Двадцать первый вопрос. Что такое ответственность?

Сегодня мы с Сереженькой на славу потрудились. У нас была настоящая мужская работа: мы вместе делали на зиму кормушки для птичек. Не какие-нибудь картонные кормушки, а настоящие, удобные, из дощечек и с крышей, чтобы снег зернышки не заметал! К нам зимой будут и синички прилетать, и снегири, и все голодные птички! Мы повесили наши кормушки на самых красивых соснах, а одну на березе, и сразу насыпали в них зерно. Птички тут же слетелись и стали радоваться!
И Сереженька радуется, глядя на них. А больше всего радуется потому, что сделал эти кормушки своими руками, и сам птичкам радость подарил.
Он уже привык каждый день дарить кому-то радость!
Вот приходим мы домой. Наработались, устали. А мама, оказывается, тоже устала. Она решила убраться в доме, пока мы мастерим, а дом-то у нас большой! Успела она убрать только первый этаж. Да еще и вкусный-превкусный обед приготовила! Так вкусно во всем доме пахнет, что даже голова кружится.
И, конечно, мама устала еще больше нас. Мы-то с Сереженькой вместе делали, а она одна! Так нечестно.
За обедом Сереженька говорит:
– Мамочка, ты отдыхай после обеда, а мы все уберем!
– Спасибо! – говорит мама растрогано и устало. – Помощники вы мои! Я и правда прилягу.
– Не беспокойся, мамочка, мы справимся! – с гордостью говорит Сереженька.
А обед был такой замечательный и сытный, что у нас тоже с Сереженькой глазки стали слипаться.
– Папа, а давай сначала почитаем, а потом со стола уберем? – предлагает Сереженька. – Посуда же никуда же не уйдет же?
– Знаешь, Сереженька, – говорю я, – если бы мама готовила-готовила обед, а потом решила почитать, то мы бы сейчас с тобой голодные остались! А она, хоть и устала, дала себе честное слово, что нас накормит – и накормила!
– А что такое честное слово? – спрашивает Сереженька, а сам собирает со стола тарелки и вилки.
– Честное слово – это когда ты сам себе говоришь: я отвечаю за это, и обязательно сделаю до конца. Честно-честно!
– Так мы же сделаем! Почитаем, а потом и уберем со стола, и посуду помоем! Честно!
– А когда?
– Когда почитаем! И тогда будем все делать, потому что нам это будет нравиться!
– А пока не почитаем, не будет нравиться?
– Ну, мы же устали! Мне сейчас больше всего понравится отдохнуть… Или поиграть!
– Так мы же играем! Игра у нас такая: посуду моем и отвечаем на хороший вопрос!
– А какой?
– А вот скажи мне, что это значит, что мы отвечаем за посуду?
– Это значит, что мы дали честное слово ее вымыть!
– Это понятно! А что значит, что мы отвечаем? Что такое ответственность?
Сереженька задумывается. В первый раз мы поменялись ролями: теперь я задал вопрос, а ему первому отвечать. Но Сереженька не теряется:
– А ты сам как думаешь? – спрашивает он.
Деваться некуда – надо отвечать!
– Наверное, ответственность – это когда мы готовы ответить и отвечаем… А вот на что? Ответы же дают на вопросы! А где здесь вопрос?
Теперь приходит Сереженькина очередь отвечать:
– А вот и нет! Отвечать можно не обязательно на вопросы! Когда меня зовут в лесу – я отвечаю! Когда соседский щенок бежит ко мне играть – я тоже отвечаю и начинаю с ним играть. Даже когда телефон звонит, я беру трубку и отвечаю! И никаких вопросов здесь нет! И ответственности тоже никакой нет!
– А что же тогда такое ответственность?
– Это когда… Когда я решил что-то сделать и сам себе сказал: я это сделаю! Я как будто сам себя спросил: «Сделаешь?». И сам себе ответил: «Сделаю! Во что бы то ни стало!». Когда я сам себе дал честное слово.
– А почему? Может, за тебя это сделает кто-нибудь другой?
– А потому что, когда это сделает кто-нибудь другой, я нарушу свое честное слово! И сам себя обману. И буду сам чувствовать себя виноватым…
– Значит?
– Значит, я не буду собой управлять!!!
– А кто будет?
– Кто-то другой! Вот здорово! Значит, ответственность – это мое честное слово самому себе, что я сам что-то сделаю! А нужна мне ответственность, чтобы мной никто не управлял, только я сам! Давай скорее запишем это в нашу ответную тетрадку!
И мы записали вот что:

Двадцать первый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ?

Ответ:

ЧЕСТНОЕ СЛОВО САМОМУ СЕБЕ!

А почему она мне нужна?

ЧТОБЫ МНОЙ НИКТО НЕ УПРАВЛЯЛ!

Новая игра.
Что такое ответственность?
Честное слово самому себе!

Сереженька думал раньше, что ответственность – это когда надо делать что-то, что не нравится. А то потом будешь чувствовать себя виноватым. А оказывается, ответственность – это игра с самим собой, и опять против Крокозябриков!
Сереженька, когда играет, очень любит отвечать за то, чтобы победить! И новая привычка ему очень нравится! Даже и объяснять не нужно, как ее получить. Но все-таки на первый раз я рассказываю Сереженьке историю Леонида Пантелеева под названием «Честное слово».

- Вот представь, Сереженька, поздний вечер. Городской парк закрывается на ночь, и сторож уже гремит ключами, запирает ворота. Автор идет мимо и вдруг слышит плач. Он заходит в парк и видит в сумерках мальчика лет семи-восьми (почти как ты!), который стоит у какого-то сарая и плачет.
- Ты что плачешь, мальчик? – спрашивает его автор.
- Мы играли с большими мальчиками в войну, и меня оставили охранять склад боеприпасов, - отвечает мальчик.
- Так уже все ушли домой, парк закрывается! Беги и ты скорее домой!
- Я не могу уйти с поста, - всхлипывая, отвечает мальчик. – Я дал честное слово.
- Хорошо, я приказываю тебе оставить пост и идти домой!
- Вы не можете мне приказывать, вы не военный…
Нечего делать! Пришлось автору снова бежать к выходу из парка и просить сторожа пока не запирать ворота. К счастью, мимо проходил военный в форме майора. Автор попросил его помочь, и военный быстро понял, в чем дело. Быстрым шагом он пошел за автором к сараю.
Уже почти совсем стемнело. Мальчик все плакал.
- Товарищ рядовой, доложите обстановку! – строгим голосом приказал майор.
Мальчик подтянулся и четко доложил, что за время его дежурства происшествий не было.
- Приказываю вам сдать пост и идти домой!
- Простите, - сказал мальчик, - я не вижу в темноте, какое у вас звание? Меня поставил на пост капитан.
- Я майор, - ответил военный.
И мальчик радостно побежал домой.

Сереженьке очень нравится рассказ про смелого мальчика и про то, какой он ответственный.
Теперь он каждый день привыкает давать себе честное слово и обязательно в тот же день выполнять его. Пока это игра, а когда станет привычкой, управлять Сереженькой будет только он сам! Чтобы идти туда, куда нравится и делать то, что радует и его и других!
Хорошая какая привычка – ответственность!


Рецензии