Четырнадцатый вопрос. Что такое унижение?

Волгу очень хорошо видно с нашего балкона. Кажется, она совсем рядом. Минут десять идти пешком, не больше. И мы часто ходим к Волге – просто так, погулять. Осенью купаться холодно, по воде бегут белые барашки, а на песке совсем нет следов. Никто не купается.
Но это только с балкона кажется, что Волга близко. Напрямую к ней не пройти: стоят какие-то бетонные заборы, решетчатые ворота, гаражи… Приходится далеко обходить, чтобы попасть на берег.
Мы идем с Сереженькой привычным путем и у знакомого забора поворачиваем налево. Вдруг Сереженька говорит:
– А почему мы не можем перелезть через забор? Тогда до Волги будет совсем близко!
– Хороший вопрос! – отвечаю я. – Давай поиграем!
– Вот когда маленький заборчик, ограда перед клумбой, я могу ее перешагнуть. Но не хочу топтать цветочки.
– Значит, ты сам решаешь, что такое препятствие лучше не перешагивать?
– А что такое препятствие?
– Это когда что-то мешает идти или ехать. Лежит или стоит на твоей дороге.
– А когда у меня шнурок развязался и я на него все время наступаю – это препятствие?
– Это не препятствие, а помеха. Шнурок же не лежит на дороге, а волочится за тобой.
– Значит, забор – это препятствие?
– Конечно, препятствие!
– А почему он стоит? Может, за ним тоже цветочки посажены?
– Может быть, посажены, а может быть, просто стоит, чтобы никто не ходил. За забором же не видно, что он охраняет.
– А за маленькой оградой видно!
– Потому что ты выше ее.
– Значит, когда я выше препятствия, я сам могу выбрать и решить, надо мне его перешагивать или нет?
– Точно! А когда ты ниже препятствия?
– Тогда я решить не могу! Мне же не видно, что там!
– То есть, получается, что забор выше тебя?
– Забор выше, а я ниже!
– А когда кто-то оказывается ниже препятствия, он чувствует, что он… унижен!
– А я как раз хотел спросить: что такое унижение?
– А теперь ты знаешь ответ?
– Унижение – это когда я ниже какого-нибудь препятствия!
– Молодец! А как избавиться от унижения?
– Не знаю… Я же не могу перешагнуть через забор!
– Это пока ты еще не вырос. Помнишь, мы по дороге к Волге переходим загородку из цепей? Я ее могу перешагнуть, а тебя переношу на ручках!
– А когда я вырасту, я буду ее тоже перешагивать!
– Правильно! Значит, когда вырастаешь, избавляешься от очень многих унижений!
– А еще как можно стать выше препятствия?
– Подумай!
– Еще… Сломать его! Упадет забор – и не будет препятствия!
– Замечательно! А еще? Вот представь, что препятствие – это запертая дверь.
– Тогда надо найти ключ от нее!
– Верно! Дверь откроется, и препятствия не будет!
– Но мне все-таки больше нравится вырасти! Буду большой-пребольшой, и через любое препятствие смогу перешагнуть!
– А когда ты будешь большой, станешь выше, что сможет тебя унизить?
– Только очень большое препятствие! А тогда я буду еще выше расти!
– Значит, чтобы избавиться от любого унижения, что нужно?
– Нужно скорее вырастать! Папа, давай скорее запишем это в ответную тетрадку!
Тетрадка у нас всегда под рукой. И мы записали:

Четырнадцатый вопрос:

ЧТО ТАКОЕ УНИЖЕНИЕ?

Ответ:

ЭТО КОГДА Я НИЖЕ ПРЕПЯТСТВИЯ!

А почему?

ПОТОМУ ЧТО Я ЕЩЕ НЕ ВЫРОС!


Новая игра.
Что такое унижение?
Это когда я ниже препятствия!

Сереженька очень удивлен. Есть столько разных вещей, которых он пока ниже, но он вовсе не чувствует унижения! Как же так?
Чтобы с этим разобраться и получить привычку вообще никогда унижения не чувствовать, мы опять на первый раз поиграем вместе.

- Сереженька, ведь не все большие предметы – препятствия, правда?
- Конечно! Я вовсе не чувствую унижения от того, что я ниже дома!
- А дом тебе мешает куда-нибудь идти?
- Дом? Нет, не мешает. Мимо него идет дорожка, я могу идти по ней, а дом совсем не замечать.
- А дерево мешает?
- Дерево же тонкое, его легко обойти!
- Значит, ты от этого унижения не чувствуешь?
- Нет, конечно!
- А теперь смотри, вон строители выкопали канаву. Наверное, что-то ремонтируют. Я ее, может, и смогу перепрыгнуть, а ты пока еще нет. Как быть? Как нам пройти к Волге?
- Канава – это препятствие, да, папа? Она лежит на нашем пути и мешает. А перешагнуть ее я не могу. Значит, эта канава меня унижает!
- Отлично! А как теперь это унижение преодолеть?
- Надо или ее закопать…
- Не годится!
- Или вырасти...
- Долго придется ждать!
- Или найти ключ! Который отпирает дверь. А какая здесь дверь?
- Дверь всегда ведет… в игру! И, чтобы отпереть ее, надо поиграть в новую игру.
- Вот это здорово!
- Итак, перед нами приключение! Надо перейти пропасть, а в ней на глубине сто метров ревет клокочущий поток! Как мы справимся с такой задачей?
- Мы срубим дерево и перебросим его на тот берег! А по дереву перейдем, как по мосту!
- Отлично! Ищем дерево!
Искать долго не пришлось. На краю канавы лежит широкая толстая доска. Мы с Сереженькой ставим ее вертикально, как дерево, Сереженька берет «топор»: крепкую палку, и начинает «рубить». Не проходит и полминуты, как «дерево» с шумом падает на другой берег «пропасти». Мост получился крепкий! Мы и сами перешли по нему на ту сторону, и оставили для других путников.
Чтобы препятствие на пути их не унижало.

Теперь каждый день Сереженька с удовольствием отыскивает препятствия на своем пути и преодолевает их. И самый лучший способ преодолеть любое препятствие – это подобрать к нему подходящий ключик игры! Хорошая получилась привычка! Сереженька и сам не замечает, как с этой привычкой он день ото дня все растет и растет – и препятствий становится все меньше и меньше…


Рецензии