Двадцать шестой вопрос. Как помочь другим?

Конечно, Сереженька с Мишуткой вместе очень быстро расшифровали третью записку – все четыре бумажки! И сразу бросаются помогать лягушонку.
А вот где он? В какую яму упал?
Начинают ребята все ямы одну за другой обходить. Но нигде лягушонка не видно!
Наконец доходят до большого котлована (такой глубокой ямы), который выкопали на новом участке около озера. Там большой дом собираются строить, котлован под фундамент глубокий, до дна не достать! А на дне вода – от дождей скопилась, даже сухого места не видно. Только посреди воды большой кусок глины лежит. А на нем как раз и сидит маленький лягушонок!
А рядом с лягушонком лежит еще одна бутылка из-под сока, и тоже пробкой закрыта. А в бутылке видно белую бумажку.
Но как до этого островка добраться? Края у котлована крутые, воды на дне неизвестно сколько, может, там глубоко. И как потом из котлована выбираться?
Но и лягушонку надо помочь! А то ведь замерзнет.
И вот ребята начинают думать. Сапоги обуть – неизвестно, какая глубина, может, и сапоги не помогут. Веревку привязать – все равно края котлована глиняные, скользкие, не поможет веревка. Лестницу принести – тяжелая лестница, и неизвестно, что еще на дне котлована ждет.
Правда, стоят по краям котлована два больших дерева. Дуб и клен. Клен строители срубить собираются, а дуб рядом с будущим домом будет расти. Даже его корни из стенок котлована свисают. Но по корням этим тоже не слезешь – мокрые они и скользкие.
Мишутка говорит:
– Вот если бы между дубом и кленом рельс положить, а к нему веревку привязать посередине, то по ней можно будет в котлован спуститься.
– А подняться? – спрашивает Сереженька.
– Да, подняться не получится, – соглашается Мишутка. – Да и как мы рельс положим?
– Вот он как раз бы здесь лег, – говорит Сереженька. – Смотри, и у дуба развилка на стволе, и у клена! И на одинаковой высоте!
– Ну да… Специально для рельса… Только его же нет!
– А нам же не обязательно рельс! У нас в гараже лежат такие трубы для каких-то папиных дел. Они длинные, легкие и прочные! Папа говорил, как они называются… Кажется, какой-то специальный титан!
– А веревка?
– И веревка есть! Толстая! Настоящий трос!
Сереженька с Мишуткой бегут в гараж. Обратно Сереженька тащит длинную и легкую титановую трубу, а Мишутка – большой моток веревки толщиной в три карандаша.
Труба так удачно подходит к развилкам двух деревьев, как будто специально была для них сделана. Теперь над котлованом довольно высоко появился мостик, концы которого далеко выступают по сторонам двух деревьев.
Мишутка аккуратно и старательно завязывает на конце веревки большую петлю, а потом перекидывает веревку через трубу.
– Держи! – говорит он Сереженьке и отдает ему моток веревки. А сам залезает ногами в петлю и садится на нее, как на кресло.
– Натягивай веревку! – командует Мишутка.
Сереженька изо всех сил тянет к себе моток, веревка натягивается, Мишутка держится за нее обеими руками и сидит в петле, но ногами стоит на земле.
– Сильней тяни!
Сереженька старается, но поднять или хотя бы оторвать Мишутку от земли никак не может.
Ничего не получается даже когда они меняются ролями: Сереженька сидит, а Мишутка его поднимает. Силенок маловато.
Ребята бросают веревку и задумываются.
– Надо позвать ребят на помощь! – наконец говорит Мишутка. – Тогда можно будет веревку удержать!
– Здорово! – радуется Сереженька. – Давай позовем!
Сереженька с Мишуткой быстро находят в поселке ребят, своих приятелей. Ребята сидят на берегу озера и ловят рыбу.
