали, а все равно не смогли разгадать хитростей ребят.
Ребята-то играли, хоть и в очень опасные игры!
Вот поэтому и будущее оказалось за теми, кто играет…


Рецензии
А Вы психолог? Печатаетесь?

Ксения Личная   04.03.2014 21:01     Заявить о нарушении
Благодарю, Ксения! С праздником любви и весны Вас!
Никакой я не психолог, а просто философ-практик. Наш сын Сережа (ему сейчас 5,5 лет) вырос на этой книге и этой философии. А сейчас на канале "Радио России Петербург" каждый вторник передают аудиоспектакль "Детский Мир" в нащем исполнении - мы там сами играем собственные роли. Будет интересно - здесь записи:http://www.pro-sekrety.ru/skazki-pro-serezhenku/audioproekt-detskij-mir-glava-za-glavoj/. У нас издано четыре книги в серии "Ключи мироздания", последняя - "Математика любви", куда входит сборник наших песен. Ольга - композитор и исполнитель. Будете в Петербурге, будем рады познакомиться!

Александр Голубцов   08.03.2014 12:59   Заявить о нарушении