Кузня литературных кадров
Однажды З.Кац вывез нас на встречу с тружениками совхоза имени Чапаева, где в местной школе мы дали литературный концерт В переполненном зале сельским детишкам не хватило мест, и они расположились прямо на полу перед сценой, внимая словам гостей. Специально для них я прочёл стихи о своём детстве, в которых мальчишки и девчонки, видимо, узнали себя. Иначе их лица вряд ли были бы такими радостными, и реакция столь восторженной. Очень лестными для меня были и слова директора школы, сказанные после концерта за обеденным столом. После, в минуты разочарований в качестве своих литературных опытов я всегда вспоминал оценку школьного педагога, и она помогала мне находить в себе свежие силы для творческого самосовершенствования.
В конце того же года я ушёл учиться в Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, где на филологическом факультете тоже работала литературная студия. Школу литературного творчества в разные годы проходили в ней ставшие потом «темпистами» Иван Мироненко, Владимир Муровайко…, известные ныне поэты Анатолий Жикол, Леонид Тома, критик Валерий Дьяченко и другие. Прививали любовь к художественному слову, дали нам фундаментальную филологическую подготовку
руководителя студии поэт Александр Юрченко и литературовед Владимир Баянович, ведущие преподаватели факультета, знатоки русской, украинской и зарубежной литератур В. А. Мосенцев, З. С. Голубева, О. А. Миронов, В. Н. Кнейчер, А. М. Гуторов, Р. Н. Поддубная, К. С. Осипова, П. А. Рева...
На ХТЗ и в заводскую студию я возвратился в 1976 году, когда ею руководил уже критик Г. М. Гельфандбейн, знаток и энергичный популяризатор литературы. Он «варился» в многоцветной писательской среде в годы, когда Харьков был первой столицей Советской Украины. Во время Великой Отечественой войны с писателями, не ушедшми на фронт, эвакуировался в тыл страны, где можно было заниматься творчеством, учиться литературному мастерству у престарелых художников слова всего Советского Союза, много читать. Понятно, что Гельфандбейн знал не только произведения своих коллег, но и их подноготную.
Делясь с литературной сменой воспоминаниями о деятелях художественного слова, он был пристрастным, тенденциозным мемуаристом, рассказчиком. Если бы знания о литературе я получал только от него, то, наверное, пришёл бы к выводу, что литературную погоду в Харькове делали, в основном, писатели неславянского происхождения, что «буревестник» рабоче-крестьянской революции большой русский писатель А. М. Горький был плохим человеком, так как не облегчил, мол, условия содержания заключённых в тюрьме Соловецкого монастыря, что самобытный русский поэт Виктор Боков, автор знаменитых песен "Оренбургский пуховый платок», «Колокольчик», «Непонятливый такой», «На побывку едет», «Ой, снег-снежок», «Я назову тебя зоренькой» и других - непорядочный человек и вовсе не поэт...
Гельфандбейн на три года пережил великого старца Льва Толстого, но как писатель оставил нам рецензии и сравнительно небольшое количество литературных воспоминаний. Но, будучи заурядным литератором, он обладал сильным, волевым характером, большим влиянием в писательской организации города, организаторскими качествами, находил эффективные подходы к редакторам и издателям. В «его» студии занимались русские -заводчане Пётр Алёшкин и Владимир Глебов, украинцы Иван Мироненко и Григорий Половинко, большинство молодых и немолодых еврейских литераторов всего Харькова - заводчанка Ольга Волович, Георгий Окон, Римма Катаева, Валерий Дашевский, Григорий Бенцель, братья Жёлтышевы и многие другие, большинству из которых Григорий Михайлович помог опубликовать произведения, облегчил вхождение в литературу.
Незадолго до смерти бразды правления студией Г. М. Гельфандбейн передал поэтессе Ирине Поляковой. Тогда уже заканчивалась эпоха братского единства нашей великой Родины - Страны Советов.
(Моя публикация в газете "Темп" ХТЗ 21 июля 1995 г.)
Свидетельство о публикации №209071100976