– Ребята, помогите нам! – попросил их Сереженька. – Нам надо в котлован спуститься. Одну вещь достать.
– В котлован? – спрашивает Ренат, самый старший из ребят. – Оттуда же потом не вылезешь!
– А мы придумали, как!
– Ну, покажите!
Ребята бросают удочки и бегут к котловану.
Им очень нравится Мишуткина затея с веревкой. Все пять человек вместе с Мишуткой крепко берутся за веревку, а Сереженька удобно усаживается в петлю. Ребята пробуют потянуть за веревку и поднять его, и легко это делают. А труба даже и не прогибается почти что – крепкая!
Сначала ребята поднимают Сереженьку над землей. Он взлетает и качается, как в люльке.
Тут одного мальчика кто-то кусает в шею. Может, комар, а может, мошка. Он выпускает веревку и хлопает себя обеими руками. А остальные ребята веревку не удерживают, и Сереженька шлепается на землю. Хорошо, что невысоко.
– Что же ты? – накидываются на этого мальчика ребята. – Взялся, так держи! Теперь каждый из нас отвечает за то, что веревку не выпустит!
Передвигают ребята веревку подальше по трубе к центру ямы, снова крепко за нее берутся. Сереженька садится в петлю, отталкивается от края котлована и повисает над ним! Точно над глиняным островком.
Ребята крепко веревку держат. Постепенно начинают ее отпускать, перехватывают руками. А Сереженька медленно начинает опускаться.
Вот он уже может на островок встать. Протягивает Сереженька руку, чтобы лягушонку помочь, вытащить его из ямы. Иди сюда, лягушонок!
А тот вместо того, чтобы к Сереженьке на руку перескочить, – скок! – и прямо в воду прыгает!
Прыгнул лягушонок и поплыл! Оказывается, он вовсе не попал в беду, а просто в яме живет. По воде плавает, а на островке отдыхает.
Вот что значит быть внимательным! Чуть было Сереженька лягушонка из родного дома не вытащил. А ему, оказывается, тут хорошо!
Ну, ладно. Берет Сереженька бутылку и машет рукой ребятам. Те начинают его поднимать, из ямы вытягивать. Все стараются, иначе им не вытянуть.
Вот Сереженька поднялся до края ямы. Протянул ему Мишутка свободную руку, Сереженька качнулся и ухватился за эту руку. Мишутка ему помог на берег соскочить.
– Вот спасибо, ребята! – говорит Сереженька. – Без вас бы мы ее не достали.
А про лягушонка не стал рассказывать. Еще смеяться будут!
– А что там, в бутылке? – спрашивает Ренат.
– Сейчас посмотрим!
Открывает Сереженька бутылку, а в ней лежат мелкие бумажки, как будто кто-то страницу на кусочки разрезал. А что на ней было написано – не разобрать!
Принимаются ребята на столе бумажки вместе складывать. Но никак у них пока не получается!
А тут Сереженьку мама обедать зовет. Приходится идти
– Мама! – говорит Сереженька за обедом. – А мы все-таки достали записку из котлована! Нам ребята помогли.
– А без помощи смогли бы вы достать или нет? – спрашивает мама.
– Нет, наверное, не достали бы…. А что это за закон был?
– Догадайся!
– Может быть, про помощь?
– И про помощь тоже. А главное – про что?
– Еще про ответственность! Если бы кто-то отпустил веревку, я бы мог упасть в яму!
– Да! И про ответственность тоже! Но самое главное – вы собрались вместе и начали делать такое дело, которое в одиночку из вас никто бы не сделал! Знаешь, как это называется?
– Как?
– Это называется служение. Вы служили какому-то общему делу, общей задаче.
– Как слуги?
– Не как слуги, а как воины. Раз вы хотели кому-то помочь, значит, вы были добрыми воинами. Воинами света.
– Почему света?
– Потому что свет – это добро. Так говорят.
– Но я не хочу ни с кем воевать! Я хочу играть.
– А игра – это что такое? Что с тобой происходит, когда ты играешь?
– Я… учусь! Получаю новые привычки!
 

– Значит, в твоем мире становится все светлее и светлее! Вот и получается, что ты – воин света! Несешь в свой мир свет и воюешь с ленью! И побеждаешь только самого себя.
– Тогда я согласен быть воином… А закон?
– А закон называется «Закон Служения». И когда ты служишь какому-то делу (например, собственному обучению), тебе нужны и ответственность, и поддержка, и помощь. Ведь есть такие дела, которые в одиночку не сделаешь.
– А я хотел помочь лягушонку, а ему моя помощь оказалась не нужна…
– Вот поэтому закон и называется «Закон Служения», а не Закон Помощи. Служить – это значит, выполнять то, чего от тебя ждут, зачем ты нужен.
– А как он звучит?
– «Существует причина, по которой ты здесь». И тебе эту причину надо найти. Зачем помогать тому, кому помощь не нужна? И как помочь тому, кому она очень нужна, но он сам не знает, как ему можно помочь?
– Это трудный закон. Но очень приятный! А давай теперь запишем ответы в нашу ответную тетрадку!
Мы берем тетрадку и записываем:

Двадцать шестой вопрос:

КАК ПОМОЧЬ ДРУГИМ?

Ответ:

СОСЛУЖИТЬ ИМ СЛУЖБУ!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО ЕСТЬ ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ Я ЗДЕСЬ!

Новая игра.
Как помочь другим?
Сослужить им службу!

Чтобы Сереженька очень хорошо понял, что значит служение, а потом еще и получил привычку служить добрым делам, мы ему на первый раз помогаем.

- Сереженька, пойдем, выйдем с тобой на дорогу.
- Прямо на трассу?
- Ну да!
- А ребята?
- Они еще пока не справились с задачкой. Успеем!
Мы идем по лесной дорожке к проселочной дороге, а по ней – на трассу. В осеннем лесу тихо, красиво. Прогуляться одно удовольствие!
Вот мы выходим на трассу, по которой несутся в разные стороны машины, и становимся на обочину.
- Вот, смотри, Сереженька, какая помощь может только навредить, - говорю я.
Я начинаю махать поднятыми руками, подпрыгивать и кричать навстречу проезжающим по нашей стороне трассы машинам.
Вот останавливается легковушка. За рулем пожилой спокойный водитель.
- Что у вас случилось? – спрашивает он.
- Здравствуйте! – отвечаю я. – Я знаю, как проехать в Самару! Показать?
- Но я тоже знаю! – удивленно отвечает водитель. – Зачем мне показывать?
- А я знаю еще, как проехать в Тольятти! И в Сызрань! – говорю я. – И в Жигулевск!
- Я думал, у вас что-то случилось… - говорит водитель и уезжает.
Сереженька смеется. А я останавливаю точно также еще две машины. И в ответ на свое предложение помочь водителям с дорогой слышу самые разные слова… Почему-то никто не хочет моей помощи.
- А теперь давай посмотрим, что такое служение, - говорю я.
И мы спокойно стоим на обочине с Сереженькой и ждем. Никому не машем и не кричим.
Минут через пять перед нами останавливается симпатичная зеленая машина. За рулем приятная пожилая женщина.
- Простите пожалуйста, вы местные? – спрашивает она.
- Местные, - отвечает Сереженька.
- А не подскажете мне, как проехать в поселок «Передовой»? Я что-то не могу разобрать по карте.
Мы с удовольствием объясняем женщине, как туда проехать, тем более что это наш поселок и есть. А потом она еще нас и подвозит домой!
- Я понял! – говорит Сереженька. – Когда меня просят о помощи, а я помогаю, это и есть служение! А когда не просят, а я сам хочу помочь, это не служение и не помощь, а какая-то чепуха!
- Но надо еще знать дорогу! – добавляю я. – А то мы бы стали объяснять, сами не зная толком, и заехал бы человек неизвестно куда.
- А для этого нужна ответственность! Надо знать дорогу и отвечать за то, что знаешь! – говорит Сереженька.

Теперь Сереженька каждый день готов помочь кому-то. Но не просто помочь. А сослужить службу, чтобы кому-то стало хорошо. И к нему так часто теперь стали обращаться за помощью!
Почти совсем как к воину света.


Рецензии